Экстремальный разворот зрелищных индустрий: чего ждать по итогам 2022 года?
Информационное агентство InterMedia, ежегодно публикующее исследование «Сфера культуры и культурные индустрии в РФ», представило экстремальный прогноз по рынку зрелищных индустрий на 2022 гг. и сопоставило их с данными за 2019–2021 гг..
Основные факторы:
- пандемия коронавируса, которая в 2020 году заметно урезала доходы сегментов культуры, работающих в первую очередь с офлайн-мероприятиями;
- специальная военная операция, вызвавшая в 2022 году уход из России большей части зарубежного кино, а также почти всех зарубежных и многих российских звезд;
- стрессовая ситуация, вызывающая у зрителей неуверенность в завтрашнем дне и затрудняющая планирование досуга – как правило, билеты на концерты и спектакли покупаются всегда сильно заранее;
- проведение мобилизации, в результате которой отрасль потеряла значительное число как востребованных специалистов, так и зрителей.
По методике InterMedia к зрелищным мероприятиям в сфере культуры относятся три сегмента:
- афишные исполнительские мероприятия (концерты, спектакли, шоу всех видов с участием исполнителей и распространением билетов или открытым входом);
- кинопоказ и кинофестивали (продажи билетов в кинотеатры, доли продюсеров от зарубежного проката российских фильмов, бюджетные ассигнования и субсидии, выделяемые на производство и распространение фильмов, а также на проведение кинофестивалей);
- неафишные исполнительские мероприятия (частные, государственные, корпоративные и др.).
При этом учитывается деятельность организаций всех организационно-правовых форм.
Зрелищные мероприятия в сфере спорта в исследовании не учитываются.
Финансовые показатели зрелищных мероприятий, 2019–2022 гг., млн руб.
2019 | 2020 | |||||
КД | БА | Всего | КД | БА | Всего | |
Афишные исполнительские мероприятия | 100 090 | 112 310 | 212 400 | 29 142 | 120 567 | 149 709 |
Кинопоказ и кинофестивали | 55 314 | 9 603 | 64 917 | 23 819 | 12 402 | 36 221 |
Неафишные исполнительские мероприятия | 36 000 | 0 | 36 000 | 20 000 | 0 | 20 000 |
Итого | 191 404 | 121 913 | 313 317 | 72 961 | 132 969 | 205 930 |
2021 | 2022 (П) | |||||
КД | БА | Всего | КД | БА | Всего | |
Афишные исполнительские мероприятия | 60 628 | 130 510 | 191 138 | 69 000 | 130 000 | 199 000 |
Кинопоказ и кинофестивали | 42 201 | 8 692 | 50 893 | 15 000 | 10 000 | 25 000 |
Неафишные исполнительские мероприятия | 23 000 | 0 | 23 000 | 26 000 | 0 | 26 000 |
Итого | 125 829 | 139 202 | 265 031 | 110 000 | 140 000 | 250 000 |
Источник: InterMedia (по данным Минкультуры России, ГИВЦ Минкультуры России, Фонда кино, а также собственным данным InterMedia)
Примечание InterMedia:
КД – доходы от коммерческой деятельности
БА – бюджетные ассигнования
П – прогнозные данные.
Общий оборот зрелищных мероприятий по итогам 2021 года составил 265 млрд рублей. Из этой суммы 125,8 млрд рублей приходятся на доходы от коммерческой деятельности, а 139,2 млрд рублей – на ассигнования из бюджетов всех уровней.
Согласно прогнозу, по итогам 2022 года обороты составят 250 млрд рублей. Из этой суммы 110 млрд рублей составят доходы от коммерческой деятельности, а 140 млрд рублей – ассигнования из бюджетов всех уровней.
Таким образом, оборот зрелищных индустрий по итогам 2022 года достигнет только 81% от объема допандемийного 2019 года. При этом доходы от афишных мероприятий достигнут 95%, от неафишных – 72%, а от кинопоказа и кинофестивалей – 40% результатов 2019 года.
Доходы зрелищных мероприятий по сегментам, 2019–2022 гг.
Источник: InterMedia (по данным Минкультуры России, ГИВЦ Минкультуры России, Фонда кино, а также собственным данным InterMedia)
П – прогнозные данные.
В бюджетные ассигнования включены как средства, полученные от учредителей, так и гранты и субсидии, полученные из бюджетной системы Российской Федерации. В 2020 году впервые в истории зрелищных индустрий России объем бюджетных ассигнований превысил объем доходов от коммерческой деятельности: 130 млрд рублей против 71 млрд рублей. В 2021 году тренд остался неизменным: почти 135 млрд рублей против 123 млрд рублей.
Эксперты InterMedia по имеющимся данным прогнозируют сохранение тренда и по итогам 2022 года. Так, на бюджетные ассигнования придется 140 млрд рублей, а на коммерческую деятельность – 110 млрд рублей.
