ОБЗОР ВИДЕОНОВИНОК КОМПАНИИ «ПИРАМИДА»
«Крокодил» продолжает полюбившуюся зрителям серию фильмов, объединенных одной темой - «Американские хищники: кто и как может питаться людьми». «Восемь тинэйджеров на озере купались, одного съел крокодил, семеро остались» - точно по считалочке. Ближе к финалу - и того меньше. Ненасытное земноводное отведало по кусочку от каждого, кто появился в кадре, - и шерифа, и опытного охотника, и рыбаков, забредших туда по ошибке. Начать эту «трапезу» самку крокодила-мутанта вынудила потребность мести за свое разоренное гнездо. Что не мешало ей, впрочем, соблюдать правильную последовательность «блюд»: негр на закуску, сборная солянка из персонажей третьего плана на первое, затем рагу из самонадеянных полицейских, пришедших на помощь, и на десерт - лучший друг главного героя. Разрешился же конфликт самым дивным образом. Последняя оставшаяся в живых девушка отдала крокодилихе единственного вылупившегося детеныша, и та, пустив крокодилью слезу, счастливая, уплыла восвояси. Стоит отметить просветления, случавшиеся с автором сценария ленты. Именно этому, видимо, мы обязаны редким оригинальным сюжетным поворотам ленты.
Хотя жанр «Последнего круиза» заявлен как фильм-катастрофа, при ближайшем рассмотрении он оказывается обычным боевиком категории «Б». Со всеми стандартными компонентами: фотомоделью из мужских журналов (Эрика Элиниак) в главной роли в окружении таких же, как она, полногрудых блондинок, парой звезд телесериалов, лилипутским бюджетом и бывшим полицейским в центре сюжета, пытающимся спасти все, что движется. А все, что не движется, - подвигать и спасти. Одним словом, здесь больше катастрофы, нежели фильма.
Как можно догадаться, картина «Затяжной прыжок» - о парашютистах. Агент ФБР Вик Купер, отстраненный от заданий после провала операции по захвату наркокурьеров, берет новый след. Он приводит его в компанию фанатичных парашютистов, днем и ночью тренирующихся в небе Флориды. О том, что только эти по-настоящему сумасшедшие ребята могли доставить наркотики в место назначения, говорит и то, что в воздухе они пользуются полной свободой передвижения и могут в свободном падении покрывать расстояния до сотни километров, и то, что ни один спортсмен нигде не работает (тунеядец, значит). А парашютный спорт требует больших денежных вложений. Стараясь обнаружить какие-либо «железные» доказательства, Вик все глубже и глубже погружается в мир, где единственным смыслом жизни становятся несколько секунд между выходом из самолета и раскрытием парашюта. После сотни прыжков, совершенных за один месяц, агент начинает задумываться, что же является его целью, - торжество правосудия или победа на соревнованиях скайдайверов (от английского skydiving). Положение осложняется тем, что в каждом лагере у Вика есть хорошие друзья, предать которых он никак не может. После несчастного случая, происшедшего с Турбо (Деннис Родман), лидер команды Рэд Лайн (Том Берринджер) назначает Вика своим помощником и доверяет второе по ответственности место в команде. Это позволяет агенту узнать, что именно Рэд Лайн и есть тот человек, который занимается поставками наркотиков. Постоянно добывая своей команде деньги на прыжки, он в то же время осознает безнравственность своего занятия и готов пожертвовать собой ради репутации и успеха команды.
Стоит ли говорить, что сцены в воздухе, мастерски отснятые специальной командой операторов-парашютистов, занимают большую часть этой ленты. Сложнейшие головокружительные трюки каскадеров могли бы спасти фильм даже при полном отсутствии сюжета. Тем более что авторы периодически жертвуют им ради новых прыжков. Тема любовных отношений между Виком и единственной девушкой в команде отводится на задний план, а затем и вовсе обрезается как слишком усложняющая картину. Детективной истории тоже не получается - преступник становится известен в самом начале, а ближе к концу перестает быть таковым. Да и вообще все отношения между героями постепенно сводятся к диалогам в самолете перед «шагом в пропасть». Вот и правильно, лишние переживания в чисто спортивном зрелище, каким на самом деле является эта картина, ни к чему.
