«ЛЕГАЛЬНЫЙ БИЗНЕС» - «РИФМОМАФИЯ»

Диск представлен компанией «Мистерия звука».
Релиз состоялся в июле.
Ну, в общем, я, Семен Малогородский, решил, что пора приобщаться к модной молодежной музыке типа рэп. Опросил тинейджеров во дворе, накупил дисочков всяких, слушаю. Децл, например, не понравился – проблемы у него какие-то детские. А для «Легального бизнеса» «кока-кола», двойки, родители, вечеринки – уже пройденный этап. Парни ставят задачи посерьезней: просвещение тинейджерской массы во всех социальных сферах.
С самой первой песни-гимна участники «ЛБ» сообщают, что они ненавидят наркотики, людское равнодушие, презирают расовые предрассудки и всех любят. Правда, по ходу пластинки ребята начинают путаться в собственных благородных установках. Называют своей заслугой чистку культурных слоев («мы освобождаем мир от попсового бреда»), но через десяток треков смело используют кондовое эстрадное наследие, распевая «Все парни, все девчонки, поднимите ваши руки». Призывая всех в свои ряды, «ЛБ» с азартом размазывает по стенке соратников по любимому цеху: «Я вижу лица стольких засранцев, они пытаются читать рэп – у них не получается», «Рэпперы сосут наши идеи, словно комары». Дважды пнуты геи. Дальше круче: «Ты придешь в хип-хоп, как человек приходит к Богу», «Все, кто с нами не согласен, превратится в пепел». А ведь только что сообщали: «Мы против агрессии, давайте жить дружно»! Тут попахивает то ли фашизмом, то ли Кащенко.
Конечно, сквозь эту непримиримую революционную ситуацию проглядывают и мирные мотивы. Есть даже одна «шутливая песня» (так и сообщается перед ее началом) о том, как динамят пацанов девушки с их критическими днями, опус об отговаривании барышни от необдуманной свадьбы с рэппером и триллер «Она знает..». Но ни на секунду нам не удается забыть, что «Рэп читают только настоящие мужчины» (а как же хоккей?) и «Не слушай ничего, только музыку и рифмы». Что до музыки, то какая-никакая мелодия есть в двух песнях – «Мелодия души» и «Пачка сигарет», но к аккордам последней «ЛБ» отношения не имеет. Что касается поэзии, то оптимистичный и гордый взгляд на собственное творчество «Легальный бизнес высказал в песне «Рифмомафия». Для облегчения общей задачи по восприятию альбома предлагаю маленький словарик: ЛБ – Легальный бизнес (легальный – имя, бизнес – фамилия); легально – хорошо; микрофон – атрибут ЛБ с младенчества; капучино – любимый напиток ЛБ; мылить лыжи – видимо, продукт слияния выражений «навострить лыжи» и «намылить уши», но по смыслу ближе к первому; этим вечером отрываемся на максимум – то ли «по максимуму», то ли приглашение на известную радиостанцию; преподать манеры – видимо, незнамо зачем сокращенное выражение «преподать урок хороших манер».
Ну и на закуску самая замечательная фраза «Рифмомафии»: «Мы девственники в рэпе – нас еще никто не поимел». Всем того же.
Семен Малогородский, музыковед-потребитель
«Серебро» - «Перепутала» ****

2015, «Монолит»
Группа «Серебро» как-то активизировалась и бомбардирует слушателей синглами – видать, не за горами большой релиз. Хотя полнометражные альбомы выпускать ни к чему, если каждая новая песня, сопровождаемая провокационным клипом, будет вызывать большой резонанс – а ведь «Серебро» и их продюсер Максим Фадеев хорошо знают, как его устроить.
Вышло так, что сначала я послушал сингл «Перепутала» - и он показался мне не более чем милой среднетемповой песней с относительно запоминающимся припевом и типичной девичьей любовной лирикой, в создании которой неплохо поднаторела солистка и соавтор Фадеева Ольга Серябкина. Ну а уже потом я ознакомился с клипом на эту песню.
Что тут сказать: вне видеоряда песня работает процентов на 30 и кажется вполне проходной. Но клип нужно посмотреть как можно быстрее – мало ли что взбредёт в голову коллективному Человеку Запрещающему; там, где здравомыслящий зритель увидит красивых девок с необычной тягой к чёрному юмору, охранитель непременно узреет пропаганду суицида и агрессивную сексуальность. Гармоничным фоном к видеоклипу, от которого невозможно оторвать глаз ни «разрешителю», ни «запретителю», служит песня «Перепутала». С этой картинкой она неумолимо оккупирует мозг, и, услышав её где-нибудь, вы, может, и не сразу вспомните, кто поёт, но обрадуетесь песне, как родной. Но только в таком порядке: без видео – необязательный трек, с видео – хит сезона.
Алексей Мажаев,InterMedia
Витас доверил создание клипа на песню «Мне бы в небо» поклонникам

