5 пацифистских фильмов о войне
Когда-то патриотизм и жестокость были основополагающей частью любого фильма о войне – режиссёры либо воспевали военных лидеров, либо подвиги отважных солдат во имя родины. Но времена меняются, люди всё больше обеспокоены складывающейся геополитической обстановкой в мире, в частности на Ближнем Востоке, отчего шутки про Третью мировую в интернете всё больше сопровождаются нервными смешками. Современная аудитория сыта по горло очередным воспеванием бравого милитаризма в кино (яркий тому пример – провал недавнего «Мидуэя» Эммериха), это видят и кинематографисты сегодняшнего дня. Героями новых военных фильмов теперь становятся солдаты, которые не хотят убивать. Такие фильмы можно смело прозвать пацифистскими.
Ярким примером пацифистского фильма о войне является вышедшая 30 января 2020 года в российский прокат лента Сэма Мендеса «1917». Один из главных фаворитов «Оскара-2020» в режиме реального времени рассказывает о парочке юных британских солдат, отправленных командованием предупредить другие батальоны о засаде. Перед нами два солдата, которые хотят прекратить убийства, даже встретив раненого немецкого солдата, они решают не прикончить его на месте, а принести ему воды. Подробнее о фильме можно почитать здесь.
InterMedia вспоминает ещё 5 пацифистских фильмов о войне, вышедших за последнее пятилетие. Да, мы решили таким образом ограничить себя, поэтому в этом списке вы не увидите ни «Спасти рядового Райана» Спилберга, ни «Повелителя бури» Бигелоу, ни даже «Морпехов» уже упомянутого Мендеса.
Дюнкерк (Кристофер Нолан, 2017)
«Дюнкерк» Кристофера Нолана – образец военной истории о том, как не убивать и не стать убитым самому. Лента 2017 года рассказывает вовсе не о триумфальном шествии британских солдат, а об их отступлении в ходе Дюнкеркской операции, имевшей место в начале Второй мировой. Британские войска вместе с союзниками оказались окружены противником на пляже спиной к морю. Помощи ждать приходится долго, да и понятно, что эвакуировать всё равно удастся далеко не всех. В таких условиях выживание становится куда важнее, чем служба родине или желание вступить в бой с немцами, а страх и трусость перевешивают любое благородство и вырубают на корню патетику войны.
По соображениям совести (Мэл Гибсон, 2016)
Однако героизм всё-таки не чужд пацифистским фильмам о войне. Это подтверждает великолепная драма Мэла Гибсона «По соображениям совести», основанная на реальной истории. Солдат Дезмонд Досс (Эндрю Гарфилд) отказывается брать оружие в руки, отчего становится объектом нескончаемых насмешек и унижений во время своей службы вблизи Окинавы. Он решает стать медиком, и когда американские солдаты начинают штурмовать стратегически важную для перелома хода войны возвышенность, Дезмонд совершает настоящий акт героизма, в одиночку спасая десятки жизней. Сильная, проникновенная лента, предназначенная для широкой аудитории.
Война Анны (Алексей Федорченко, 2018)
История девочки, победившей Войну. Эта картина в какой-то мере не менее концептуальна, чем творение Кристофера Нолана, который мастерски сплёл 3 временные сюжетные линии в единый прочный канат из наших нервов во время просмотра. Режиссёр Алексей Федорченко в своей работе достиг невероятного уровня камерности происходящего – наша героиня, восьмилетняя девочка Анна (выразительная Марта Козлова), в ноябре 1941 года прячется от фашистов в камине кабинета географии старой поселковой школы. В нём она пробудет практически весь фильм, чередуя попытки не выдать себя в дневное время с рискованными вылазками за едой в ночи.
В этой картине не особо много самой войны, экранной, выразительной, визуальной, лишь её атрибуты. Восприятие войны происходит глазами главной героини, в которых читается весь ужас и безнадёга, раз и навсегда отворачивающие зрителя даже от мысли о праведности военного конфликта. Анна – не солдат, отказавшийся убивать, она – прямое следствие убийства, коллатеральная жертва войны: одна из миллионов искалеченных жизней.
Чудо-женщина (Пэтти Дженкинс, 2017)
Возможно, эта картина покажется вам наименее очевидной в данной подборке, но это только если сама идея, что блокбастеры могут чему-то научить, для вас противоестественна. Однако «Чудо-женщина» Пэтти Дженкинс в первую очередь показывает реалии войны, рассуждая на этом фоне о природе гуманизма. А форма дорогостоящей экранизации комикса лишь помогает донести эту мысль до широкой аудитории. У фильма явный антивоенный посыл, который передаётся через центральную героиню – Диану Принц (Галь Гадот). Гадот изображает настоящий портрет невинности и благородства, искренней веры в любовь и гуманность, а также героизма и бесконечного стремления к справедливости. Возможно, именно это и делает «Чудо-женщину» лучшим кинокомиксом из вселенной DCEU по сей день.
Тайная жизнь (Терренс Малик, 2019)
В российском прокате с 19 марта 2020 года.
Не будет сильным преувеличением назвать эпос Терренса Малика «Тайная жизнь» главным пацифистским фильмом о войне в нашей подборке. Картина, как и «По соображениям совести», рассказывает о человеке, который отказался воевать, ссылаясь на то, что это не позволяет ему вера. Но в отличие от подхода Гибсона, кино Малика скорее не предназначено для массового зрителя. Это трёхчасовое просторное кинополотно, изображающее внутреннюю борьбу одного единственного человека, сравнимо с походом в церковь – Терренс Малик, кажется, сумел передать само ощущение благословенности и божественности посредством кинематографа.
Фильм рассказывает о символе австрийского сопротивления Франце Егерштеттере, отказавшемся сражаться за немцев во Второй мировой войне. Такое решение было принято в штыки в родной деревне Франца, Радегунде, что не лучшим образом отразилось и на его семье – жене и трёх дочках. Но его дамы верили во Франца до самого конца, и их любовь подпитывала его убеждения и веру в бога, что уберегло героя от множества искушений всё-таки сдаться и вернуться к своей обычной жизни. Терренс Малик снял один из лучших фильмов в своей карьере и самый личный, практически исповедальный. Шедевр антивоенного кино. Подробнее читайте здесь.
Важно знать и помнить, что такие герои действительно существуют. Такие как Франц Егерштеттер, Дезмонд Досс, молодые солдаты, которых мы видели в «1917» и «Дюнкерке», отказывающиеся убивать ради убийства. Современные большие авторы всё чаще стали понимать, что порой важнее сфокусироваться на истории одного человека, чтобы достичь размаха целого эпического романа. Все величайшие фильмы о войне – в первую очередь антивоенные, и наша подборка в очередной раз доказывает, что суть победы не всегда в насилии и принципе «ты должен убить их, пока они не убили тебя». А в том, чтобы быть более сочувствующим, милосердным и благопристойным, чем наш враг. Только так можно победить.
Вадим Богданов, InterMedia