Возрожденная блокбастером «Матрица» мода на фильмы, снятые в стилистике «киберпанка», нашла свое отражение и в датском кинематографе. Лента «Повелитель сети» демонстрирует свой вариант нашего недалекого будущего. Там царит атмосфера полнейшего морального разложения. Население Земли, давно забывшей, что такое солнечный свет, представляют исключительно бледные наркоманы и хакеры, жизнь которых состоит только из рейвов и оргий. Среди этого упадка последней цитаделью порядка остается компьютерная финансовая империя Стойсса - жестокого и алчного человека. Главный герой - гениальный хакер Джей Би, склонный к маниакальному педантизму, - призван следить за безопасностью этой системы. Он - единственный, кто имеет доступ ко всему цифровому миру Стойсса. А когда со счета того вдруг исчезают все деньги, он же - единственный, кто может раскрыть это преступление. Мало того, просто должен это сделать. Иначе присоединенное к его телу искусственное сердце через 35 часов прекратит качать кровь. Ее, кстати, в этом фильме очень много. Один за другим умирают и приближенные к Стойссу люди, и случайные свидетели происходящего. Найти виновника происходящего не так-то просто. Психов, маньяков и извращенцев, способных на преступление, в картине хоть отбавляй. Да что говорить, других там просто нет. Только к финалу Джею Би удается вырваться из этого упадочного мира разврата и обрести счастье со своей давно любимой подругой. Впрочем, что именно он обрел - догадаться сложно. Так же, как и понять, какие чувства испытывают на протяжении фильма остальные персонажи. Их всех будто бы заморозили. Даже главному герою словно бы все равно, что жить ему в случае неудачи останется 35 часов. Каменные, лишенные эмоций лица, замедленные движения, задумчиво-нудные размышления и беседы - все это как-то не создает необходимой атмосферы. Пожалуй, никогда еще фантастические детективы не были такими неоправданно приторможенными и занудными.
Юрий Холодный, InterMedia
«Хоббит: Нежданное путешествие»: Долгожданное путешествие туда и обратно ****
Премьера картины «Хоббит: Нежданное путешествие» (The Hobbit: An Unexpected Journey, США, Новая Зеландия, 2012, режиссер Питер Джексон, в ролях – Мартин Фриман, Иэн МакКеллен, Ричард Армитэдж, Джеймс Несбитт, Кен Стотт, Кейт Бланшетт, Элайджа Вуд, Энди Серкис, Кристофер Ли, Хьюго Уивинг) состоялась 18 декабря в кинотеатре «Октябрь».
Хоббит Бильбо Бэггинс (Мартин Фриман) – мещанин и обыватель, ведет самую скучную жизнь, пока не встречается с могущественным волшебником Гэндальфом Серым (Иэн МакКеллен). Бильбо находит себя и отправляется вместе с 13 отважными гномами в поход, полный опасных приключений. Цель похода – сразиться с драконом Смогом и вернуть гномам утраченное ими королевство Эребор. Зрителя также ожидают гоблины и орки, гигантские пауки и варги (лучше даже не знать, что это такое), а также волшебники – в ассортименте.
Формально «Хоббит» - приквел нашумевшей трилогии «Властелин колец», если вы помните задумку самого Дж. Р.Р.Толкина, то это адаптированный для детей пролог к волшебной эпопее, первая инъекция сильнодействующего наркотика, превращающего послушных школьников в «толкинутых». Было особенно интересно, как с этим – оригинальной книжкой объемом в 200-300 страниц – справится мегаломан Питер Джексон, если учесть его план по превращению «Хоббита» в трилогию.
Итак, перед зрителем старое доброе, теплое ламповое Средиземье, знакомое иным буквально до дыр в DVD, полюбившиеся герои (Гэндальф, «Моя прелес-с-с-сть» Горлум, Бильбо, Фродо, Галадриэль…), Говард Шор на саундтреке и привычный почти 3-часовой хронометраж. Несмотря на последнее обстоятельство, детально прорисованный, населенный разнообразными интересными персонажами мир Средиземья увлекает и затягивает даже скептически настроенных зрителей, и время пролетает незаметно.
В целом, конечно же, всегда можно высосать из пальца повод придраться к «Хоббиту», но не хочется: это – настоящее приключение для детей от шести лет, не успевших познакомится с книгой, и приятное, порой захватывающее дух погружение в мир Толкина для более старших зрителей. Питер Джексон – прирожденный рассказчик, дополняющий оригинал своими фантазиями, хоть это и может вывести из себя пуристов, бдящих дух и чистоту первоисточника. Это – идеальный вариант фильма для новогодних каникул, и прокатчики об этом прекрасно осведомлены.
Проблема «Хоббита» в том, что излишне информированные зрители считают, что Средиземью (как в свое время Готэму или Хоггвартсу) не помешали бы встряска и переосмысление. Некоторая часть аудитории считает, что «Хоббита» стоило отдать в руки того же Гилльермо Дель Торо, который мог бы стать своего рода Кристофером Ноланом («Темный рыцарь») или Альфонсо Куароном («Гарри Поттер и узник Азкабана). Однако у руля остался Питер Джексон, а зрители получили «Властелина колец 4», простите, «Хоббита».
