Исследование InterMedia «Сфера культуры и культурные индустрии в РФ ― 2021»
Сфера культуры, динамично развивавшаяся в послевоенном мире, переживает в последние годы сильнейшие потрясения. Под влиянием пандемии, а в последние дни - событий, связанных со специальной военной операцией, темпы роста этой ключевой для цивилизации сферы человеческой деятельности буквально обрушились, а её структура претерпела тектонические изменения. Детальному анализу этих процессов посвящен очередной выпуск комплексного исследования «Сфера культуры и культурные индустрии в РФ», опубликованный информационным агентством InterMedia 6 апреля 2022 г.
С эксклюзивными фрагментами этой работы ранее можно было ознакомиться в публикациях СМИ:
- «Известия» ― «Фрондовый рынок»
- «Ведомости» ― «Четыре российских музея впервые оказались в десятке самых посещаемых в мире»
- Forbes ― «Веселиться негоже»: выживут ли концертные агентства без иностранных артистов»
- Газета «Культура» ― «InterMedia представит исследование «Сфера культуры и культурные индустрии в РФ»
и многих других.
Работа над исследованием ведется с 2011 года, когда по просьбе президента Торгово-промышленной палаты РФ Евгения Примакова агентством interMedia был подготовлен и представлен в авторитетном «Меркурий-клубе» доклад о состоянии российской культуры. Он выявил проблему острого недостатка системной информации в сфере культуры. Тогда же предварительные результаты исследования были опубликованы в официальной газете ТПП РФ, а с 2014 г. информационным агентством InterMedia была начата регулярная подготовка комплексного исследования сферы культуры. С тех пор выход каждого издания исследования ― событие, которое обсуждается на таких мероприятиях как Международный культурный форум и Российская креативная неделя; его результаты публикуются в ведущих изданиях, таких как «Коммерсантъ», «Ведомости», «Известия», «РБК», Forbes и др. Презентация исследования 2020 года состоялась на площадке «Российской газеты».
Задача исследования – систематизация доселе разрозненных данных о сфере культуры и представление её в виде, удобном для использования коммерческими, научными, учебными и властными структурами. Методика проведения изначально была основана на передовых мировых подходах с учетом российской специфики, в силу чего постоянно дорабатывается и совершенствуется.
В 2021 году запрос на комплексную информацию о культурных индустриях перерос индустриальный масштаб и стал общественным: Правительство РФ и Министерство культуры РФ активизировали законодательную деятельность, и те решения, которые в ближайшие годы могут быть приняты в сфере культуры, коснутся каждого. Возможно, будет всё же принят Закон о культуре, о принятии которого президент РФ Владимир Путин заявлял еще в 2017 году.
С ростом запросов и аудитории приобрело новый масштаб и само исследование: в 2020 году издание расширилось до трехтомника (добавились «Терминология» и «Законодательство»), а в 2022 году выросло до 400 страниц ― за счет добавления более сотни новых терминов и ранее не публиковавшихся глав.
Трехтомное интерактивное исследование InterMedia
«Сфера культуры и культурные индустрии в РФ ― 2021»
Прорывы и провалы в сфере культуры в 2020-2021 гг.:
- Онлайн-доходы культурных индустрий в 2020 г. впервые превысили офлайновые.
- Катастрофически упали доходы секторов, связанных с очным присутствием граждан ― зрелищных мероприятий, культурного досуга, кинопроката и др. Доходы от коммерческой деятельности в этих секторах упали в 2020 г. более чем втрое, и в 2021 г. системного восстановления не произошло.
- Докризисные показатели в онлайн-сегментах, наоборот, превышены: интернет-реклама, видеоигры, легальные аудио- и видеосервисы, платное ТВ, продажи бытовои электроники, предоставление доступа в интернет приносят все больше доходов.
- Бьёт рекорды выручка как легальных, так и нелегальных стриминговых сервисов. Доходы легальных видеосервисов в 2021 году увеличились на 28%, аудиосервисов ― на 47%.
- Доходы онлайн-пиратов, по оценкам ряда аналитиков, снизились. При этом эксперты, использующие иные методики, наоборот, говорят об их росте, связанном с интенсивностью проникновения широкополосного доступа и ростом интернет-трафика. Торренты уходят в прошлое и уступают пальму первенства контрафактному стримингу.
- Завершился процесс поглощения крупных мировых компаний-производителей контента международными монополиями. До пандемии этот глобальный тренд был не так заметен в России, но теперь он выходит на первый план. Несколько сотен ведущих компаний, работающих в культурных индустриях, сведены аналитиками InterMedia в две таблицы ― «Весь мир» и «Россия».
- С 17 до 20% выросла доля бюджетных ассигновании в общем объеме поступлении организации. Культурные индустрии, основанные на очном присутствии, стали более зависимыми от бюджетов (к примеру, Большой театр получил на выполнение госзадания в 2019 году 4,1 млрд руб., а в 2020 году — 7,3 млрд руб).
