Рецензия на фильм Сэма Мендеса «1917»: На Западном фронте без перемен

Оценка: 10 из 10
Военный фильм «1917» выходит в российский прокат 30 января 2020 года. Режиссёр: Сэм Мендес. В ролях: Дин-Чарльз Чепмен, Джордж Маккэй, Колин Фёрт, Эндрю Скотт, Марк Стронг, Бенедикт Камбербэтч, Ричард Мэдден и другие.
Самое страшное, братья, это - время. Время. Мгновение,
которое мы переживаем, но которым не владеем никогда.
(Эрих Мария Ремарк)
Британский режиссёр и драматург Сэм Мендес, недавно получивший целых два «Золотых Глобуса» за лучший фильм и режиссуру, сумел в своей новой работе подчинить себе не только время, но и позволил зрителю пережить мгновения ужаса и всеобщего хаоса, гуманизма и милосердия, несправедливости и героизма — другими словами, он изобразил выразительный портрет Первой мировой войны, один из самых выдающихся в истории кинематографа. Для режиссёра, чей дебютный фильм двадцать лет назад собрал впечатляющий урожай «Оскаров», не сдавать позиций годами, а в данном случае и десятилетиями, порой бывает непосильной задачей. Но Мендес – пример того, что настоящий талант, как доказал и автор эпиграфа к данной рецензии, не пропьёшь. После череды ошеломительных успехов на театральных подмостках и создания одной из лучших по общему признанию глав о Джеймсе Бонде Сэм Мендес снял «1917» — свой самый амбициозный, сложный и фундаментальный проект, обречённый на долгую славу.
«1917» является произведением показательно антивоенного толка, полное горькой печали, красоты, нежности, неистребимой человечности в эпоху алчности, жестокости и цинизма. Это кино могло бы стать частичной экранизацией антивоенной классики «На Западном фронте без перемен» или же предысторией к большинству других романов немецкого писателя Эриха Марии Ремарка, включая «Три товарища» и «Возвращение». Картина Сэма Мендеса рассказывает о двух юнцах, которых война вырвала из мирной жизни. Именно про них писали вместе с Ремарком Хемингуэй, Олдингтон, Фицджеральд, Вулф и ещё десяток величайших романистов своего времени. Именно таких юнцов прозвали «потерянным поколением» — людьми, рано начавшими убивать, не способными вернуться к обычной жизни после войны и вынужденными вести бесконечную борьбу с рецидивами посттравматического синдрома.
Сэм Мендес, чей фильм уже успели сравнить с концептуальным и эмоционально отстранённым «Дюнкерком» Кристофера Нолана, в своём произведении особенно трепетно отнёсся к эмоциям и чувствам, циркулирующим в «1917» от первого кадра до закрывающего кольцевую композицию последнего. Это, впрочем, неудивительно, поскольку фильм основан на военных рассказах деда режиссёра, Альфреда Мендеса, который как раз и был одним из представителей «потерянного поколения», а также успешным писателем. Исходя из всего этого, сценарий фильма как будто пропитан настоящим, невымышленным опытом, а лента целиком ощущается живой и максимально достоверной.
Рассказ ведётся от лица двух простых солдат. Командование в разгар войны вызывает Блейка (Дин-Чарльз Чепмен) к себе вместе с любым другим солдатом, которым становится его друг Скофилд (Джордж Маккэй), ещё не подозревающий, на что он только что подписался. Генерал в исполнении Колина Фёрта поручает юношам сложную, но неописуемо важную миссию – пересечь территорию врага и передать секретное сообщение батальону, готовящемуся к наступлению на немцев. Если герои не доставят сообщение в короткий срок, то 1600 британских солдат отправятся на верную смерть в специально подготовленную немцами ловушку. Именно в этом батальоне находится и брат Блейка, отчего именно он получает данное задание, требующее особой мотивации.
