Рецензия на фильм Реджины Кинг «Одна ночь в Майами»: О чём говорят (чёрные) мужчины
Оценка: 8 из 10
Биографическая драма «Одна ночь в Майами» была показана в рамках кинофестиваля в Торонто 10 сентября 2020 года. Режиссёр: Реджина Кинг. В ролях: Кингсли Бен-Адир, Элдис Ходж, Лесли Одом мл., Эли Гори, Лэнс Реддик, Майкл Империоли и другие.
У Реджины Кинг последние три года выдались не просто безумно продуктивными, но и определённо лучшими в её карьере. В 2018-м она снялась у Барри Дженкинса, одного из важнейших американских режиссёров современности, в экранизации романа Джеймса Болдуина «Если Бил-стрит могла бы заговорить», и получила за свою игру «Оскара». В прошлом году на малые экраны вышел мини-сериал Дэймона Линделофа «Хранители» с Кинг на главной роли, ставший одним из самых резонансных событий на телевидении и продолжающий собирать главные награды. Впереди – церемония «Эмми», но предваряя её, ассоциация телевизионных критиков уже отметила Кинг за выдающуюся роль в драматическом сериале. И пока актриса купается в лучах (заслуженной) славы, в 2020-м она дебютирует в режиссуре с биографическим фильмом «Одна ночь в Майами», уже впечатлившим публику кинофестивалей в Торонто и Венеции.
Основное действие фильма развивается, как не трудно догадаться, в течение одной ночи в Майами, в номере дешевого мотеля для чернокожих. В нём в феврале 1964 года состоялась легендарная сходка: только что ставший чемпионом мира по боксу Кассиус Клэй, ещё не сменивший имя на Мухаммеда Али, легенда американского футбола Джим Браун, важнейший певец в истории соул-музыки Сэм Кук и видный политический деятель, активист и борец за права чернокожих Малколм Икс. Всех играют молодые, ещё не успевшие засветиться в крупных студийных проектах, но талантливые актёры. В роли Клэя блистает Эли Гори из «Ривердэйла», Брауна – Элдис Ходж, широко отмеченный критиками за игру в фильме-победителе «Санденса» прошлого года, драме «Помилование», Кука – звезда театральной постановки «Гамельтон» Лесли Одом мл., а Малкольма Икса – Кингсли Бен-Адир, которого вы могли увидеть в недавней «Меломанке» от Hulu.
Кастинг «Одной ночи в Майами» даже при всём желании не может вызвать нареканий. Тут даже на втором плане нашлось место легендам – Майкл Империоли на радость всем фанатам «Клана Сопрано» наконец получил достойную, хоть и небольшую роль личного тренера по боксу Касиуса Клэя – эдакий Джо Пеши времён «Бешеного быка».
Фильм основан на реальных событиях: действительно была такая ночь, когда четверо талантливых, ярких личностей, на тот момент ещё совсем юных и веселых, собрались под одной крышей паршивого мотеля, чтобы отпраздновать чемпионский титул одного из них. Чем они занимались всё это время? Да просто болтали. Неужели фильм о том же самом? Да! Большую часть его хронометража занимают разговоры этих четырёх мужчин. Но самое любопытное во всём этом тот факт, что оторваться от экрана при этом невозможно. Как только все четверо оказываются вместе, у фильма моментально устанавливается динамика «Плёнки» Ричарда Линклейтера, «Резни» Романа Полански и «12 разгневанных мужчин» Сидни Люмета. Но только Реджина Кинг, в отличие от всех вышеназванных постановщиков, не уходит в конечном счёте на территорию триллера.
Почему-то кажется, что только поистине талантливые актёры могут перенять сакральный опыт у великих кинематографистов, чтобы затем его пропустить через себя и дебютировать с картинами, которые становятся логическим продолжением творческого самовыражения актёра, а не жестом позёрства, мол, смотрите, я тоже могу командовать и снимать кино. В доказательство тезиса можно взять классические примеры Роберта Редфорда и Клинта Иствуда, хотя и современность знает прекрасно подходящие варианты – Бен Аффлек, Джона Хилл, да и Брэдли Купер в принципе тоже. И вот на сцену выходит Реджина Кинг, ещё одно подтверждение теории. Поработав с несколькими поистине выдающимися кинематографистами, она сняла «Одну ночь в Майами» — удивительно живой, энергичный дебют, тонко срезающий ещё один знаковый кусочек американской истории.
У неё получилась настоящая разговорная камерная драма (адаптированная из одноимённой пьесы Кемпа Пауэрса, сорежиссёра и сценариста грядущей пиксаровской «Души») с четырьмя героями, чьи характеры отличаются друг от друга как стороны света. Театральность событий действительно ощущается до самого конца, но грамотный сценарий постоянно держит под контролем уровень драмы и пафоса, чтобы кино не скатывалось в обычный плакатный байопик на социально-важные темы, намеченный исключительно под награды. «Одна ночь в Майами» — кино зрительское, но не лишённое артистичности, художественной изобретательности и в целом с чётко выраженной авторской позицией. Не исключено, что картину ждёт немало любви в свой адрес во время грядущего сезона наград. Её сильная сторона – сценарий, потому что кино разговорное, и на диалогах держится вся динамика повествования.
Поначалу беседы расслабленные, изобилуют шутками и ностальгическими воспоминаниями, но постепенно атмосфера накаляется. Неудивительно, что катализатором споров и философских рассуждений в четвёрке становится Малкольм Икс. И вот уже подняты темы расизма, славы и перемен. Должны ли успешные чернокожие открыто высказываться против сегрегации? Помогают ли деньги и успех переживать постоянные унижения? Спайк Ли такой материал до добра бы не довёл (в принципе, мы смотрели его трёхчасовой эпик про Малкольма с Дензелом Вашингтоном), но Кинг подходит к вопросу с поражающей трезвостью мышления. И если Ли всеми своими фильмами говорит, что Америка уже окончательно потеряна, то у Кинг на этот счёт более оптимистичный взгляд – она верит, что однажды всё может измениться к лучшему.
Вадим Богданов, InterMedia