ВЛАДИМИР КУЗЬМИН – «СЕТИ»
Релиз диска состоялся в конце октября.
Я роком избранный посланник,
И он преследует меня.
Владимир Кузьмин «Моя гитара».
Оформление диска настолько пугающее, что вероятность его случайной покупки равна нулю. Название альбома написано в самом низу крупными, но очень тонкими буквами, и, мягко говоря, не бросается в глаза. Имя исполнителя выполнено более четко, а самое яркое пятно на грязно-сером фоне – красный круг со странной надписью «включает «Пороги». Все эти дизайнерские изыски, видимо, призваны объяснить, почему у Владимира Кузьмина на обложке столь недоуменно-испуганная мина. А чего это у вас, Владимир, лицо такое? А это я «Пороги» включаю. Сами понимаете, занятие редкое и нелегкое.
Таким образом, диск «Сети» предназначается только верным поклонникам Владимира Кузьмина, которым и физиономия кумира, и его дикция, и нудноватые баллады милы и приятны. Тем не менее пластинка может позабавить и остальных граждан. На «Сетях» собраны песни разных лет, и это плюс. Кузьмину впервые за много альбомов удалось издать сколько-нибудь разнообразную работу, а не одну длинную песню, по какому-то недосмотру разбитую на десяток треков. Открывают альбом пресловутые «Пороги» - самая свежая песенка в ассортименте «Сетей». Вещь вполне тянет на хит уровня провинциальной радиостанции. Особенно украшает ее постоянно повторяющийся тягучий гитарный рифф, напоминающий электронное творчество прибалтийской группы «Зодиак». А вот текст заглавной песни повествует отнюдь не об Интернете, а скорее о коварной паучихе, заманивающей лирического героя в свои тенета. Запоминается смелая рифма «сети - сети», музыкальное же оформление, несмотря на то, что песня датирована 1998 годом, уносит слушателя во времена коммерческого поп-рока 80-х. Из более-менее новых песен можно еще отметить «Дождь за окном» (так смешно слово «дождь» на нашей сцене никто не произносит), «Алкоголик» (удивительно неудачная попытка написать шуточную песню: с алкоголиком, в частности, рифмуются «Толик» и «кролик») и «Снится мне маленький город». Последняя композиция совершенно нетипична для Кузьмина: поначалу кажется, что он пригласил в альбом Лозу или Малежика, но в лирическое повествование зачем-то вплетены Кастро, Хрущев и Лумумба. Попавшие в альбом ранние песни тоже неравнозначны: если от легкомысленной «Еще одной блондинки» приятно веет юношеским пофигизмом, то «Спи, моя Светлана» на стихи А.Лукьянова наверняка привела бы в ужас Шурочку Азарову, которая тоже пела колыбельную с похожим текстом. А жуткую антивоенную «Усталость» от потока желчи рецензента спасает только то, что текст ее сочинил Роберт Рождественский и записана она 15 лет назад.
Альбом мог бы быть лучше, но трек «Моя гитара» (см. эпиграф) портит все дело. Кузьмин выдает манифест, с простодушной откровенностью позиционируя себя и свое творчество в мире шоу-бизнеса. Становится ясно, что в «Порогах», «Блондинке» и «Маленьком городе» Кузьмин не настоящий. Настоящий он в «Гитаре» - «роком избранный посланник» в нелепой кожаной куртке, однообразным фуззовым звуком и пафосным псевдорок-н-роллом.
Алексей Мажаев
«Серебро» - «Перепутала» ****
2015, «Монолит»
Группа «Серебро» как-то активизировалась и бомбардирует слушателей синглами – видать, не за горами большой релиз. Хотя полнометражные альбомы выпускать ни к чему, если каждая новая песня, сопровождаемая провокационным клипом, будет вызывать большой резонанс – а ведь «Серебро» и их продюсер Максим Фадеев хорошо знают, как его устроить.
Вышло так, что сначала я послушал сингл «Перепутала» - и он показался мне не более чем милой среднетемповой песней с относительно запоминающимся припевом и типичной девичьей любовной лирикой, в создании которой неплохо поднаторела солистка и соавтор Фадеева Ольга Серябкина. Ну а уже потом я ознакомился с клипом на эту песню.
Что тут сказать: вне видеоряда песня работает процентов на 30 и кажется вполне проходной. Но клип нужно посмотреть как можно быстрее – мало ли что взбредёт в голову коллективному Человеку Запрещающему; там, где здравомыслящий зритель увидит красивых девок с необычной тягой к чёрному юмору, охранитель непременно узреет пропаганду суицида и агрессивную сексуальность. Гармоничным фоном к видеоклипу, от которого невозможно оторвать глаз ни «разрешителю», ни «запретителю», служит песня «Перепутала». С этой картинкой она неумолимо оккупирует мозг, и, услышав её где-нибудь, вы, может, и не сразу вспомните, кто поёт, но обрадуетесь песне, как родной. Но только в таком порядке: без видео – необязательный трек, с видео – хит сезона.