То, что перед нами два настоящих, сомневающихся в себе неопытных мальца, призванных на фронт в спешке, не вызывает сомнений. Мендес не знает о существовании военного пафоса и не наделяет протагонистов каким-то напыщенным героизмом, что можно увидеть у главных героев каждого второго фильма о войне. Персонажи ощущаются живыми и реальными, во многом за счёт быстро устанавливающейся дружеской динамики между ними. Мы слушаем байки о крысах и масле для волос, пока герои медленно пробираются по минному полю, но в то же время отчетливо видим страх в их глазах, полных понимания, что в любую минуту каждый из них может умереть. Мендес, как и Ремарк в своих произведениях, больше заинтересован в том, чтобы показать, как рвущиеся на фронте снаряды калечат идеалы и веру молодых людей, а не превращает их в супергероев.
«1917» может похвастаться эпическим размахом, где одна живописная локация сменяется другой: клаустрофобические грязные траншеи и необъятные просторы зелёных полей, оккупированные врагом ночные руины и заброшенные амбары – и это лишь малая часть мест, в которых зрителю предстоит побывать вместе с героями. Однако, несмотря на столь грандиозный масштаб, кино ни на секунду не перестаёт быть локальной историей – практически интимной и исповедальной.
Мы смотрим на события фильма глазами этих двух молодых людей, которые вдобавок ярко противопоставляются друг другу. Жизнерадостный и общительный Блейк воспринимает призыв на войну как должное и в какой-то мере даже рад послужить родине – у него все братья ушли на фронт, и его самого воспитывали соответствующим образом. Из рассказа мы узнаем о его маме, которая ухаживает за собственным вишнёвым садом, отчего и Блейк теперь хорошо разбирается во всех разновидностях ягоды. Проходя участок с поваленными вишнями, Скофилд спрашивает, погибли ли деревья навсегда. В ответ Блейк объясняет, что, наоборот – из всех этих косточек прорастёт ещё больше вишни.
Лаконичная, но очень красивая метафора того времени: эти люди точно так же должны были умереть вместе с войной, чтобы на свет появились новые люди и воцарился мир. С одной стороны, метафора может показаться очевидной, но с другой, она прекрасно описывает весь режиссёрский подход к повествованию – доступно и просто, но при этом красиво и глубоко.
Скофилд в большей степени раскрывается по ходу фильма, особенно в эпизоде с француженкой и ребёнком. Сама сцена, возможно, слегка неуместна композиционно, но достаточно милая и, главное, рассказываем много о преимущественно сдержанном и молчаливом герое. Благодаря языку жестов и взгляду мы понимаем, какую на самом деле цену заплатил Скофилд, уйдя на войну. В отличие от своего друга, он не стремился на фронт, и эпизод в подвале намекает, почему: когда человека вырывают из семьи, которую он сам только что создал, это сравнимо настоящей личной трагедии. Джордж Маккэй сыграл безупречно – один из серьёзнейших актёрских прорывов 2019 года.
Затрагивая актёрские заслуги фильма, нельзя не упомянуть весь тот звёздный состав, что Мендес собрал в эпизодических ролях. Кроме Колина Фёрта, в картине можно увидеть и другие знакомые британские лица: Эндрю Скотт и Бенедикт Камбербэтч (так и хочется пошутить, что путь героев проложен от Мориарти к Шерлоку), Марк Стронг и Ричард Мэдден. Примечательно, что никто из них не перетягивает одеяло на себя в общих сценах с Чепменом и Маккэем, но при этом каждый оставляет яркое впечатление. В этом как раз и заслуга сценария, мы видим их не больше минуты на экране, но прекрасно понимаем, что у каждого персонажа своя история за плечами, достойная собственного фильма: повидавший жизни, шутник Скотт, излучающий самообладание, доблестный Стронг, и, конечно, харизматичный Камбербэтч, персонаж которого одной лишь фразой о себе получает исчерпывающую характеристику.