Витас запустил конкурс для поклонников на создание авторской версии видеоклипа «Мне бы в небо». Весной этого года артист снял клип на эту песню с певицей Ксеноной, с которой они ее исполняли дуэтом, и музыканты остались довольны результатом. Однако сейчас перед релизом нового альбома Витаса «Мне бы в небо» подготовлена соло-версия песни, и певец предложил всем творчески заинтересованным людям сделать свою версию клипа именно на ее сольный вариант.
Творения поклонников Витас будет отсматривать сам. В свой день рождения он выберет победителя из числа претендентов и возьмет его с собой на концерт в Пекине с новой программой «Скажи, что ты любишь», который состоится в будущем году.
«Иван Купала» - «Родина» ****

«Яндекс.Музыка». Релиз диска состоялся в июле.
«Получилось, что мы не появлялись с новыми песнями более семи лет, - объяснял «спикер» «Ивана Купалы» Алексей Румянцев, когда работа над «Родиной» вышла на финишную прямую. - Во многом это связано с тем, что в нашем случае работа над новыми песнями, работа над новыми альбомами, она достаточно трудна. Проводится очень тщательная реставрационная работа, которая позволяет нам получать фольклорные записи в том качестве, в котором они пригодны для использования в наших треках. Такой процесс, к сожалению, отнимает очень много времени и с каждым новым разом, с каждым новым альбомом количество затраченного времени, к сожалению, увеличивается в геометрической прогрессии. В таких трудах как-то очень быстро и незаметно пролетело семь лет, и наконец-то альбом готов». После этого оптимистичного разъяснения прошла еще пара лет, и «Родина» наконец-то вышла. В кропотливом творческом подходе «купальцев» со времен премьеры «Костромы» (1999) мало что изменилось – но как же поменялся ландшафт вокруг! Когда аутентичная этно-музыка в электронном обрамлении дебютировала в конце «лихих 90-х», это интересовало всех. «Наше радио» утянуло песни «Купалы» в свою норку, MTV с помощью группы облагораживало эфир на фоне киркоровых и рук вверх, новость о появлении концертного состава обошла едва ли не первые полосы газет, а уж о возрождении национальной культуры с помощью «Ивана Купалы» не кричал только ленивый… Музыканты, будь они чуть поразговорчивее, могли бы стать мега-звездами и не сходить с обложек, даже не слишком стараясь записывать новые альбомы. Но они предпочли на десяток лет уйти в себя и углубиться в творчество – чтобы выплыв с «Родиной», обнаружить, что теперь это искусство здесь мало кому интересно, а главной музыкальной новостью за полгода является 40-секундный танец на месте бывшего бассейна.
Не будем здесь вспоминать о «возрождении национальной культуры» - уж больно сильную зевоту вызывает это словосочетание. Не будем ругать 90-е: как минимум, по степени любопытства ко всему новому и необычному они дадут большую фору нынешнему и прошлому десятилетиям. «Иван Купала» стал жертвой двух крайностей: сначала их подняли даже на те щиты, на которые они и не думали взбираться. А сейчас на все их эксперименты взирают с пресыщенным равнодушием. И MTV давно не интересуется музыкой, и аутентичный фолк вернулся в культурные резервации. Туда же со своим новым альбомом отправился и «Иван Купала».
При нормальном состоянии умов, страны и шоу-бизнеса возвращение группы стало бы, может, и не триумфальным, но заметным, а кропотливость и перфекционизм только добавил бы к ним уважения. «Иван Купала» - крепкий проект, удачно нашедший свою нишу и с каждым альбомом звучащий все интереснее и профессиональнее. Великолепна обложка «Родины»: летящий в небе домик с клочком земли – прекрасная метафора здорового отношения к корням. Фольклорное пение бабок дополнено на пластинке фрагментами народных сказок в их же исполнении. Голоса вокалисток, кстати, весьма напоминают те, что произвели такой фурор во времена «Костромы»; даже если бабушки другие, это не отменяет гуманистического посыла: пусть старушки живут долго и записывают с «Иваном Купалой» еще десяток альбомов. Что касается аранжировочных приемов, то они стали гораздо разнообразнее: после радости узнавания быстро приходит понимание, на что, собственно, было «незаметно» потрачено десять лет. У «Купалы» появились и восточные мотивы (см. «Балабай» или «Гамелан»), и много музыки a la Enigma, и просто сами по себе сильные мелодии. А такие треки, как «Коток», «Жито», «Лося» и «Родина», были бы уместны и звучали бы свежо и красиво на волне практически любого формата.
Алексей Мажаев, InterMedia