постер к фильму "Эдем"

Послание к человеку-2021: 7 лучших фильмов фестиваля

ХХХI Международный кинофестиваль «Послание к человеку» проходит с 29 октября по 4 ноября 2021 года. Изначально смотр традиционно должен был состояться исключительно в Санкт-Петербурге, но из-за введённых с 30 октября ограничений «Послание к человеку» впервые проходит в гибридном формате.

29 октября на центральных площадках города состоялись показы основных специальных программ – «Панорама.doc», «Кино сверхреальности» и «Пропущенное». На «Лендоке» показали часть программы Национального конкурса, а на Новой сцене Александринского театра состоялась торжественная церемония открытия фестиваля, на которой показали новый фильм Франсуа Озона «Всё прошло хорошо». С 30 октября по 4 ноября показы международного, экспериментального и национального конкурсов, а также часть внеконкурсных программ можно будет посмотреть в онлайн-формате на платформе Nonfiction.film.

Редакция InterMedia изучила программы 31-го смотра «Послания к человеку» и отобрала для вас семь лучших фильмов кинофестиваля.

«Эдем»

Режиссёр - Агнеш Кочиш

Программа «Пропущенное»

Венгерская картина «Эдем» внезапно снова стала самым актуальным фильмом момента, ведь её главенствующая тема – изоляция. У девушки по имени Ева острая аллергия буквально на всё: грязные воздух, химические вещества, электромагнитные волны, она ни с чем не может контактировать, поэтому вынуждена жить в изоляции. Единственный человек, с которым Ева общается, это её брат. Периодически над ней ставят эксперименты учёные, чтобы понять природу её заболевания. Некоторые считают, что виновата вовсе психика девушки – именно поэтому к ней направляется психиатр, с которым у Евы начинают завязываться необычные отношения.

Кино, идущее два с половиной часа, представляет своего рода библейскую вариацию «Парня из пузыря» (Ева, правда, носит вне дома космический скафандр) и «Лучшего предложения» Джузеппе Торнаторе. Агнеш Кочиш, тем не менее, снимает не комедию или триллер, а самую настоящую драму, ловко заигрывая с футуристической эстетикой: дизайн интерьеров, напоминающий фантастические фильмы Кубрика, съёмки лабораторных экспериментов как из сай-фая Спилберга, а квартира главной героини как будто из фильмов Кроненберга. Однако кино всё же разворачивается в наши дни и затрагивает сегодняшние проблемы – загрязнения окружающей среды, космическое одиночество, жизнь во время локдауна.


«Бабий Яр. Контекст»

Режиссёр – Сергей Лозница

Международный конкурс: Документальное кино

В сентябре 1941 года на северо-западе Киева, в небольшом урочище под названием Бабий Яр, произошла трагедия, о которой непринято вспоминать и тем более уж говорить в полный голос. Оккупированная немцами Украина пережила самый страшный геноцид на территории своей страны – в относительно небольшом овраге было застрелено больше 33 тысяч евреев (точная цифра – 33771). Произошло это без малейшего сопротивления со стороны местных жителей, а сейчас – событие почти что предано забвению. Украинский режиссёр Сергей Лозница, который рос в непосредственной близости от Бабьего Яра, в районе Сыреца, и с юности пытался узнать, что же там произошло (взрослые на тот момент от любых ответов уклонялись), в своём новом, монтажно-документальном фильме решил не просто ответить на все главные вопросы, касающиеся трагедии, но и очертить её исторический контекст. Продолжение рецензии.


«Укрощение сада»

Режиссёр – Саломе Джаши

Международный конкурс: Документальное кино

А в международную секцию документалок попала занимательная грузинская лента о необычном хобби анонимного богача. Мужчина скупает деревья – но не простые, а те, что уже веками растут на грузинской земле, причём некоторые из них высотой достигают 15-этажных зданий. Скупает он их для своей собственной коллекции, выкорчёвывая деревья из различных земель грузинского побережья и перевозя к себе по морю. Как выкопать столетнее дерево, чьи корни тянутся на много метров под землёй? Как безопасно перевезти многотонное живое существо, размером с приличную многоэтажку? Что делать местным жителям, получившим на месте старинного древа огромную пустоту, угрожающую кардинальным изменением сельского ландшафта? На эти вопросы и отвечает док «Укрощение сада».

Процесс выкорчёвки показан поистине завораживающе, как-то даже с налётом сказочности – то и дело без помощи великанов тут не обойтись. Но благодаря технологиям и новым методикам терраформирования, тема которого поднимается в фильме, люди научились вытворять то, что раньше было возможно только в сказках. Да, в картине не особо прослеживается какой-то ритм, в основном кадры рутинной работы бригады, иногда сменяющиеся душевными разговорами в перерывах и травлей анекдотов (как-никак грузины же), но снято очень атмосферно. Глядя на всё это, задумываешься, ведь люди могут веками, поколениями жить на своей земле, а потом раз, какой-то богач, возомнивший себя чуть ли не богом, возьмёт и вырвет ваш любимый дуб, привнося хаос в многолетнее спокойствие быта целого сообщества.


