InterMedia представило углубленное исследование краудфандинга в сфере культуры
Эксперты информационного агентства InterMedia представили углубленное исследование краудфандинга в России по итогам 2021–2022 годов.
Всего в 2021 году было успешно завершено 617 краудфандинговых проектов, относящихся к сфере культуры (в 2020 г. – 575 проектов). Суммарно в них приняли участие 126 171 человек. Средний объем пожертвований составил 3 156 руб. По итогам 2022 года сборы составили 280,9 млн рублей, а количество крауд-спонсоров – 128 582 человек. В 2022 году успешными оказались 565 краудфандинговых компаний в сфере культуры. Некоторые из этих данных впервые были опубликованы в газете «Ведомости».
В 2022 году книги выбились в лидеры по количеству проектов (их было 180), суммарные сборы по этому направлению составили 59,4 млн руб. По объему же сборов в лидерах оказалась звукозапись – музыканты (как самостоятельные исполнители, так и группы), их продюсеры, а также производители фонограмм смогли получить через краудфандинговые платформы 95,9 млн рублей.
Объем сборов краудфандинговых проектов в сфере культуры, 2015–2022 гг., руб.
В 2022 году в проектах, организованных музыкантами и их продюсерами, приняли участие 45,9 тыс. крауд-спонсоров, а их общие сборы на всех площадках составили 107,8 млн рублей. Некоторые данные об этом, подсчитанные аналитиками InterMedia, были впервые опубликованы на сайте издания «Коммерсантъ» и в газете №242 от 28.12.2022.
Количество крауд-спонсоров краудфандинговых проектов в сфере культуры, 2015–2022 гг., чел.
Лидерами по сборам на краудфандинговых платформах систематически становятся проекты из Москвы (более 40%) и Санкт-Петербурга (более 15%), однако объективная проверка принадлежности проектов к тем или иным городам практически невозможна.
В полной версии исследования раскрываются проблемы определения понятия краудфандинга и его влияния на экономику России в целом и творческие (креативные) индустрии в частности; краткая история краудфандинга в России; его законодательное регулирование. Особое внимание уделено количественным характеристикам – числу проектов, их сборам и участникам в разрезе конкретных креативных индустрий, площадок и регионов, соотнесению Москвы с другими регионами страны. Подробно рассмотрено, как устроена поддержка краудфандинговых проектов в сфере кино, звукозаписи, зрелищных исполнительских мероприятий, а также СМИ, книжного и прочего издательского дела.
С результатами исследования краудфандинга за 2020 год можно ознакомиться в томе «Аналитика» комплексного исследования «Культура и культурные индустрии в РФ – 2021».
Замечания и предложения по исследованию просьба направлять на research@intermedia.ru.