«Многоликий, но единственный»: 100 лет со дня рождения Иннокентия Смоктуновского

предоставлено пресс-службой Музея МХАТ

Столетие со дня рождения Иннокентия Смоктуновского отмечается 28 марта 2025 года. В Музее МХАТ открылась выставка «Многоликий, но единственный». Смоктуновского считают артистом, который перевернул представление об актёрской игре. В 1957 году он так сыграл князя Мышкина в спектакле Георгия Товстоногова "Идиот", что не поверить в реальность этого персонажа было невозможно.

– По отношению к актёру эпитет "гениальный" начали применять именно после этого спектакля, – рассказала изданию gazetametro.ru заместитель директора Музея МХАТ Марфа Бубнова. – Это был совершенно другой театр, совершенно другой подход актёра к работе над ролью, он перевернул этим спектаклем вообще всю театральную, и не только, общественность. Именно тогда и стали говорить, что Смоктуновский гений.

Иннокентий Михайлович много писал о своей работе над ролями, и эти записи помогают проникнуть в его творческую лабораторию – именно это определение лучше всего подходит для той огромной внутренней работы, которую артист проделывал для каждой своей роли. Так, образ князя Мышкина он подсмотрел в коридорах "Ленфильма", где снимался параллельно с репетициями у Товстоногова: это был незнакомый ему, "божественно спокойный" человек, который стоял среди снующей мимо него толпы и невозмутимо читал книгу.

"Роль близка мне не столько даже как актёру, сколько как человеку, – писал Смоктуновский о Мышкине. – Работа над ней огромный и неповторимый, как юность, отрезок моей жизни. Только играя Мышкина, я наконец-то прорвался к самому себе. Это самая личная, самая выстраданная, самая сокровенная моя роль".

Уникальность работы Смоктуновского над любой ролью заключалась в его любви к подробностям и дотошном внимании, с которым он подходил к каждому тексту и которое могло показаться избыточным. На какое-то время он буквально становился тем, кого собирался играть.

Так, репетируя Иудушку Головлёва, артист приходил в театр в вязаной растянутой кофте, стоптанных туфлях, старых брюках с "пузырями" на коленях и с нелепой авоськой в руках – "то ли бомж, то ли опустившийся вдовец", по определению профессора Школы-студии МХАТ Ольги Егошиной. На репетиции "Кабалы святош", где он играл Людовика XIV, артист, наоборот, приходил ослепительно нарядный, подтянутый, свежий и по-особому элегантный. "Превращение происходило в ходе репетиции, входя в образ, Смоктуновский постепенно подчинялся его диктатуре", – говорит Егошина.

Смоктуновский вспоминал, как после возвращения с фронта его приятель по драмкружку позвал его в театр:

"Вскоре после возвращения зашёл ко мне приятель и предложил поступить в театральную студию при Красноярском театре. "Будем вести лёгкую, приятную, весёлую, беззаботную жизнь", — убеждал он меня. Прошло много лет с тех пор, но его слова я помню, словно это было вчера. Злой иронией звучат они сейчас. Было в моей жизни много всякого и плохого, и прекрасного. Одного только не было и, наверное, никогда не будет – лёгкости и беззаботности. Должно быть потому, что эти понятия несовместимы с актёрской профессией вообще".

Как-то актриса Алла Демидова спросила Иннокентия Михайловича, считает ли он себя гением, и он ответил, что гениальность проверяется временем, а он просто не более чем способный человек. "Я работяга, ломовая лошадь, я очень много работаю", – говорил он.

– Однажды он летел с коллегами куда-то на гастроли, и Олег Ефремов пошутил: "Я, наверное, гениальный артист". На что Смоктуновский тоже отшутился: "Ну, если ты гениальный, то тогда я космический", – рассказывает Марфа Бубнова.

Он знал себе цену, но более требовательного к себе человека в театре было найти сложно. Об этом опять же красноречиво свидетельствуют его записи.

