«Я И ДРУГ МОЙ ГРУЗОВИК» - «Я И ДРУГ МОЙ ГРУЗОВИК»
Когда-то среди журналистов было принято спрашивать в интервью у рок-героя: «А как вы сами называете стиль, в котором играете?». Некоторые музыканты выдумывали в ответ замысловатые определения, прочие прогоняли телеги о том, что музыка делится на хорошую и плохую, третьи просто посылали. Журналисты не унывали и загоняли рок-героев в стилистические рамки от балды. Считалось, например, что группа «Кино» играет «новую волну», а «Аквариум» - «арт-рок» (вот ведь бред-то!). К счастью, поветрие рассуждать про стили прошло, а то бы критики измучались с группой «Я и друг мой грузовик». Днепропетровское трио играет нечто настолько самобытное, что при первых звуках хочется записать музыкантов в глубокий андеграунд и отправить на вечное поселение в какой-нибудь подвал вместимостью 30 человек, почему-то именующий себя рок-клубом. Чтобы понять, насколько в их творчестве мало благозвучия, достаточно перечислить инструментальный состав ансамбля: ударные, бас-гитара и голос. Программные директора радиостанций справедливо числят это сочетание весьма неприятным и песни «Меня и друга моего грузовика» к себе в эфир не берут. Концерты команды показывают, что она на радио и не рвется - ей достаточно двух танцующих под музыку девочек.
На каждого участника группы выпадает большая нагрузка. Владимир Бусель молотит в барабаны, выдерживая ритмический рисунок, пока басист Ростислав Чабан изобретательно извлекает разнообразные звуки из своего инструмента, который каноны рок-науки считают вспомогательным. Тем временем вокалист Антон (вспоминается «Москва слезам не верит» и эпизод с участием Басова: «Для вас – просто Антон!») трудится за четверых. Кроме мощных прыжков, которых на пластинке не видно, он то орет что есть мочи, то медитативно бормочет. Едва ухо слушателя уловит влияние рэпа, как тут же начинается панк. Фанк чередуется с world music, поп с хардовыми запилами, грузинская народная музыка с психоделией. Неизменно одно: отдохнуть вам не дадут. Если солист мурлычет что-то умиротворяющее, знайте: через полсекунды в гармонию вторгнется хаос в лице самых зверских струн бас-гитары Чабана. А если же последний тихо пиликает, поражая возможностями инструмента, обязательно завопит Антон. Самые интересные аранжировочные куски получаются тогда, когда агрессии голоса и баса совпадают – начинается такое рубилово! В этот момент тексты – абстрактные, но, кажется, философские, - теряют всякий смысл: ничего не понятно, тем более, что вокалист плохо выговаривает звук «р». Как поют «Грузовики» в песне «Йогурт», «постоянный прилив тревоги возрастает».
Несколько мыслей о стратегии раскрутки группы «Я и друг мой грузовик» - не век же им по подвалам музицировать. Сначала надо отдать на радио песню «Урок» с таким примерно текстом: «А эрибаба я хом, хом, хом… А эриба, а эрибабаб, и эрибабаба». И оповестить всех о появлении модного этнического проекта. Продвинутая музобщественность, что без ума от Саинхо Намчылак, возлюбит «эрибабу» как самое себя. Дальше дело техники: берешь любую другую песню и сообщаешь, что модный этнический проект теперь поет на русском языке. Народ от счастья разнесет «Горбушку».
Алексей Мажаев, InterMedia
«Серебро» - «Перепутала» ****
2015, «Монолит»
Группа «Серебро» как-то активизировалась и бомбардирует слушателей синглами – видать, не за горами большой релиз. Хотя полнометражные альбомы выпускать ни к чему, если каждая новая песня, сопровождаемая провокационным клипом, будет вызывать большой резонанс – а ведь «Серебро» и их продюсер Максим Фадеев хорошо знают, как его устроить.
Вышло так, что сначала я послушал сингл «Перепутала» - и он показался мне не более чем милой среднетемповой песней с относительно запоминающимся припевом и типичной девичьей любовной лирикой, в создании которой неплохо поднаторела солистка и соавтор Фадеева Ольга Серябкина. Ну а уже потом я ознакомился с клипом на эту песню.
Что тут сказать: вне видеоряда песня работает процентов на 30 и кажется вполне проходной. Но клип нужно посмотреть как можно быстрее – мало ли что взбредёт в голову коллективному Человеку Запрещающему; там, где здравомыслящий зритель увидит красивых девок с необычной тягой к чёрному юмору, охранитель непременно узреет пропаганду суицида и агрессивную сексуальность. Гармоничным фоном к видеоклипу, от которого невозможно оторвать глаз ни «разрешителю», ни «запретителю», служит песня «Перепутала». С этой картинкой она неумолимо оккупирует мозг, и, услышав её где-нибудь, вы, может, и не сразу вспомните, кто поёт, но обрадуетесь песне, как родной. Но только в таком порядке: без видео – необязательный трек, с видео – хит сезона.