Обороты зрелищных индустрий – доходы от коммерческой деятельности и бюджетные ассигнования, 2019–2022 гг.
Источник: InterMedia (по данным Минкультуры России, ГИВЦ Минкультуры России, Фонда кино, а также собственным данным InterMedia)
П – прогнозные данные.
Хотя афишные мероприятия показывают самые высокие темпы восстановления (в 2021 году их доходы достигли 90% по отношению к 2019 году, в 2022 году они могут достичь 95%), структура их доходов значительно изменилась.
Так, по итогам 2019 года доходы от коммерческой деятельности между бюджетными (т.е. цирками, концертными организациями и самостоятельными коллективами, театрами и их филиалами, подведомственными органам культуры и другим ведомствам РФ) и небюджетными организациями распределились почти поровну: 49% и 51% соответственно. В пандемию соотношение серьезно сместилось в сторону бюджетных организаций – на них пришлось уже 74% от всей коммерческой деятельности.
Бюджетные организации сохранили лидирующие позиции в 2020 году – на их коммерческую деятельность пришлось уже 63%. По прогнозам InterMedia по итогам 2022 года их доля также останется доминирующей в структуре коммерческих доходов и составит 65%. Такой тренд, скорее всего, будет сохраняться и в ближайшие годы.
Таким образом, если не случится новых потрясений, коммерческие доходы бюджетных организаций, занимающихся афишными мероприятиями, по итогам 2022 года упадут только на 11% относительно 2019 года. Коммерческие доходы небюджетных организаций (т.е. предпринимателей) упадут на 49%, что обозначает этот субсегмент как наиболее пострадавшую часть зрелищных индустрий.
Доходы от коммерческой деятельности бюджетных и небюджетных организаций, проводящих афишные мероприятия, 2019–2022 гг.
Источник: InterMedia (по данным Минкультуры России, ГИВЦ Минкультуры России, Фонда кино, а также собственным данным InterMedia)
П – прогнозные данные.
Бюджетные ассигнования, выделяемые организаторам афишных мероприятий, в пандемийный 2020 год выросли на 9% относительно допандемийного 2019 года. В 2021 году они выросли на 14% относительно все того же 2019 года. По итогам 2022 года планируется рост на 16% относительно 2019 года.
По данным информационного агентства InterMedia, в 2022 году число организаторов зрелищных мероприятий в России составит 3 тыс., из них 1123 являются организациями, финансируемыми из бюджетов всех уровней. Число площадок для зрелищных мероприятий – 4200, из них 2653 управляются организациями, финансируемыми из бюджетов всех уровней.
Число организаторов зрелищных мероприятий в России, 2022 г.
Источник: InterMedia (по данным Минкультуры России, ГИВЦ Минкультуры России, Фонда кино, а также собственным данным InterMedia)
Число площадок зрелищных мероприятий в России, 2022 г.
Источник: InterMedia (по данным Минкультуры России, ГИВЦ Минкультуры России, Фонда кино, а также собственным данным InterMedia)
Серьезно пострадавшим сегментом по итогам как пандемии, так и всех дальнейших событий, помимо зрелищного предпринимательства, можно считать также кинопоказ и кинофестивали. В 2020 году он восстановился на 78% относительно 2019 года, но в конце 2022 года, согласно прогнозу InterMedia, обвалится еще сильнее – до 40% относительно 2019 года.
В первую очередь продолжающееся падение неизбежно из-за низких кассовых сборов внутри страны (на них приходится основная часть коммерческих доходов сегмента), а также сокращающихся сборов отечественных фильмов за рубежом. Вся коммерческая деятельность сегмента по итогам 2021 года составила 42 201 млн рублей. Однако, по прогнозам InterMedia, в 2022 году его ожидает сокращение до 15 млрд рублей.
Доходы от коммерческой деятельности и бюджетные ассигнования, выделяемые на киноиндустрию, 2019–2022 гг.
Источник: InterMedia (по данным Минкультуры России, ГИВЦ Минкультуры России, Фонда кино, а также собственным данным InterMedia)
Примечание InterMedia:
КД – доходы от коммерческой деятельности
БА – бюджетные ассигнования
П – прогнозные данные.
Бюджетные ассигнования, выделяемые на кинематографию, в 2020 году заметно выросли относительно допандемийного 2019 года, однако в 2022-м они должны вернуться к прежнему уровню. К тому же, в общих оборотах сегмента кинопоказа и кинофестивалей бюджетные ассигнования пока недостаточно существенны, чтобы смягчить обвальное падение доходов от коммерческой деятельности.
– Уровня самого успешного для зрелищных индустрий 2013 года достичь удастся нескоро, – сделал неутешительный вывод главный редактор ИА InterMedia Евгений Сафронов в беседе с «Коммерсантом», посвященной публикации предварительных результатов исследования.
Павел Соломатин, InterMedia