АРКАДИЙ УКУПНИК – «СОВСЕМ ДРУГОЕ КИНО»
Релиз альбома состоялся в феврале.
Аркадий Укупник вышел из композиторского подполья в солисты в имидже клоуна: «Штирлиц», «Петруха», «Рита-Маргарита», «Я на тебе никогда не женюсь» и т.п. Его сравнивали с Пьером Ришаром – он не возражал. Правда, за десяток лет артисту этот вечный смех надоел, и его можно понять. Аркадий сменил прическу, выпрямил кудри, надел стильные очки, стал писать и петь не только шуточные, но и лирические песни.
И те, и другие на новом альбоме оставляют грустное впечатление: либо штампованные чувства, либо штампованная пошлость, типичный туалетно-постельный юмор без мельчайшего интеллектуального налета. Ей-богу, когда группа «Ленинград» матерится, это не так противно и скользко, как когда детский хор подпевает: «Шампанское в бутылочке/Я буду твой 2000-й/А ты, любовь неверная/Моей 2001-ю» («Снегурочка»). Еще более яркий образец «шуточного» творчества - песня «Зверенко» на украинском целиком из «шо», «це ж я», «сало» и другой лексики, приписываемой «москалями» «хохлам». Все это - в стиле рэп. Еще одна несмешная шутка называется «Великобритания». Там, естественно, лорды (рифмуются с мордами), леди, джентльмены, виски, овсянка, «Шекспира и Байрона дети» (а были ли у последнего потомки вообще?). За бесконечным потоком штампов теряется и какой-либо смысл, и музыка (местами вполне неплохая), и уж тем более отношение к пропеваемому самого Аркадия Укупника.
Лирика представлена песнями «Оксана», «Алена», «Золотые времена». Это уже даже не эстрада, а русский шансон. Но и это не главное. Говорят, маньяка нельзя вычислить в толпе: типичный «чикатило» не похож на доктора Лектора, он незаметный, серый человек, возможно, даже интеллигентной внешности. Аркадий Укупник на последнем своем альбоме обладает именно такой внешностью (см. фото в буклете) и ровным бездушным голосом. Словно поет не человек, а музыкальный автомат. В «Алене», помимо «знакомство в мае, лето жаркое любви», обращений «малыш», «ласточка» и «милый ежик», «жду, надеюсь и страдаю», засэмплированы звуки набора кнопок на телефоне (похоже, мобильном) и механический голос якобы лирической героини: «Алло!». Очень в тему. Аж жуть берет.
Может быть, артист Укупник совсем не бездушное чудовище, а просто устал писать музыку, отбирать тексты для песен и тем более петь их? У него зимняя депрессия? Так дайте артисту витаминов! Иначе он и дальше будет писать поп-музыку для низших растений и мхов, а не мыслящих и чувствующих людей. Идею усталости подтверждает финал альбома, где помещена песня из рекламного ролика. Словно не хватало материала на новый альбом, и в ход пошло все, что имелось в компьютере. Песня о «Доме, который построил Крост», вряд ли останется в вечности. Тем более, что музыка откровенно слизана с бессмертной «Бьют часы на старой башне» из хэппи-энда «Приключений Электроника».
Екатерина Алексеева, InterMedia
«Серебро» - «Перепутала» ****
2015, «Монолит»
Группа «Серебро» как-то активизировалась и бомбардирует слушателей синглами – видать, не за горами большой релиз. Хотя полнометражные альбомы выпускать ни к чему, если каждая новая песня, сопровождаемая провокационным клипом, будет вызывать большой резонанс – а ведь «Серебро» и их продюсер Максим Фадеев хорошо знают, как его устроить.
Вышло так, что сначала я послушал сингл «Перепутала» - и он показался мне не более чем милой среднетемповой песней с относительно запоминающимся припевом и типичной девичьей любовной лирикой, в создании которой неплохо поднаторела солистка и соавтор Фадеева Ольга Серябкина. Ну а уже потом я ознакомился с клипом на эту песню.
Что тут сказать: вне видеоряда песня работает процентов на 30 и кажется вполне проходной. Но клип нужно посмотреть как можно быстрее – мало ли что взбредёт в голову коллективному Человеку Запрещающему; там, где здравомыслящий зритель увидит красивых девок с необычной тягой к чёрному юмору, охранитель непременно узреет пропаганду суицида и агрессивную сексуальность. Гармоничным фоном к видеоклипу, от которого невозможно оторвать глаз ни «разрешителю», ни «запретителю», служит песня «Перепутала». С этой картинкой она неумолимо оккупирует мозг, и, услышав её где-нибудь, вы, может, и не сразу вспомните, кто поёт, но обрадуетесь песне, как родной. Но только в таком порядке: без видео – необязательный трек, с видео – хит сезона.