Смотреть «1917» — это как сидеть на пороховой бочке: картина не сбавляет градус эмоционального напряжения все два часа хронометража. Мы переживаем за ребят, мы остро реагируем на великолепные экшен-сцены (работа со звуком выдающаяся), мы испытываем глубокое потрясение, наблюдая за ужасами войны. Картина Сэма Мендеса поражает своей экспрессивностью, и дело тут не в реалистичных эпизодах перестрелок или красочных отрывах конечностей, как у Спилберга в начале «Спасти рядового Райана» или у Гибсона во время взятия горного хребта в «По соображениям совести». «1917» трепетно относится к атрибутам войны, не акцентируясь на них, но превращая их в яркие аудиовизуальные образы: жирные крысы в немецких землянках, брошенные в спешке куклы и фотографии близких, солдаты, занимающиеся своими делами в окопах, вспухшие от воды трупы в реке.
До выхода фильма в прокат казалось, что вокруг этой картины будет вестись одна и та же дискуссия, затрагивающая в основном техническую особенность «1917». Кино снято в стиле одного продолжающегося кадра – как «Бёрдмэн» Алехандро Гонсалеса Иньярриту – с незаметными на первый взгляд монтажными склейками. В данном случае такой подход прекрасно работает на особое иммерсивное восприятие происходящего на экране, ведь суть сюжета фильма заключается в том, чтобы обогнать само время и успеть спасти тысячи людей. Благодаря ощущению того, что всё развивается в реальном времени, зрителю проще отождествить себя с главными героями, а, следовательно, это помогает погрузиться в историю и следить за её развитием на совершенно новом для себя уровне вовлечённости. Некоторым такой подход может напомнить видеоигру, что может открыть простор для критики в адрес фильма, однако большинству же зрителей «1917» покажется невероятным кинематографическим опытом, оторваться от которого просто невозможно.
Живая легенда, оператор Роджер Дикинс, с большой вероятностью получит за свою феноменальную работу с камерой второй персональный «Оскар» в карьере. Однако нужно понимать, что главный кудесник здесь всё-таки Мендес, который продумал всю хореографию камеры, организовал масштабные натурные съёмки, придумал сложнейшие операторские планы (которые выполнять пришлось уже Дикинсу под всеобщий восторг) и продемонстрировал фантастическую выдержку, ни на йоту не отклонившись от концепции маленького антивоенного фильма, снятого в грандиозных декорациях Первой мировой.
Огромный вклад в общий успех также внёс и постоянный композитор режиссёра – Томас Ньюман, написавший, пожалуй, наравне с Хильдур Гуднадоттир («Джокер») самый пронзительный и мощный саундтрек года. Его музыка успешно сочетает лирику с эпиком, а также является ещё одним действенным инструментом по поддержанию предельного зрительского напряжения.
«1917» — это необузданная экспрессия, чистые эмоции, проекция ада на Земле и воодушевляющая ода жизни и красоте. Это техническое чудо, выбивающее сердце из ритма невероятной операторской работой, будоражащим саундтреком и первоклассной актёрской игрой. Сэм Мендес вернул смысл фильмам о войне и напомнил, что выдающийся кинематограф может быть одновременно глубоким и простым, глобальным и личным, красивым и реалистичным.
Вадим Богданов, InterMeda
Гоша Куценко станет отцом Милы Ершовой в сериале «Встать на ноги»

Съемки сериала «Встать на ноги» стартовали в феврале 2025 года. Главные роли в драмеди исполнят Гоша Куценко, Мила Ершова, Алексей Розин и Ольга Лерман, а также снимаются Кузьма Котрелёв, Юлия Александрова, Александр Обласов, Игорь Ознобихин, Антон Санкевич, Давид Сократян, Святослав Рогожан и другие.
