«ИВАНУШКИ INTERNATIONAL» - «ПОДОЖДИ МЕНЯ…»
Релиз диска состоялся в декабре.
Последние полтора года «Иванушки» почти не подавали признаков жизни – не выпускали пластинок, в разгар «чесового» сезона могли уйти в отпуск, а клипы монтировали из «хоум видео». Мало кто сомневался, что группа, главной проблемой которой стал лишний вес одного из солистов, вот-вот двинет кони. «Иванушек» спасли их фанатки: благодаря их дружным голосам, малобюджетные, невнятные по картинке ролики коллектива неизменно вырывались в лидеры чартов «MTV-Россия». «Иванушки» поняли, что они еще нужны народу, и распад отложили.
Фанаток у группы действительно много, и это парадокс. Откуда столько обожания в адрес трех 30-летних мужчин, ни одного из которых нельзя назвать красавцем? Неужели дело в их музыкальных талантах? Вряд ли. Продюсер, он же композитор, Игорь Матвиенко интересно раскладывает на три голоса свои произведения, внедряя стандарт бойз-бэндовой музыки а ля рюс. Большинство песен «Иванушек» столь же нежны, как композиции Backstreet Boys, но вместо нудного чуждого соула Матвиенко стилизует свои вещи под не менее нудный, но более привычный русский фолк. Впрочем, фанаткам все эти профессиональные аранжировочные ухищрения до лампы. У «Ласкового мая» и Анатолия Полотно вовсе не было никаких аранжировок, а уж как их любили.
Ну так в чем же секрет «Иванушек»? Дело, думается, в том, что фанаток своих они холят и лелеют. В клипе «Поверь, мне тоже очень жаль» сняты реальные поклонницы, рыдающие, не попав на концерт. Вот дуры, думает нормальный телезритель. Вот повезло, в клип попали, значит, и я могу, думают остальные фанатки «Иванушек». Поклонница по имени Таня Герасимова стала лидером группы «Девочки» - карьера, на которую подсознательно надеются остальные «дуры». Вот и не редеют стройные ряды фанаток «Иванушек».
Но удерживать их становится все сложнее – девочки подрастают, да и конкуренты не дремлют (видимо, недаром нарисованный на обложке Андрей Григорьев-Апполонов неуловимо напоминает Децла). «Иванушки» вынуждены прибегнуть к тактике, по формулировке того же Григорьева-Апполонова, «прямых ударов в мозг». Хиты с названиями в повелительных наклонениях («Реви», «Беги») – это гипноз, зомбирование поклонниц. Вы слышите меня, бандерлоги? Ты не сдерживай слез, реви, реви. Апофеозом психологической обработки явилось включение в диск старой песни из репертуара Жени Белоусова «Подожди меня (после концерта)». Нежные голоса солистов бьют не только в мозг, но и в каждое девичье сердце. После концерта подождать «Иванушек» собираются толпы девиц, уверенных, что кумир обращался именно к ней. А значит, еще некоторое время будут и письма на MTV, и аншлаги в провинциальных домах культуры.
Да, а если вы не фанатка «Иванушек», альбом «Подожди меня…» вас вряд ли вдохновит. Лучший трек здесь – «Последняя электричка». Свежим песням конкурировать с ней оказалось не под силу. Поклонницы «Иванушек» меня поправят.
Алексей Мажаев, InterMedia
«Серебро» - «Перепутала» ****
2015, «Монолит»
Группа «Серебро» как-то активизировалась и бомбардирует слушателей синглами – видать, не за горами большой релиз. Хотя полнометражные альбомы выпускать ни к чему, если каждая новая песня, сопровождаемая провокационным клипом, будет вызывать большой резонанс – а ведь «Серебро» и их продюсер Максим Фадеев хорошо знают, как его устроить.
Вышло так, что сначала я послушал сингл «Перепутала» - и он показался мне не более чем милой среднетемповой песней с относительно запоминающимся припевом и типичной девичьей любовной лирикой, в создании которой неплохо поднаторела солистка и соавтор Фадеева Ольга Серябкина. Ну а уже потом я ознакомился с клипом на эту песню.
Что тут сказать: вне видеоряда песня работает процентов на 30 и кажется вполне проходной. Но клип нужно посмотреть как можно быстрее – мало ли что взбредёт в голову коллективному Человеку Запрещающему; там, где здравомыслящий зритель увидит красивых девок с необычной тягой к чёрному юмору, охранитель непременно узреет пропаганду суицида и агрессивную сексуальность. Гармоничным фоном к видеоклипу, от которого невозможно оторвать глаз ни «разрешителю», ни «запретителю», служит песня «Перепутала». С этой картинкой она неумолимо оккупирует мозг, и, услышав её где-нибудь, вы, может, и не сразу вспомните, кто поёт, но обрадуетесь песне, как родной. Но только в таком порядке: без видео – необязательный трек, с видео – хит сезона.