Также следует немного остановиться на новой – революционной – технологии 48 кадров в секунду, при помощи которой был снят «Хоббит» (напомним, что стандартом по сей день является 24 кадра в секунду). В этом плане реакция зрителей и критиков, увидевших «Хоббита», как оно и было задумано режиссером, неоднозначная: многие считают, что картинка похожа на дешевую телевизионную мыльную оперу, некоторым изображение показалось слишком реалистичным и детальным, некоторым не понравилось «отсутствие обычной преграды» между зрителем и экраном (что бы это ни значило), иных и вовсе стошнило на 10-й минуте. Впрочем, на данный момент неизвестно, будет ли «Хоббит» вообще демонстрироваться в России с запланированной Джексоном скоростью. На всякий случай, мы вас предупреждали и… Добро пожаловать в Средиземье!
PS: Надеемся, что фильм войдет в историю не только как первый фильм, снятый со скоростью 48 кадров в секунду, но и как картина, не просто поместившая Новую Зеландию на мировую кинокарту (с этим Джексон справился еще раньше), но и практически в одиночку, благодаря притоку туристов, вытянувшая экономику страны из глубокой, эээ, ямы. Слава Новой Зеландии!
Денис Шлянцев, InterMedia
«Мастер»: Театр двух актеров ***
Пресс-показ картины «Мастер» (The Master, режиссер Пол Томас Андерсон, в ролях – Хоакин Феникс, Филип Сеймур Хоффман, Эми Адамс, Лора Дерн, Патриция МакКормак, Джесси Племонс) состоялся в кинотеатре «Октябрь» 07 декабря.
США, 50-е. Фредди Куэлл (Хоакин Феникс), бывший моряк, а ныне – жалкий пропойца без определенного места жительства и рода занятий, зато с психическими проблемами и непреодолимой тягой к слабому полу (даже в кляксах Роршаха Фредди мерещится «манда») случайно – по пьяни - знакомится с Ланкастером Доддом (Филип Сеймур Хоффман).
Додд – весьма занимательный персонаж, он – писатель, мистик и харизматичный гуру, проповедующий новое религиозное учение. К тому же, именно Додд не только открывает во Фредди его истинный талант – смешивать ядерные алко-коктейли из сомнительных ингредиентов, но и пытается принять его в лоно Семьи и направить его на путь истинный. Фредди показывает себя пренеприятнейшим (хотя и по-собачьи преданным) типом, а и его наставник – Мастер! – до самого финала остается темной лошадкой, интригующей зрителя.
Послевоенная Америка – плодородная почав для появления различного рода культов и квазирелигиозных течений. Долгое время вокруг «Мастера» ходили слухи о том, что Андерсон снимает фильм о создателе дианетики и сайентологии Л. Роне Хаббарде. Но то ли Церковь сайентологии оказалась слишком сильна в Голливуде, то ли, что более вероятно, Андерсон не захотел делать чересчур прямолинейную картину, и Ланкастер Додд в безукоризненном исполнении Филипа Сеймура Хоффмана оказался собирательным персонажем. Поэтому зритель после просмотра не сможет внятно сформулировать свое и режиссерское отношение к этому герою – и эта двусмысленность и неопределенность не может не раздражать.
Главная проблема «Мастера» - в том, что, спрятавшись за столь удобный формат (притча) и сняв картину не для широкого зрителя, а для синефилов, Пол Томас Андерсон не смог внятно сформулировать, что, как и почему в этом фильме. Нет, мы не требуем, чтобы зрителю разжевывали и клали в рот все имеющиеся смыслы и подтексты. Но мусолить в течение двух с половиной часов мысль о том, что Куэлл и Додд – стороны одной и той же монеты, недостойно как для режиссера, так и зрителя. Возможно, поклонникам Хаббарда и сайентологии, прошедшим все эти «психологические» обряды, картина покажется более интересной и понятной, но на обычного зрителя она понятным образом наведет скуку.
Сильные (традиционно для работ Андерсона) стороны «Мастера»: актеры (заячья губа, гопнический прононс, сохранившийся при дубляже, болезненная худоба и сутулость Феникса, витальность и жовиальность на грани истерики Хоффмана), саундтрек (авторства Джонни Гринвуда из Radiohead), операторская работа (Михай Малаймер-младший, работавший над последними тремя картинами Фрэнсиса Форда Копполы) и художники по костюмам.