- Основной удар пандемии пришелся на предпринимателей. Продуманной адресной поддержки они не получили: власти пока не до конца осознают масштаб их влияния на общество, в частности ― на лидеров общественного мнения.
- Доходы творческих работников заметно снизились вслед за падением доходов офлайн-секторов. Индустрии, работающие в онлайне, не обеспечивают справедливого вознаграждения творческим работникам, так как большая часть их доходов уходит корпорациям и контрафактным сервисам.
- Креативные индустрии также нашли своё место в исследовании ― описана история возникновения этого понятия, особенности его толкования и классификации в различных странах мира.
- Фонды, поддерживающие отечественную культуру, играют всё большую роль в РФ. Их работа изучена экспертами InterMedia впервые в России.
- Краудфандинг ― один из наиболее эффективных инструментов сбора средств для некоторых видов культурных проектов.Эксперты InterMedia впервые в России провели детальный анализ краудфандинговых кампаний.
- Впервые с прошлого века продажи виниловых пластинок опередили продажи компакт-дисков. Всего за 2021 год в России было реализовано 1,15 млн. физических носителей на сумму более 260 млн. руб.
С прошлогодним исследованием «Культура и культурные индустрии в РФ ― 2020» можно ознакомиться по ссылке.
Также вы можете ознакомиться с другими исследованиями InterMedia.
Замечания и предложения просьба направлять на research@intermedia.ru.
Дмитрий Корчак исполнит «Шедевры русской оперы» в «Зарядье»
Концерт тенора Дмитрия Корчака с программой «Шедевры русской оперы» состоится 5 декабря 2024 года в МКЗ «Зарядье». Артист, которого мировая пресса называет «королем бельканто», прилетит в Россию всего на пару дней в перерыве между выступлениями в Венской государственной опере и миланском театре «Ла Скала». Программа «Шедевры русской оперы» станет единственным сольным концертом исполнителя в Москве в сезоне 2024/2025.
- Русский репертуар очень сложен для исполнения. В нем важно всё – музыка, текст, исторический контекст эпохи, в которую создавалось произведение композитором, как и контекст эпохи, про которую та или иная опера была написана. Но самое главное для меня в русской оперной музыке – это та душевность, те глубокие эмоции, которые исполнитель должен постараться донести до слушателя, – рассказывает Дмитрий Корчак.
Концерт пройдет под руководством дирижера Тимура Зангиева и в сопровождении Национального филармонического оркестра России, художественный руководитель и главный дирижер Владимир Спиваков. В программе - арии из опер «Снегурочка», «Майская ночь», «Садко» Н.А.Римского-Корсакова, «Евгений Онегин» П.И.Чайковского, «Дубровский» Эдуарда Направника, «Обручение в Монастыре» Сергея Прокофьева, «Князь Игорь» Александра Бородина. Отдельного внимания заслуживает партия Ленского, первое исполнение которой состоялось в легендарном спектакле Венской государственной оперы, где был собран звездный состав – партнерами Дмитрия по сцене стали тогда Дмитрий Хворостовский и Анна Нетребко.
Сообщение не является рекламой и носит исключительно информационный характер.
«Мельница» отметит Рождество в Москве в Татьянин день
Традиционный рождественский концерт группы «Мельница» состоится в клубе 1930 Moscow 25 января 2025 года. Коллектив исполнит песни из своих приуроченных к этому празднику макси-синглов.
- В Москве по прогнозу снег и рождественский концерт 25 января. Покажем специальную версию юбилейной программы в клубе 1930 Moscow! - сообщили в соцсетях представители группы.
«ИнтерМедиа» напоминает, что «Мельница» выпустила альбом «Live 25» к своему четвертьвековому юбилею 20 сентября 2024 года. Часть песен из этого релиза будет представлена и на рождественском концерте.
Алексей Дубровский и Андрей Чернышов расскажут о 200-летии Малого театра
Пресс-конференция, приуроченная к 200-летию Исторической сцены Государственного академического Малого театра России, состоится 25 ноября 2024 года в Дальнем зале пресс-центра «Россия сегодня». В ней примут участие главный режиссер Малого театра Алексей Дубровский, актеры Виктор Низовой, Андрей Чернышов и Екатерина Гревцева.
За 200 лет существования здания на Театральной площади на Исторической сцене Государственного академического Малого театра России было поставлено огромное количество спектаклей, которые стали классикой театрального искусства. Не будет исключением и новая постановка пьесы XIX века «Лев Гурыч Синичкин, или Провинциальная дебютантка», премьера которой состоится 30 ноября.
В рамках мероприятия речь пойдет о праздновании юбилея Исторической сцены, о процессе создания сценической версии водевиля, а также о творческих планах труппы.
Аккредитация: accreditation@ria.ru.