"Вот уже около восемнадцати раз выходил на сцену Малого театра в образе царя Фёдора Иоанновича. И всё-таки нет на душе покоя, столь необходимого для этой непростой работы, – пишет Смоктуновский о спектакле "Царь Фёдор Иоаннович". – Спектакль пользуется успехом у зрителей и у критиков. Его, как говорится, хвалят. Не обходят и меня. А удовлетворения, покоя нет. И в чём здесь секрет, не знаю... Мне кажется, что причину этой неуспокоенности следует искать прежде всего в самом себе. Я подхожу к этой работе со всей ответственностью, со всей душой. И снова, и снова думаю над этой удивительной ролью, вместившей в себя много такого, чего я ещё не могу познать. Надо искать. Искать в себе. За меня этого не сделает никто".

"Я нашёл свой театральный дом во МХАТе. Здесь перелётная театральная птица наконец совьёт гнездо", – пишет Смоктуновский о своём уходе из Малого театра. На сценах МХАТ с 1976 по 1994 год он сыграл не так много, всего 13 ролей, но каждое его появление на подмостках становилось историей для театра и него самого. Первым спектаклем на сцене МХАТ стал для Смоктуновского чеховский "Иванов", последним – "Возможная встреча", где он сыграл роль Иоганна Себастьяна Баха.

– Он играл не только "иконописных" героев, которых мы считаем классическими, но и более простых, и тоже вкладывал в них очень много, подходил к этому особенно, – говорит Марфа Бубнова. – При всём разнообразии ролей, при всей многоликости персонажей образ Смоктуновского отмечен уникальной цельностью. Это цельность актёрской манеры, которую не перепутаешь ни с какой другой. Его голос узнаётся даже не с первой фразы, а с первого звука, его причудливая пластика неповторима.

"Иванов" (1976 год, МХАТ имени М.Горького)

"В критике Иванова называли иногда русским Гамлетом. Это неверно. Иванов – герой национальный, сугубо русский. А русский человек не может жить без созидательной, жизнеутверждающей идеи, общей идеи осмысленного мировоззрения, как любил говорить Чехов. Иванов не может посеять и взрастить что-то на удивительно плодотворной, щедрой нашей земле, потому что лишён этой идеи, не способен творить добро. И в этом его трагедия. Чехов, как и Достоевский, писал не только о прошлом и настоящем, но и о будущем, потому его произведения так близки нашим дням и так нужны нам сегодня". (Иннокентий Смоктуновский)

"Господа Головлёвы" (1984 год, МХАТ имени М.Горького)

"Большая моя роль – Порфирий Головлёв в спектакле "Господа Головлёвы" во МХАТе. Работа эта была для меня очень трудной. И трудность заключалась в том, что едва ли не впервые я делал на сцене человека ярко негативной сущности. Однако эта негативность моего персонажа – не отвлечённая, ибо немало я таких людей повидал в жизни. Я честен, я не люблю врать ни себе, ни другим. И всё-таки, наверное, в каждом из нас есть хоть капля такого Иудушки. Работая, я пытался сделать эти черты узнаваемыми, выпуклыми. Мне хотелось, чтобы ужаснулись сидящие в зале, чтобы они ещё раз проверили, осмыслили себя. Иногда мне кажется, что работа удалась, порой грезится, что персонажу этому необходимо более патологическое начало, чтобы всё чудовищное стало обыденным". (Иннокентий Смоктуновский)

"Кабала святош" (1988 год, МХТ имени А.П.Чехова)

"Однажды на репетиции "Кабалы святош", где Смоктуновский репетировал роль Людовика XIV, он появился с весьма своеобразной посадкой головы. На вопрос, как появилось это решение, пояснил, что он, снимаясь в Ленинграде, заходил в Эрмитаж, смотрел портреты Людовика и увидел, что у короля большой выпирающий кадык. И этот кадык стал тем самым "манком" для актёрской фантазии, который неожиданно открывает путь к образу". (Ольга Егошина)

Фото: предоставлено пресс-службой Музея МХАТ На фото: Иннокентий Смоктуновский в спектакле "Иванов"
Теги: выставка, МХТ им. Чехова, Иннокентий Смоктуновский

Андрей Кончаловский возглавил художественный совет Театра Моссовета

Илья Золкин

Режиссер Андрей Кончаловский возглавил художественный совет Государственного академического Театра имени Моссовета. Об этом сообщает РБК со ссылкой на пресс-службу культурного учреждения. В совет вошли артисты театра Александр Голобородько, Ольга Остроумова, Сергей Виноградов, Ирина Климова и Евгения Крюкова. Состав будет обновляться каждый год.