Алексей Мажаев,InterMedia
Витас доверил создание клипа на песню «Мне бы в небо» поклонникам
Витас запустил конкурс для поклонников на создание авторской версии видеоклипа «Мне бы в небо». Весной этого года артист снял клип на эту песню с певицей Ксеноной, с которой они ее исполняли дуэтом, и музыканты остались довольны результатом. Однако сейчас перед релизом нового альбома Витаса «Мне бы в небо» подготовлена соло-версия песни, и певец предложил всем творчески заинтересованным людям сделать свою версию клипа именно на ее сольный вариант.
Творения поклонников Витас будет отсматривать сам. В свой день рождения он выберет победителя из числа претендентов и возьмет его с собой на концерт в Пекине с новой программой «Скажи, что ты любишь», который состоится в будущем году.
«Иван Купала» - «Родина» ****
«Яндекс.Музыка». Релиз диска состоялся в июле.
«Получилось, что мы не появлялись с новыми песнями более семи лет, - объяснял «спикер» «Ивана Купалы» Алексей Румянцев, когда работа над «Родиной» вышла на финишную прямую. - Во многом это связано с тем, что в нашем случае работа над новыми песнями, работа над новыми альбомами, она достаточно трудна. Проводится очень тщательная реставрационная работа, которая позволяет нам получать фольклорные записи в том качестве, в котором они пригодны для использования в наших треках. Такой процесс, к сожалению, отнимает очень много времени и с каждым новым разом, с каждым новым альбомом количество затраченного времени, к сожалению, увеличивается в геометрической прогрессии. В таких трудах как-то очень быстро и незаметно пролетело семь лет, и наконец-то альбом готов». После этого оптимистичного разъяснения прошла еще пара лет, и «Родина» наконец-то вышла. В кропотливом творческом подходе «купальцев» со времен премьеры «Костромы» (1999) мало что изменилось – но как же поменялся ландшафт вокруг! Когда аутентичная этно-музыка в электронном обрамлении дебютировала в конце «лихих 90-х», это интересовало всех. «Наше радио» утянуло песни «Купалы» в свою норку, MTV с помощью группы облагораживало эфир на фоне киркоровых и рук вверх, новость о появлении концертного состава обошла едва ли не первые полосы газет, а уж о возрождении национальной культуры с помощью «Ивана Купалы» не кричал только ленивый… Музыканты, будь они чуть поразговорчивее, могли бы стать мега-звездами и не сходить с обложек, даже не слишком стараясь записывать новые альбомы. Но они предпочли на десяток лет уйти в себя и углубиться в творчество – чтобы выплыв с «Родиной», обнаружить, что теперь это искусство здесь мало кому интересно, а главной музыкальной новостью за полгода является 40-секундный танец на месте бывшего бассейна.
Не будем здесь вспоминать о «возрождении национальной культуры» - уж больно сильную зевоту вызывает это словосочетание. Не будем ругать 90-е: как минимум, по степени любопытства ко всему новому и необычному они дадут большую фору нынешнему и прошлому десятилетиям. «Иван Купала» стал жертвой двух крайностей: сначала их подняли даже на те щиты, на которые они и не думали взбираться. А сейчас на все их эксперименты взирают с пресыщенным равнодушием. И MTV давно не интересуется музыкой, и аутентичный фолк вернулся в культурные резервации. Туда же со своим новым альбомом отправился и «Иван Купала».
При нормальном состоянии умов, страны и шоу-бизнеса возвращение группы стало бы, может, и не триумфальным, но заметным, а кропотливость и перфекционизм только добавил бы к ним уважения. «Иван Купала» - крепкий проект, удачно нашедший свою нишу и с каждым альбомом звучащий все интереснее и профессиональнее. Великолепна обложка «Родины»: летящий в небе домик с клочком земли – прекрасная метафора здорового отношения к корням. Фольклорное пение бабок дополнено на пластинке фрагментами народных сказок в их же исполнении. Голоса вокалисток, кстати, весьма напоминают те, что произвели такой фурор во времена «Костромы»; даже если бабушки другие, это не отменяет гуманистического посыла: пусть старушки живут долго и записывают с «Иваном Купалой» еще десяток альбомов. Что касается аранжировочных приемов, то они стали гораздо разнообразнее: после радости узнавания быстро приходит понимание, на что, собственно, было «незаметно» потрачено десять лет. У «Купалы» появились и восточные мотивы (см. «Балабай» или «Гамелан»), и много музыки a la Enigma, и просто сами по себе сильные мелодии. А такие треки, как «Коток», «Жито», «Лося» и «Родина», были бы уместны и звучали бы свежо и красиво на волне практически любого формата.
Алексей Мажаев, InterMedia