Алексей Мажаев,InterMedia
Витас доверил создание клипа на песню «Мне бы в небо» поклонникам
Витас запустил конкурс для поклонников на создание авторской версии видеоклипа «Мне бы в небо». Весной этого года артист снял клип на эту песню с певицей Ксеноной, с которой они ее исполняли дуэтом, и музыканты остались довольны результатом. Однако сейчас перед релизом нового альбома Витаса «Мне бы в небо» подготовлена соло-версия песни, и певец предложил всем творчески заинтересованным людям сделать свою версию клипа именно на ее сольный вариант.
Творения поклонников Витас будет отсматривать сам. В свой день рождения он выберет победителя из числа претендентов и возьмет его с собой на концерт в Пекине с новой программой «Скажи, что ты любишь», который состоится в будущем году.
«Иван Купала» - «Родина» ****
«Яндекс.Музыка». Релиз диска состоялся в июле.
«Получилось, что мы не появлялись с новыми песнями более семи лет, - объяснял «спикер» «Ивана Купалы» Алексей Румянцев, когда работа над «Родиной» вышла на финишную прямую. - Во многом это связано с тем, что в нашем случае работа над новыми песнями, работа над новыми альбомами, она достаточно трудна. Проводится очень тщательная реставрационная работа, которая позволяет нам получать фольклорные записи в том качестве, в котором они пригодны для использования в наших треках. Такой процесс, к сожалению, отнимает очень много времени и с каждым новым разом, с каждым новым альбомом количество затраченного времени, к сожалению, увеличивается в геометрической прогрессии. В таких трудах как-то очень быстро и незаметно пролетело семь лет, и наконец-то альбом готов». После этого оптимистичного разъяснения прошла еще пара лет, и «Родина» наконец-то вышла. В кропотливом творческом подходе «купальцев» со времен премьеры «Костромы» (1999) мало что изменилось – но как же поменялся ландшафт вокруг! Когда аутентичная этно-музыка в электронном обрамлении дебютировала в конце «лихих 90-х», это интересовало всех. «Наше радио» утянуло песни «Купалы» в свою норку, MTV с помощью группы облагораживало эфир на фоне киркоровых и рук вверх, новость о появлении концертного состава обошла едва ли не первые полосы газет, а уж о возрождении национальной культуры с помощью «Ивана Купалы» не кричал только ленивый… Музыканты, будь они чуть поразговорчивее, могли бы стать мега-звездами и не сходить с обложек, даже не слишком стараясь записывать новые альбомы. Но они предпочли на десяток лет уйти в себя и углубиться в творчество – чтобы выплыв с «Родиной», обнаружить, что теперь это искусство здесь мало кому интересно, а главной музыкальной новостью за полгода является 40-секундный танец на месте бывшего бассейна.
Не будем здесь вспоминать о «возрождении национальной культуры» - уж больно сильную зевоту вызывает это словосочетание. Не будем ругать 90-е: как минимум, по степени любопытства ко всему новому и необычному они дадут большую фору нынешнему и прошлому десятилетиям. «Иван Купала» стал жертвой двух крайностей: сначала их подняли даже на те щиты, на которые они и не думали взбираться. А сейчас на все их эксперименты взирают с пресыщенным равнодушием. И MTV давно не интересуется музыкой, и аутентичный фолк вернулся в культурные резервации. Туда же со своим новым альбомом отправился и «Иван Купала».
При нормальном состоянии умов, страны и шоу-бизнеса возвращение группы стало бы, может, и не триумфальным, но заметным, а кропотливость и перфекционизм только добавил бы к ним уважения. «Иван Купала» - крепкий проект, удачно нашедший свою нишу и с каждым альбомом звучащий все интереснее и профессиональнее. Великолепна обложка «Родины»: летящий в небе домик с клочком земли – прекрасная метафора здорового отношения к корням. Фольклорное пение бабок дополнено на пластинке фрагментами народных сказок в их же исполнении. Голоса вокалисток, кстати, весьма напоминают те, что произвели такой фурор во времена «Костромы»; даже если бабушки другие, это не отменяет гуманистического посыла: пусть старушки живут долго и записывают с «Иваном Купалой» еще десяток альбомов. Что касается аранжировочных приемов, то они стали гораздо разнообразнее: после радости узнавания быстро приходит понимание, на что, собственно, было «незаметно» потрачено десять лет. У «Купалы» появились и восточные мотивы (см. «Балабай» или «Гамелан»), и много музыки a la Enigma, и просто сами по себе сильные мелодии. А такие треки, как «Коток», «Жито», «Лося» и «Родина», были бы уместны и звучали бы свежо и красиво на волне практически любого формата.
Алексей Мажаев, InterMedia