- Он будет участвовать в формировании репертуара, выдвигать свои предложения по выбору режиссеров для новых постановок и решать другие вопросы, связанные с творческой составляющей работы театра, — заявили в театре.

Андрей Кончаловский пояснил, что худсовет не заменит, а дополнит работу художественного руководителя театра, которым остается Евгений Марчелли, также вошедший в совет.

- Теперь основные решения, касающиеся творческой составляющей жизни театра, будут получать экспертную оценку участников совета. Он состоит из профессионалов своего дела, опытных артистов, для которых наш театр стал вторым домом, — говорит режиссер.

В Театре Моссовета Андрей Кончаловский ранее поставил тетралогию по пьесам Чехова «Три сестры», «Дядя Ваня», «Вишневый сад» и «Чайка», а также спектакли «Укрощение строптивой» Шекспира и «Супружеская жизнь. Перестройка» по Ингмару Бергману. Недавно, он выступил в качестве худрука постановки «Машенька» режиссера Евгении Тикиджи-Хамбурьян.

Подписаться на новости InterMedia
Нажимая кнопку "Подписаться", я даю свое согласие на обработку персональных данных

На Страстном бульваре откроется фотовыставка, посвящённая юбилею Иннокентия Смоктуновского

предоставлено пресс-службой Музея МХАТ

Фотовыставка, посвящённая 100-летию со дня рождения народного артиста СССР Иннокентия Смоктуновского, откроется 10 апреля на Страстном бульваре, напротив дома 12. Выставка познакомит гостей с биографией актёра и калейдоскопом его великих работ как на театральной сцене, так и в кино. Проект подготовлен Департаментом культуры, Московской дирекцией массовых мероприятий совместно с Музеем МХАТ.

На фотовыставке посетители смогут увидеть уникальные кадры из архивной коллекции Музея МХАТ, познакомиться с биографией народного артиста и увидеть записи выступлений Смоктуновского на театральной сцене МХАТ в роли Иванова из спектакля «Иванов», Людовика Великого из спектакля «Кабала святош» и Баха из постановки «Возможная встреча» – стенды экспозиции будут дополнены QR-кодами, ведущими на видеозаписи спектаклей.

Фотовыставка будет представлена на Страстном бульваре напротив дома 12, с 10 апреля по 4 мая 2025 года.

Открытие в 12.00.

Фото: предоставлено пресс-службой Музея МХАТ
Теги: юбилей, фотовыставка, анонс выставки, Иннокентий Смоктуновский

Театральные сценографы: «Приучать глаз народа к красивому везде»

предоставлено Пресс-службой Всероссийской платформы Artists/Художники

Обозреватель платформы Artists/Художники, созданной при поддержке Президентского фонда культурных инициатив, предлагает исторический экскурс в профессию театрального сценографа.

Сценограф – незримый творец, который формирует наше визуальное восприятие спектакля. Однако путь к этому статусу был долгим и тернистым. От простых табличек на сцене шекспировского «Глобуса» до ярких и смелых экспериментов Константина Коровина — история театральной декорации полна трансформаций

Сегодня сценограф – это самостоятельная и самоценная театральная профессия. Он является таким же создателем спектакля, как и режиссёр; не зря же в программках его часто именуют художником-постановщиком. Многим из тех, кто сегодня приходит в театр, кажется, что так было всегда. Но давайте вспомним, что в знаменитом шекспировском «Глобусе» никаких декораций не было вовсе. Чтобы зритель понимал, где происходят события, на столбах, поддерживающих сценическую коробку, просто вывешивались таблички – «Лес», «Замок», Пещера» и так далее. Впрочем, есть в истории театра период, когда художник был на сцене главным «действующим лицом». Речь об эпохе барокко - более всего целилась красочность зрелища, разворачивающегося на подмостках, художник отвечал и за живописность декораций, и за причудливую яркость костюмов, и за изысканность бутафории.