На кинофестивале в Венеции «Мастер», шестой полнометражный фильм Пола Томаса Андерсона, автора «Магнолии» и «Нефти», был удостоен «Серебряного льва» за лучшую режиссерскую работу, Кубка Вольпи за лучшую мужскую роль и призом ФИПРЕССИ за лучший фильм. Можно смело делать ставки на то, что Феникс и/или Хоффман получат за свои роли по «Оскару».
Денис Шлянцев, InterMedia
«Самый пьяный округ в мире»: Самогонщики. Made in USA ****
Историческая драма «Самый пьяный округ в мире» (Lawless, США, 2012, режиссер Джон Хиллкоут, в ролях – Шайа ЛаБаф, Том Харди, Гари Олдман, Джессика Честейн, Гай Пирс, Джейсон Кларк, Миа Васиковска, Дэйн ДеХаан) выходит в прокат 6 декабря 2012 года.
30-е. США. Великая Депрессия. Сухой закон. Но только не в округе Франклин Каунти, штат Вирджиния – это самый пьяный/«мокрый» округ в мире. Здесь гонят самогон (романтический «moonshine») практически все, шериф и полиция закрывают глаза на поголовное нарушение закона, ведь им не чужд ничего человеческое, а кто откажется от бутылочки, простите, пол-литровой банки с чистейшим кукурузным вискарем?
Однако бутлегерский рай в округе длится до тех пор, пока из Чикаго не приезжает весьма неприятный тип - специальный агент Чарли Рэйкс (Гай Пирс), напомаженный и с выщипанными бровями столичный щеголь, который собирается положить конец торговле алкоголем в округе самыми радикальными методами.
Ему противостоят лишь братья Бондуранты: Форрест (Том Харди), Говард (Джейсон Кларк) и младшенький, Джек (Шайа ЛаБаф) не только успешно ведут семейный бизнес, но и расширяются по мере возможностей. В общем, все как в песне, простите за упоминание, ВИА «Сектор Газа»: «Мы с детства спекулянты, торгаши и алкаши, борьба за трезвость нам приносит только барыши».
Австралийский режиссер (и иногда клипмейкер) Джон Хиллкоут снимает редко, но каждый его фильм, без преувеличения, обращает на себя внимание: будь то вестерн «Предложение» (также по сценарию Ника Кейва) или пост-апокалиптическая философская драма «Дорога» (музыка авторства Ника Кейва и его соратника по The Bad Seeds Уоррена Эллиса).
«Самый пьяный округ в мире» - не исключение. В Каннах фильм получил номинацию на
Золотую пальмовую ветвь, и вполне способен достойно проявить себя в гонке за «Оскарами». Сценарий опять написан Ником Кейвом, но не с нуля, а по документальной книге Мэтта Бондуранта (внука знаменитых братьев-бутлегеров). За саундтрек – деликатные и аутентичные кантри и фолк-песни – ответственность разделили все те же Кейв и Эллис. Оператор Бенуа Дельхомм («Мальчик в полосатой пижаме», «Маркиз де Сад») бережно перенес на экран меланхоличную осеннюю прозрачность американского Юга.
Ну и, конечно же, блестящие актеры: безжалостный гангстер Флойд Баннер (Гари Олдман), молчаливый и наделенный недюжинной силой и волей к жизни Форрест (Том Харди), его преданная помощница Мэгги (Джессика Честейн), вызывающий страх и отвращение Гай Пирс, свежая и утонченная дочь мормонского священника (Миа Васиковска). Даже Шайа ЛаБаф в кои-то веки не портит картину: видимо, пришла пора чистить карму, безнадежно подпорченную Майклом Бэем и «Трансформерами».
Двухчасовой хронометраж не дает зрителям заскучать, а шокирующие сцены насилия (в кадре спокойно сворачивают кастетом челюсти, перерезают горло и отрезают тестикулы) приятно бодрят и насыщают кровь адреналином. Грязь ощущается физически, а дух первача шибает в нос.
Помимо, собственно, кинематографического кайфа от того, как круто и профессионально все сделано, поневоле задумываешься, почему автор представляет нарушителей закона в романтическом свете, чуть ли не героями, в то время как шериф и полицейские выглядят коррумпированными и трусливыми сволочами, а спецагент Чарли Рэйкс – и вовсе исчадием ада.
Возможно, проблема в своеобразном понимании пресловутой «американской мечты»: предприимчивые люди всегда найдут способ пробиться на вершину. Закон, как известно, что дышло, к тому же, «сухой закон» – глупость же несусветная! И в этом плане российские зрители поймут и одобрят действия героев.