Рецензия на фильм «Армия воров»: «Кольцо нибелунга» в эпоху зомби-апокалипсиса
Оценка: 7 из 10
Фильм «Армия воров» вышел на стриминговом сервисе Netflix 29 октября 2021 года. Режиссер: Маттиас Швайгхёфер. В ролях: Маттиас Швайгхёфер, Натали Эммануэль, Руби О. Фи, Стюарт Мартин, Гуз Кхан.
В мае 2021 года мир увидел «Армию мертвецов» – блокбастер Зака Снайдера про зомби-апокалипсис в Лас-Вегасе, выпущенный уже после того, как постановщик расстался с Warner Bros. Фильм был встречен неоднозначно. Одни хвалили его, утверждая, что Снайдер, будучи предоставленным сам себе, сумел оторваться, – история классическая и простая, мрачная, с кровавыми экшен-сценами и грамотно подобранной музыкой. Другие ругали за замыленную картинку, расфокусированную камеру и в целом излишне мрачную картину Лас-Вегаса (ожидая, очевидно, какого-то китча в духе ярких первых трейлеров и прочих промо-материалов).
Как бы вы ни относились к «Армии мертвецов», ваше внимание, скорее всего, привлек эпизодический персонаж – взломщик Людвиг Дитер, появляющийся в лучшем случае минут на десять. Он получился настолько харизматичным и странным, что именно про него было решено снять приквел (а вовсе не про главного героя Дэйва Батисты, хоть тот и возомнил себя большим драматическим актером уже после пяти минут в «Бегущем по лезвию» Дени Вильнева).
Итак, Людвиг Дитер (на самом деле его зовут Себастьян Шленхт-Вёнерт, но для героев-американцев это звучит слишком сложно) живет в Потсдаме и каждый день ходит на ненавистную, скучную работу в банк. Параллельно он введет блог о взломе сейфов на YouTube: канал вообще никто не смотрит, но герой все же вкладывает в него всю душу. Сейфы – хобби Людвига с самого детства, однако скорее теоретическое: парень очень далек от криминального мира. Но однажды его находит Гвендолин – воровка драгоценностей, которая находится в розыске у Интерпола. Девушка предлагает Людвигу принять участие в грандиозной афере – взломать три сейфа, которые создал знаменитый мастер Вагнер (тезка великого композитора) и которые, согласно легенде, невозможно взломать (четвертый сейф того же мастера уже показывали нам в «Армии мертвецов»). Для Людвига и Гвендолин эта операция – способ раскрыть себя и найти свое место в воровском мире, совершив невозможное. Но остальную команду интересуют только деньги. Тем временем в Неваде начинается зомби-апокалипсис.
«Армия воров», как и «Армия мертвецов» – фильм не идеальный, но достойный просмотра. Удивительно, но процесс взлома сейфов (в общем-то, скучный и однообразный) режиссер смог показать очень увлекательно. Да и сами сейфы здесь выглядят полноценными персонажами с историей и характерами. В конце концов, их создателя было решено назвать Вагнером не просто так: параллели с циклом опер «Кольцо нибелунга» очевидно добавляют фильму постмодернистской глубины.
Не менее важно и то, что фильм про Людвига можно смотреть совершенно отдельно от картины Снайдера. Да, в нем также фигурирует зомби-апокалипсис (точнее, самое его начало), но все же это лишь фон для происходящих событий и удачная тема для стеба.
Сюжетно «Армия воров» достаточно банальна. Это не «11 друзей Оушена» и прочие лихие картины об ограблениях. Поскольку герои за один фильм должны обчистить аж три разные локации, история не сильно зацикливается на конкретных событиях и концентрируется лишь на химии между главными героями. Тут уж Маттиас Швайгхёфер поработал на славу. Обычно, когда режиссер сам исполняет главную роль в фильме, это выливается в огромную порцию самолюбования и нарциссизма. Но Маттиасу удалась практически невозможная с точки зрения собственного эго задача – не только показать своего героя крутым взломщиком, но и взглянуть на него с большой долей самоиронии.
Изначально «Армия воров» казалась необязательным спин-оффом, паразитирующем на картине Снайдера. На практике же этот фильм может порадовать куда больше зрителей, чем блокбастер про зомби-апокалипсис – хотя бы из-за своей большей легкости. Если вам вдруг не понравилась «Армия мертвецов» Снайдера, но хочется что-то в той же вселенной – картина Маттиаса Швайгхёфера точно для вас.
Павел Соломатин, InterMedia