Анна Попова

На форуме «100% креатив» составителей подзаконных актов предупредили о “тонких местах” нового закона о креативных индустриях

Выступление главного редактора информационного агентства “ИнтерМедиа”, члена Комиссии по развитию креативных индустрий Совета по финансово-промышленной и инвестиционной политике ТПП РФ Евгения Сафронова на Московском областном форуме «100% креатив» в Красногорске 23 августа 2024 года.

Уважаемые коллеги! Позвольте выразить вам искреннюю признательность за серьёзный конструктивный разбор нового закона о креативных индустриях. Своевременное выявление “тонких мест”, с которыми составителям подзаконных актов к закону о креативных индустриях придется столкнуться в самое ближайшее время - важнейший вопрос для развития этих индустрий, он требует первоочередного внимания. Позволю себе тезисно их сформулировать:

  1. Как будут разграничены сферы культуры и креативных индустрий? Как вариант, возможно закрепление частичного (или даже полного, как во многих развитых странах) совпадения указанных сфер - но с подтверждением параллельного регулирования деятельности субъектов этих сфер одновременно несколькими регуляторами, что будет непросто. В этом случае придётся также учитывать, что границы сферы культуры за всё время существования СССР и РФ так и не были определены.
  2. Какими будут критерии отнесения субъектов-физлиц к креативным индустриям? В Законе говорится об “осуществлении коммерческой деятельности” - и это может отсечь от индустрий до 90% творческих работников страны, работающих в штате организаций, по договорам ГПХ или авторского заказа, самозанятых либо создающих произведения вообще без договоров, по собственной инициативе и ответственности? Коммерческой ли деятельностью они занимаются? Будет ли верным решением исключение их из числа субъектов креативных индустрий - либо следует закрепить их участие в особом подзаконном акте, изменив нормы?
  3. Как решить проблему оценки деятельности субъектов индустрий по кодам ОКВЭД, присваиваемым по решению самого субъекта индустрий, бесконтрольно? В одном коде ОКВЭД сплошь и рядом объединены творческие виды деятельности с техническими и коммерческими. Результатом будет массовое включение в состав креативных индустрий субъектов, которые де-факто не занимаются креативной деятельностью, но претендуют на поддержку.
  4. Какие актуальные виды творческой деятельности сейчас отсутствуют в кодах ОКВЭД и должны быть добавлены?
  5. Как будет установлено соответствие между новыми терминами Закона и терминами действующего законодательства, в том числе кодами ОКВЭД? К примеру, что означает “гастрономия” или “деятельность по созданию и распространению информации” применительно к действующим законам, в которых нет этих, а также множества других терминов, использованных в Законе?
  6. Корректно ли отнесение организаций к креативным индустриям по показателю экономической эффективности (прибыльности)? Ведь абсолютное большинство организаций культуры в РФ - дотационные учреждения, фонды либо некоммерческие организации, не извлекающие прибыль.
  7. Будут ли причислены к креативным индустриям организации, работающие с техническими и коммерческими РИД (изобретения, полезные модели, ноу-хау, селекционные достижения и др.)?
  8. Будут ли причислены к креативным индустриям организации, экспортирующие творческие услуги за рубеж или в другие субъекты РФ (продюсирование концертов, спектаклей, цирковых представлений, организация передвижных выставок, кинопрокат и др.)? В статье 10 однозначно указано на “осуществление деятельности на территории субъекта Российской Федерации”.
  9. Будут ли причислены к креативным индустриям организации, использующие РИД, созданные до формирования РФ?
  10. Будут ли причислены к креативным индустриям организации, не работающие с населением и выполняющие бюджетные заказы (федерального и местного уровней)?
  11. Будут ли причислены к креативным индустриям организации, использующие РИД нерезидентов, в том числе резидентов недружественных стран?
  12. Будут ли причислены к креативным индустриям организации, использующие РИД иноагентов?
  13. Как будет определен статус креативности доходов организаций, поступивших из других регионов, в которых эта деятельность не отнесена к креативным?
  14. Будут ли причислены к креативным индустриям организации, обеспечивающие инфраструктурную деятельность -в частности, торговлю и распространения креативного продукта, технические, юридические, логистические, хозяйственные и другие услуги, необходимые в этой сфере?
  15. Как будет сформулирована структура и организационные принципы работы системы контроля и анализа деятельности субъектов креативных индустрий?

Детальная проработка и закрепление в подзаконных актах указанных вопросов позволит обеспечить быстрое и эффективное развитие креативных (творческих) индустрий в Российской Федерации.

Дискуссия «Право» культуры» состоялась 23 августа 2024 года в рамках деловой программы Московского областного форума «100% креатив» в Красногорске.

Последние новости