Алексей Мажаев,InterMedia
Витас доверил создание клипа на песню «Мне бы в небо» поклонникам
Витас запустил конкурс для поклонников на создание авторской версии видеоклипа «Мне бы в небо». Весной этого года артист снял клип на эту песню с певицей Ксеноной, с которой они ее исполняли дуэтом, и музыканты остались довольны результатом. Однако сейчас перед релизом нового альбома Витаса «Мне бы в небо» подготовлена соло-версия песни, и певец предложил всем творчески заинтересованным людям сделать свою версию клипа именно на ее сольный вариант.
Творения поклонников Витас будет отсматривать сам. В свой день рождения он выберет победителя из числа претендентов и возьмет его с собой на концерт в Пекине с новой программой «Скажи, что ты любишь», который состоится в будущем году.
«Иван Купала» - «Родина» ****
«Яндекс.Музыка». Релиз диска состоялся в июле.
«Получилось, что мы не появлялись с новыми песнями более семи лет, - объяснял «спикер» «Ивана Купалы» Алексей Румянцев, когда работа над «Родиной» вышла на финишную прямую. - Во многом это связано с тем, что в нашем случае работа над новыми песнями, работа над новыми альбомами, она достаточно трудна. Проводится очень тщательная реставрационная работа, которая позволяет нам получать фольклорные записи в том качестве, в котором они пригодны для использования в наших треках. Такой процесс, к сожалению, отнимает очень много времени и с каждым новым разом, с каждым новым альбомом количество затраченного времени, к сожалению, увеличивается в геометрической прогрессии. В таких трудах как-то очень быстро и незаметно пролетело семь лет, и наконец-то альбом готов». После этого оптимистичного разъяснения прошла еще пара лет, и «Родина» наконец-то вышла. В кропотливом творческом подходе «купальцев» со времен премьеры «Костромы» (1999) мало что изменилось – но как же поменялся ландшафт вокруг! Когда аутентичная этно-музыка в электронном обрамлении дебютировала в конце «лихих 90-х», это интересовало всех. «Наше радио» утянуло песни «Купалы» в свою норку, MTV с помощью группы облагораживало эфир на фоне киркоровых и рук вверх, новость о появлении концертного состава обошла едва ли не первые полосы газет, а уж о возрождении национальной культуры с помощью «Ивана Купалы» не кричал только ленивый… Музыканты, будь они чуть поразговорчивее, могли бы стать мега-звездами и не сходить с обложек, даже не слишком стараясь записывать новые альбомы. Но они предпочли на десяток лет уйти в себя и углубиться в творчество – чтобы выплыв с «Родиной», обнаружить, что теперь это искусство здесь мало кому интересно, а главной музыкальной новостью за полгода является 40-секундный танец на месте бывшего бассейна.
Не будем здесь вспоминать о «возрождении национальной культуры» - уж больно сильную зевоту вызывает это словосочетание. Не будем ругать 90-е: как минимум, по степени любопытства ко всему новому и необычному они дадут большую фору нынешнему и прошлому десятилетиям. «Иван Купала» стал жертвой двух крайностей: сначала их подняли даже на те щиты, на которые они и не думали взбираться. А сейчас на все их эксперименты взирают с пресыщенным равнодушием. И MTV давно не интересуется музыкой, и аутентичный фолк вернулся в культурные резервации. Туда же со своим новым альбомом отправился и «Иван Купала».
При нормальном состоянии умов, страны и шоу-бизнеса возвращение группы стало бы, может, и не триумфальным, но заметным, а кропотливость и перфекционизм только добавил бы к ним уважения. «Иван Купала» - крепкий проект, удачно нашедший свою нишу и с каждым альбомом звучащий все интереснее и профессиональнее. Великолепна обложка «Родины»: летящий в небе домик с клочком земли – прекрасная метафора здорового отношения к корням. Фольклорное пение бабок дополнено на пластинке фрагментами народных сказок в их же исполнении. Голоса вокалисток, кстати, весьма напоминают те, что произвели такой фурор во времена «Костромы»; даже если бабушки другие, это не отменяет гуманистического посыла: пусть старушки живут долго и записывают с «Иваном Купалой» еще десяток альбомов. Что касается аранжировочных приемов, то они стали гораздо разнообразнее: после радости узнавания быстро приходит понимание, на что, собственно, было «незаметно» потрачено десять лет. У «Купалы» появились и восточные мотивы (см. «Балабай» или «Гамелан»), и много музыки a la Enigma, и просто сами по себе сильные мелодии. А такие треки, как «Коток», «Жито», «Лося» и «Родина», были бы уместны и звучали бы свежо и красиво на волне практически любого формата.
Алексей Мажаев, InterMedia