«Бегство»

Режиссёр - Йонас Поэр Расмуссен

Программа «Панорама.Doc»

Одной из самых громких премьер «Послания к человеку-2021» стала анимационная документальная работа-победитель «Сандэнса» «Бегство», отобранный в прошлом году не случившимся Каннским кинофестивалем, а сейчас готовящаяся для американского релиза стараниями Риза Ахмеда и Николая Костера-Вальдау (оба продюсируют и озвучивают). На сегодняшний момент уже существует бессчетное множество документалок про беженцев, однако уж точно ни одна из них не сравнится с работой датчанина Йонаса Поэра Расмуссена, которую он мариновал несколько лет.

С момента выхода его предыдущего фильма (в 2015-м) действительно прошло немало времени, за которое режиссёр тщательно и осторожно прорабатывал идею «Бегства». В первую очередь фильм Расмуссена, конечно же, выделяется формой. Прекрасная взрослая анимация сразу же открывает новые просторы для творчества. Фильм представляет собой интервью давнего друга режиссёра, афганского беженца, который бежал из своей страны во время памятного российскому гражданину конфликта – через Москву в Данию, без паспорта и денег, в постоянной опасности, что его в любой момент будет поймать и депортировать. Продолжение рецензии.


«Почти весна»

Режиссёр – Настя Коркия

Международный конкурс: Игровое кино

Маленькое кино о маленьком человеке режиссёра Насти Коркии получило специальный приз жюри на «Кинотавре», а теперь приехало покорять жюри короткометражного кино кинофестиваля в Новой Голландии. «Почти весна» повествует о нескольких будничных днях учительницы литературы Тамары, живущей свою несчастную монотонную жизнь в тесных пространствах панельного дома, беспросветных перспектив личной жизни и угнетающих реалий сегодняшней России. Тщательно срежисированное фрагментарное кино, состоящее из оригинально запечатлённых эпизодов повседневной жизни – чёткое и бескомпромиссно грустное.


«Естественный свет»

Режиссёр – Денеш Надь

Программа «Кино сверхреальности»

Те, кто прошёл Великую Отечественную, в один голос утверждают, что население оккупированных территорий страшилось не столько немцев, сколько венгров и румын, отличавшихся особыми зверствами. В этом плане «Естественный свет» откровенно обескураживает. Венгерская армия здесь то ли такая бесхребетная, то ли страдает горем от ума. Мирных жителей они и пальцем боятся тронуть, лишь натужно допуская себе строгость при допросах. Наказывают же мадьяры не чужих, а своих — за то, например, что спали на посту. Фильм, полный излишне медитативных планов, так и хочется окрестить «клюквой». Тем более, и такая ягода в кадре тоже присутствует — без особой на то причины, как и многие другие произвольно (?) выхваченные камерой объекты.

Так могла бы выглядеть рецензия любителя «духоподъемного кино». Но мы-то понимаем, что отправной точкой картины являются не исторические события, а вынесенный в заглавие фильма «естественный свет». «Хотя свет усиливает живопись, он может испортить ее, - напутствовал перед своей смертью отец-архитектор героя Киану Ривза в фильме «Дом на озере». - О природе нельзя забывать. Необходимо быть одержимым светом. Помни о свете, помни!». Продолжение рецензии.


«Дальний план»

Режиссёр – Владимир Головнев

Национальный конкурс

В 2015 году в России стартовала общенациональная программа кинофикации, по которой в удалённые населённые пункты было указано «провести кинематограф», то есть оборудовать или переоборудовать местные кинотеатры, дома культуры в современные удобные киноцентры. Документалист Владимир Головнев в рамках создания своего фильма «Дальний план» объезжает вместе с государственным ревизором три глубоко провинциальных посёлка.

В Омской области мы оказываемся в скромном переоборудованном доме культуры, где сейчас один зал на 102 места и нарисованные от руки афиши с «Джоном Уиком» и «Годзиллой» (вы, вероятно, видели эти постеры в сети). Держится «Современник» практически на энтузиазме двух людей – кассирши и киномеханика. Оба – страстно любят своё дело и верят в его сокровенность, хотя понимают, что особой прибыли оно не принесёт.

Второй посёлок расположен в Тульской области, там мы наблюдаем за киномехаником, который живёт с бабушкой, так как его родители давно спились и умерли, да и сам он чуть не пошёл тем же путём. Но потом в его жизни, прямо как у Торнаторе, появился кинематограф… и музыка – он не только запускает фильмы, но ещё и сочиняет рэп, мечтая о гастролях по всей стране. Третий населённый пункт находится в республике Коми, где вот-вот откроется суперсовременный развлекательный центр.

Три небольшие новеллы о жизни в нашей необъятной, три истории о целительной силе кинематографа, который спасает жителей глубинки от одиночества и алкоголизма, заставляет мечтать и радоваться даже там, где ни мечтам, ни радости уже давно места нет. Владимир Головнев смог уловить и передать это наше русское естество, такое загадочное и непробиваемое, как это получалось у нашего величайшего документалиста Александра Расторгуева. Будем надеяться, что без наград «Дальний план» не останется.

Вадим Богданов, InterMedia

Последние новости