В эпоху классицизма, художника-творца с пьедестала потеснили «непреложные законы сцены», декорации, как правило, сводились к условным колоннадам и перспективам – статическому действию большего и не требовалось. Романтизм, пришедший на смену классицизму, сделал ставку на актёра. Художнику же только и оставалось, что из раза в раз воспроизводить одни и те же абстрактные интерьеры и пейзажи, отвечавшие неписаным канонам. Отвести душу он мог только в «спецэффектах» – громах, молниях и бурях, без которых не обходилась ни одна романтическая пьеса. И только к концу XIX века, когда зрителю, уставшему от страстей «романических», захотелось окунуться в подлинные (причём, не только на подмостках, но и в прочих искусствах), художник получил возможность выйти из кулис на авансцену. Наступила эпоха смелых сценографических опытов.

Первые эксперименты на русской сцене

Одним из самых ярких экспериментаторов на русской сцене стал Константин Коровин. Его первые театральные работы предназначались для Частной оперы Саввы Мамонтова. В 1884 году он под руководством Василия Дмитриевича Поленова выполнил декорации для «Аиды» Джузеппе Верди, а затем, уже самостоятельно, для «Кармен» Жоржа Бизе и «Лакме» Лео Делиба. В 1899 году Коровина на полгода пригласили в Большой театр в качестве консультанта, в обязанности которого входило наблюдать за созданием декораций к новым постановкам.

Это было лишь начало. В 1903 он стал штатным художником-оформителем, а через семь лет – главным художником Императорских театров. «Краски и формы, – утверждал Коровин, – в своих сочетаниях дают гармонию красок… Краски могут быть праздником для глаз. Краски – аккорды цветов и форм. Вот эту задачу я поставил себе в декорационной живописи театра, балета, оперы. Мне хотелось, чтобы глаз зрителя тоже эстетически наслаждался. Неожиданностью форм, фонтаном цветов мне хотелось волновать глаза людей со сцены, и я видел, что даю им радость… Моей главной, единственно непрерывной преследуемой целью в искусстве живописи всегда служила красота, эстетическое воздействие на зрителя, очарование красками и формами…»

«Мамонтовский кружок», возникший в насыщенной атмосфере знаменитой усадьбы Саввы Мамонтова Абрамцево, подарил отечественному театру целую плеяду выдающихся сценографов. Творческой лабораторией для них стала Московская частная русская опера, созданная щедрым меценатом.

Именно там театральная декорация родилась как цельное явление, неотъемлемая часть постановки. «Приучать глаз народа к красивому везде», – в этом видел Мамонтов главную задачу для себя и своих единомышленников, живописцев первого ряда. Он привлёк к работе Валентина Серова, Михаила Врубеля, Виктора Васнецова, Сергея Малютина и других мастеров.

В начале ХХ века на отечественной сцене засияли новыми красками и гранями достаточно отдалённые исторические эпохи, в частности, Древняя Русь и Античность. Виктор Васнецов оформляет «Снегурочку» (1882) для домашнего спектакля в Абрамцеве, Николай Рерих – «Сказку о царе Салтане» (1900), Иван Билибин – «Золотого петушка» (1909). Василий Поленов создаёт декорации к «Орфею и Эвридике» (1896-97), Лев Бакст – к «Ипполиту» (1902) и «Эдипу в Колоне» (1904), а Александр Головин – к «Антигоне» (1906). Особняком в этой плеяде стоит Михаил Врубель со своими революционными поисками сопряжения цвета и формы с музыкой. Его декорации не просто расширяли и углубляли пространство сценического действия, но своим живописно-пластическим строем подкрепляли музыкальные темы и образы оперы. Особенно ярко это проявилось в операх «Садко» и «Царская невеста» (1899) и «Сказка о царе Салтане» (1900) Римского-Корсакова.

Всеволод Мейерхольд экспериментировал с эстетикой эпохи Средневековья в своих постановках пьес Метерлинка – «Смерть Тентажиля» (1905), которую оформляли Николай Сапунов и Сергей Судейкин, и «Сестра Беатриса» (1906) в декорациях одного Судейкина. Режиссёру необходимы были художники, способные осуществить то, чего на сцене ещё не существовало. И они это создали. Однако «Тентажиль», репетировавшийся в студии на Поварской, премьеры не увидел. На репетицию пришёл реалист Станиславский, по мнению которого на сцене было слишком мало света. По его команде свет дали по полной и он убил и декорации, и костюмы, а следовательно, и весь спектакль.