По сюжету, бывший заключенный по кличке Старый (Куценко) через 20 лет возвращается в родной город и узнает, что у него есть дочь (Ершова) с ограниченными возможностями передвижения. К тому же у Старого осталось одно важное незавершенное дело: на свободе находится его бывший подельник (Розин), за которого Старый взял вину на себя. Участковая (Лерман) предписывает Старому, находящемуся под наблюдением органов, обязательное совместное проживание с родной дочерью. В попытках наладить отношения с Олей «папаша» настойчиво начинает ей помогать, но дочь не в восторге от новообретённого отца и старается избавиться от внезапно объявившегося родственника.
Сценаристом и креативным продюсером сериала выступил шоураннер «Волшебного участка» Александр Носков в соавторстве с Полиной Шаталовой, режиссером стал Павел Тимофеев («Выжившие»). Производством занимаются онлайн-кинотеатр Okko, продюсерский центр Originals Production и кинокомпания «Место силы».
Фильм «Папа умер в субботу» выйдет в прокат в марте

Трейлер и дату выхода в прокат фильма «Папа умер в субботу» обнародовала 21 февраля 2025 года кинокомпания «Пионер». Фильм сняла режиссер Зака Абдрахманова, ранее работавшая над сценарием «Пингвинов моей мамы». Главные роли сыграли Лаура Турсунканова и Самал Еслямова (лауреат Каннского кинофестиваля за роль в «Айке»), а также снялись Шарифбек Закиров, Амина Оразбай, Елена Руфанова, Данагуль Темирсултанова, Азат Сейтметов, Венера Нигматулина, Тимур Билалов и др. Продюсеры - Сергей Сельянов, Наталья Дрозд, Наталья Смирнова.
По сюжету драмы, у 30-летней москвички Айко (Турсунканова) умер папа, с которым она не общалась много лет — он был тираном, и ей его не жалко. Но она зачем-то едет в Казахстан на похороны, где впервые видит вторую папину семью: сестра — невыносима, братишка — не от мира сего, мачеха — ровесница самой Айко. А самое странное, что для них папа был совсем другим.
Сюжет картины во многом опирается на личный опыт самой Заки. Со своими родными режиссер не общается до сих пор. Тем не менее, представляя фильм, Зака отметила, что личную историю она уже рассказала в документальном кино, а художественная работа помогла ей отстраниться и взглянуть на истории героев с разных сторон.
Премьера фильма «Папа умер в субботу» состоялась в октябре на фестивале «Мак», где Абдрахманова получила награду за лучший дебют. В январе 2025-го фильм удостоился и двух премий «Белый слон» - за лучший полнометражный игровой дебют и роль второго плана Самал Еслямовой.
Московская зрительская премьера состоится 13 марта в кинотеатре «Художественный», а в прокат «Папа умер в субботу» выйдет 20 марта.
Омар Си снимется в сериале «Extraction» братьев Руссо

Сериал «Extraction» запустил в производство видеосервис Netflix. Как сообщает Variety, его действие будет происходить во вселенной одноименной кинофраншизы (которая в России переводилась как «Тайлер Рейк: Операция по спасению»), но главную роль исполнит не Крис Хемсворт, а Омар Си («Люпен», «1+1»). Продюсерами выступят соавтор оригинальных фильмов Энтони Руссо, Джо Руссо, Анджела Руссо-Отстот, Скотт Немес и Крис Кастальди (AGBO), Сэм Харгрейв, Эрик Гиттер и Питер Шверин. Сценарий сериала написал Глен Маззара («Ходячие мертвецы», «Маяк 23»), который выступит и в качестве шоураннера.
- Боевик-триллер следует за наемником (Си), который выполняет опасную миссию по спасению заложников в Ливии, зажатый между враждующими фракциями и безжалостными убийцами, - сообщается в синопсисе. - Сериал погрузится в эмоциональную борьбу противоречивых и несовершенных персонажей, каждый из которых сталкивается с травмой, предательством и выбором жизни или смерти.