Рецензия: Noize МС - «Выход в город»
2021, Universal Music
Оценка: 7,5 из 10.
В ноябре Иван «Noize MC» Алексеев выпустил первую часть альбома «Выход в город», что на поверку оказалось более чем странных решением. Во-первых, выстраданный и концептуальный диск не издают по кусочкам, ведь в этом случае теряется авторский замысел и объём. Во-вторых, половинчатый «Выход в город» не мог стать предметом разговоров и дискуссий, тем более что через две недели его напрочь затмил долгожданный альбом Оксимирона «Красота и уродство», своей плотностью образов давший пищу для обсуждений на месяцы вперёд. Спустя ещё две недели Noize MC обнародовал полную версию «Выхода в город», заставившую первым делом спросить: а месяц назад это что было и зачем? Ведь «настоящий», 20-песенный «Выход в город» как раз-таки говорит с «Красотой и уродством» на равных, тогда как ноябрьский половинчатый на его фоне выглядит как минимум курьёзом.
Как известно, Оксимирон на альбоме попробовал облегчить участь музыкальным критикам, опубликовав трек «Рецензия» с готовым нелицеприятным анализом своей новой аудиоработы. Вольный или невольный ответ Нойза можно найти на Яндекс.Музыке, где есть версия альбома «Выход в город» с комментариями автора. Предположу, что Иван записывал эти комменты уже в декабре, то есть после того, как публика расселась за прослушивание и толкование пластинки Оксимирона. Комментарии Нойза - отдельный жанр, местами затмевающий даже музыкальный контент диска. На восхитительном наукообразном языке Иван Алексеев погружает слушателя в замысел каждой из песен, а также подробно освещает психологические и технические пути воплощения этих замыслов. Выглядит это так, будто Noize MC цитирует диссертацию, посвящённую своему альбому, например: «На контрасте с максимально техногенным предыдущим номером здесь звучит лучезарное и певучее, тёплое ламповое тоталитарное ретро. Подобный хронологический слом в стилистике альбома уже случался ранее, когда прогрессивный математический рок «Сопротивления воздуха» вдруг сменяла гитарно-скрипичная тоска нэпманского кабака в двадцатых годах. Теперь музыкальный «Делориан» переносит нас в 70-е, из которых мы опять постепенно двигаться в будущее вплоть до нового обнуления. А прямо сейчас насладитесь зажигательными духовыми в стиле ВИА «Пламя» и пронзительными бэк-вокальными пачками, наследующими советской эстрадной традиции». Если после релиза Оксимирона необходимость посвящать этому альбому научные работы обсуждалась скорее в шутку, то Нойз как бы говорит: «а про мой всё уже написано», таким образом вырываясь вперёд в этой импровизированной гонке.
Комментарии Ивана выглядят отдельным арт-проектом и литературным перформансом, но нельзя сказать, что они безусловно помогают постижению альбома. Всегда нужно оставлять слушателю какой-то люфт, простор для фантазии, ведь восприятие публики может оказаться шире замысла автора, и вообще - если песня опубликована, то уже зритель будет решать, о чём она. Здесь же Нойз фактически загоняет аудиторию в установленные им рамки - хотя в некоторых местах кажется, что он просто над всеми стебётся. Так или иначе, картина в целом складывается в неровный, но многомерный и масштабный альбом. Его в любом случае нужно переслушать и в варианте без авторских комментариев, обращая особое внимание на произведения «Миокард», «Сельма Лагерлёф», «Песня предателя», «Всё как у людей», «26.04», «Бизнесмен, что продал мир», «Столетняя война» и др. Энциклопедия русской жизни от Ивана Алексеева, в отличие от оксимироновской, ещё и записана в разных музыкальных жанрах.
Алексей Мажаев, InterMedia