В Московском Художественном театре, построенном на принципах реализма, перед художником ставили совсем иную задачу – максимально точного воссоздания исторического быта. «Ярко реальная школа, выдержанный стиль эпохи — вот та новая нота, которую мы стремимся дать искусству, — писал Немирович-Данченко в 1899 году. — Не Киселев, а Левитан. Не К.Маковский, а Репин. Говорят, мы должны сыграть в сценическом русском деле роль передвижников относительно академии… Оно и хотелось бы». Художественный театр отменял сложившиеся принципы сценического оформления. Станиславский вместе с художником Виктором Симовым разрушили традиционную кулисно-арочную систему построения декораций, разомкнув закрытую до тех пор коробку сцены.

Особенности советской сценографии

Путь советской сценографии был весьма извилист, порой противоречив, он не избежал мрачных тупиков, но он же и подарил миру художников поистине шекспировского масштаба, если говорить о таланте передавать через сценографию трепещущий нерв спектакля – Давида Боровского, Эдуарда Кочергина и Валерия Левенталя. Они создали язык, точно передающий ритм времени. Талант, смелость, нетривиальное мышление – эти свойства позволили всем троим не просто сохранить себя при крушении Советского Союза, но и найти свою дорогу в реалиях театра новой России. Давид Боровский был художником-мыслителем, изменившим взгляд на театральное искусство. На его счету порядка полутора сотен спектаклей, сделанных в соавторстве с режиссёрами самых разных школ и направлений – Олегом Ефремовым, Львом Додиным, Михаилом Левитиным, Юрием Любимовым, Георгием Товстоноговым, Анатолием Эфросом. Имя Давида Боровского вписано в «Золотой век» Таганки – «А зори здесь тихие», «Дом на набережной», «На дне», «Иванов», «Деревянные кони», «Гамлет». Вязаный занавес и растянутый шерстяной свитер Высоцкого-Гамлета стали едва ли не хрестоматийным примером использования традиционных материалов в новом, неожиданном качестве.

Эдуарду Кочергину отечественный театр обязан таким явлением как «метафорическая декорация», отражающая дух времени и чувства живших в нём людей через тонкие ассоциации и едва уловимые аллюзии. «Окружая артистов натуральной фактурой и не скрывая магии открытой сцены, – писал Боровский о Кочергине, – очень точно отобранными фрагментами (в которых угадывается целое), он заряжает атмосферу такой правдой, таким драматизмом и столь чувственно, что сфальшивить бывает трудно, а скорее – совестно». Вот уже более полувека Эдуард Степанович является главным художником Большого драматического театра, ныне носящего имя гениального Георгия Товстоногова. В сотворчестве с гениальным режиссёром Кочергиным были созданы спектакли, ставшие легендой – «История лошади», «Дачники», «Тихий Дон», «Пиквикский клуб», «Дядя Ваня», «Амадеус» и многие другие.

И сегодня Кочергин, вплотную подошедший к 90-летию, остаётся в прекрасной творческой форме, совмещая работу в театре с собственно живописью и литературой. «Процесс выпуска спектакля, – признаётся художник, – мало напоминает то, что представляют себе зрители. Это, по сути, исследование – драматургического первоисточника, эпохи, в которой происходят события – её материальной культуры, быта, костюмов – всего того, что будет присутствовать на сцене. Без такого исследования ничего не получится».

За свою творческую жизнь Валерий Левенталь выпустил более двухсот постановок – драматических спектаклей, балетов, опер. Для большинства поклонников театра его имя в первую очередь связано со спектаклем «Безумны день, или Женитьба Фигаро», поставленном в 1969 Валентином Плучеком по знаменитой пьесе Бомарше в Московском театре сатиры. Спектакль, главную роль в котором играл Андрей Миронов, в 1974 году был записан на плёнку и вот уже более полувека пользуется неизменной любовью зрителя. Огромные розы в пышной зелени графского парка, изящная мебель, изысканнейшиекостюмы, от которых невозможно было оторвать глаз – всё это так отличалось от привычной будничной сценографии традиционных для того времени «правильных пьес» на производственную тему.