Алексей Мажаев,InterMedia
Витас доверил создание клипа на песню «Мне бы в небо» поклонникам
Витас запустил конкурс для поклонников на создание авторской версии видеоклипа «Мне бы в небо». Весной этого года артист снял клип на эту песню с певицей Ксеноной, с которой они ее исполняли дуэтом, и музыканты остались довольны результатом. Однако сейчас перед релизом нового альбома Витаса «Мне бы в небо» подготовлена соло-версия песни, и певец предложил всем творчески заинтересованным людям сделать свою версию клипа именно на ее сольный вариант.
Творения поклонников Витас будет отсматривать сам. В свой день рождения он выберет победителя из числа претендентов и возьмет его с собой на концерт в Пекине с новой программой «Скажи, что ты любишь», который состоится в будущем году.
«Иван Купала» - «Родина» ****
«Яндекс.Музыка». Релиз диска состоялся в июле.
«Получилось, что мы не появлялись с новыми песнями более семи лет, - объяснял «спикер» «Ивана Купалы» Алексей Румянцев, когда работа над «Родиной» вышла на финишную прямую. - Во многом это связано с тем, что в нашем случае работа над новыми песнями, работа над новыми альбомами, она достаточно трудна. Проводится очень тщательная реставрационная работа, которая позволяет нам получать фольклорные записи в том качестве, в котором они пригодны для использования в наших треках. Такой процесс, к сожалению, отнимает очень много времени и с каждым новым разом, с каждым новым альбомом количество затраченного времени, к сожалению, увеличивается в геометрической прогрессии. В таких трудах как-то очень быстро и незаметно пролетело семь лет, и наконец-то альбом готов». После этого оптимистичного разъяснения прошла еще пара лет, и «Родина» наконец-то вышла. В кропотливом творческом подходе «купальцев» со времен премьеры «Костромы» (1999) мало что изменилось – но как же поменялся ландшафт вокруг! Когда аутентичная этно-музыка в электронном обрамлении дебютировала в конце «лихих 90-х», это интересовало всех. «Наше радио» утянуло песни «Купалы» в свою норку, MTV с помощью группы облагораживало эфир на фоне киркоровых и рук вверх, новость о появлении концертного состава обошла едва ли не первые полосы газет, а уж о возрождении национальной культуры с помощью «Ивана Купалы» не кричал только ленивый… Музыканты, будь они чуть поразговорчивее, могли бы стать мега-звездами и не сходить с обложек, даже не слишком стараясь записывать новые альбомы. Но они предпочли на десяток лет уйти в себя и углубиться в творчество – чтобы выплыв с «Родиной», обнаружить, что теперь это искусство здесь мало кому интересно, а главной музыкальной новостью за полгода является 40-секундный танец на месте бывшего бассейна.
Не будем здесь вспоминать о «возрождении национальной культуры» - уж больно сильную зевоту вызывает это словосочетание. Не будем ругать 90-е: как минимум, по степени любопытства ко всему новому и необычному они дадут большую фору нынешнему и прошлому десятилетиям. «Иван Купала» стал жертвой двух крайностей: сначала их подняли даже на те щиты, на которые они и не думали взбираться. А сейчас на все их эксперименты взирают с пресыщенным равнодушием. И MTV давно не интересуется музыкой, и аутентичный фолк вернулся в культурные резервации. Туда же со своим новым альбомом отправился и «Иван Купала».
При нормальном состоянии умов, страны и шоу-бизнеса возвращение группы стало бы, может, и не триумфальным, но заметным, а кропотливость и перфекционизм только добавил бы к ним уважения. «Иван Купала» - крепкий проект, удачно нашедший свою нишу и с каждым альбомом звучащий все интереснее и профессиональнее. Великолепна обложка «Родины»: летящий в небе домик с клочком земли – прекрасная метафора здорового отношения к корням. Фольклорное пение бабок дополнено на пластинке фрагментами народных сказок в их же исполнении. Голоса вокалисток, кстати, весьма напоминают те, что произвели такой фурор во времена «Костромы»; даже если бабушки другие, это не отменяет гуманистического посыла: пусть старушки живут долго и записывают с «Иваном Купалой» еще десяток альбомов. Что касается аранжировочных приемов, то они стали гораздо разнообразнее: после радости узнавания быстро приходит понимание, на что, собственно, было «незаметно» потрачено десять лет. У «Купалы» появились и восточные мотивы (см. «Балабай» или «Гамелан»), и много музыки a la Enigma, и просто сами по себе сильные мелодии. А такие треки, как «Коток», «Жито», «Лося» и «Родина», были бы уместны и звучали бы свежо и красиво на волне практически любого формата.
Алексей Мажаев, InterMedia