Левенталь работал с Ефремовым, Захаровым, Эфросом, выпускал спектакли на Таганке и во МХАте. Считался непревзойдённым в понимании пьес Чехова. Три десятилетия отдал Большому театру. Ирина Корчевникова, в своё время заведовавшая музеем МХАТа писала: «Он был удивительным живописцем! Понимал режиссёра, как никто другой. Настоящий театральный художник – понимал, что такое целостность спектакля, не выпячивал свою индивидуальность, умел работать в команде… В его декорациях – красивая жизнь! Левенталь – художник образов. Вот, например, – когда в спектакле «Дядя Ваня» во МХАТе открывался занавес, зрители видели холм, осыпанный осенней листвой, и становилось ясно, что жизнь всех героев – это осень. Или «Три сестры», третий акт: там сменялись времена года вместе с настроением, потрясающая образность. Мастеров уровня Левенталя можно пересчитать по пальцам одной руки…»

А что в наши дни?

XXI век, заточенный на визуальные эффекты, компьютерную графику и виртуальную реальность, диктует театру свои правила. Но сценографы, учитывая веяния времени и внедряя их в свою работу, продолжают отстаивать превалирование человеческого, личностного творчества над «цифровым», ведь зритель приходит в театр не ради восхищения техническими новшествами, а в поисках душевного тепла, сочувствия и соучастия в судьбах героев спектакля.

Максим Обрезков отдал Вахтанговскому театру почти четверть века и без малого два десятка лет является его главным художником. На его счету свыше ста спектаклей, поставленных в России и за её пределами, сотрудничество с Резо Габриадзе, Римасом Туминасом, Тонино Гуэрра, Юрием Любимовым, Дмитрием Бертманом, Сергеем Землянским. Залогом успешности спектакля Обрезков считает абсолютное доверие между режиссёром и художником: «Это не значит, что все идеи художника принимаются безоговорочно, что принёс — то и хорошо. Нет. Доверие — это когда вы можете спорить, даже ругаться, но при этом точно знаете, что все идеи тщательно отсматриваются, разбираются, взвешиваются, подвергаются анализу. Что никто не хочет самоутвердиться и потешить эго, просто каждый хочет привнести лучшее в общее дело. Крайне важно уметь спокойно выслушивать критику от любого участника творческой команды. Это общее плавание, и если уж ты в этой лодке, то, значит, готов плыть с этими людьми до конца».

Павел Каплевич – ещё одна культовая фигура отечественной сценографии – не имеет профессионального художественного образования и рисовать начал довольно поздно, в двадцать с лишним, что никак не помешало ему работать с Галиной Волчек, Анатолием Васильевым, Петром Фоменко, Романом Козаком, выпускать спектакли в Вахтанговском и драматическом театре им. Станиславского, Ленкоме и театре им. Пушкина. «Дон Жуан и Сганарель», «Сирано же Бержерак», «Лир», «Тартюф», «Женитьба», «Хлестаков», «Вишнёвый сад» - У творческого человека не принято спрашивать о том, какое из детищ ему роднее всего, тем не менее, отвечая на подобные вопросы, Павел Михайлович вспоминает работу вместе с Васильевым над спектаклями «Серсо» и «Шестеро персонажей в поисках автора», «N(Нижинского)», сделанного вместе с Олегом Меньшиковым и Александром Феклистовым. Придумывать новое, как, к примеру, наделавшие столько шума «пророщенные ткани» - для него не работа, а способ существования. «Театр, – не устаёт повторять Павел Михайлович, – это пыльца на пальцах. Порой невозможно доказать, что именно ты придумал тот или иной метод, технологию. У меня столько всего воровали! Но я всегда радовался. Потому что, если идеи воруют, значит, ты придумал нечто стоящее. Приятно же, когда что-то действительно получилось. Мы живём не только для того, чтобы карманы набивать».

Как стремительно меняется образ того, кого полтора века назад именовали «господин оформитель». Театр художника продолжает свой путь сквозь времена и нравы, пульсирует, переливается, искрит, а главное – остаётся живым и человеческим. Каким он только и может быть.

Виктория Пешкова

Фото: предоставлено Пресс-службой Всероссийской платформы Artists/Художники
Теги: декорации, новости партнеров, Художники/Artists
β 16+
Данный сайт использует файлы cookies Понятно