«НОВОЕ ТРИО». «МУЗЫКАЛЬНОЕ ПУТЕШЕСТВИЕ» - ЧАСТЬ 1.
Поначалу взяла в руки диск со скептическим выражением лица: опять «Элегическое трио» Рахманинова, снова «Патетическое» Глинки... Уж сколько их играно-переиграно! Только в последнее время и «Московское» трио, и «Романтик-трио», и Трио им. Рахманинова и играли, и записали. И молодежь туда же! С претензией, стало быть, ну-ну. Потом глянула ниже по буклету, порадовалась: ага, трио Аренского. Музыка менее заигранная, любопытно. Да еще «Сказка» Метнера в качестве бонуса - интересно, какая? Оказалось, одно из переложений Владимира Крюкова (ученика Н.Я.Мясковского), сделавшего много прекрасных обработок для трио. Диск открывает серию записей под общим названием «Музыкальное путешествие», которое трио начинает из дома - из России, откуда направится во Францию (часть 2), Австрию (часть 3) и Испанию (часть 4). Исполнители - трое подающих немалые надежды лауреатов международных конкурсов (пианистка Ольга Макарова, скрипач Дмитрий Герман и виолончелист Алексей Толстов), предпочитающих совместное музицирование сольному.
Ансамбль - тонкий и сложный организм, где важнее всего совместность как замысла, так и его реализации. Нередко играть вместе начинают те, у кого по тем или иным причинам не получается сольная карьера, а к оркестру душа не лежит. А здесь? Например, виолончелист «Нового трио» Алексей Толстов - обладатель именной стипендии Фонда Ростроповича и победитель конкурса «Классическое наследие». На неудавшегося солиста что-то не похоже. То же самое и с остальными. И - слушаешь диск и ждешь, кто будет тянуть одеяло на себя и диктовать, как это бывает, когда в ансамбль садятся явные лидеры. Увы, это случается даже с великими, но не способными играть в команде. «Новому трио» это не грозит - достаточно послушать хотя бы рахманиновское «Элегическое трио» (трек 5), в котором у других исполнителей нередко отыскивается и воплощается примат фортепиано (все-таки композитор был еще и значительным пианистом).
Воистину севшие в ансамбль должны иметь, как говорится, «умные уши». Тогда, когда музыканты услышат и поймут композитора, а потом еще услышат и поймут друг друга, - полпути пройдено. Осталось дело за малым - перефразируя Моцарта, «издавать нужные звуки в нужное время». И тогда получится убедительная работа вроде первой части «Музыкального путешествия». Из бесспорных достоинств диска - идеальный баланс инструментов (донесенный и качественной работой звукорежиссера), за которым, впрочем, не теряется индивидуальность каждого, в частности, тембровая. Сюда же - безупречные темпы и, в самом положительном смысле, полное «начхательство» на потенциальные технические сложности (лучший тому пример - искрометное скерцо из трио Аренского) и четкая синхронность (в частности, в унисонной игре), достойная Мариинского балета, славящегося одновременностью движений (особенно хорошо это слышно в финале трио Аренского). А запись «Элегического трио», по глубине достигающего масштаба сложнейших симфонических фресок Рахманинова, являет собой редкое сочетание юношеской эмоциональности и зрелости исполнительской трактовки.
В продолжение разговора о достоинствах - приятный романтический репертуар, который, благодаря известной мелодичности русской музыки и удивительной искренности молодых исполнителей, вполне «по зубам» и не слишком искушенным любителям классики. В целом же альбом способен доставить удовольствие и немного удивить даже самых взыскательных профессионалов, в числе которых оказался, как выяснилось, такой «зубастый» ценитель, как глава известной звукозаписывающей фирмы (а также и сам виолончелист) Петр Кондрашин, назвавший диск «лучшим, что доводилось слышать в этом жанре».
Татьяна Давыдова, InterMedia
«Серебро» - «Перепутала» ****
2015, «Монолит»
Группа «Серебро» как-то активизировалась и бомбардирует слушателей синглами – видать, не за горами большой релиз. Хотя полнометражные альбомы выпускать ни к чему, если каждая новая песня, сопровождаемая провокационным клипом, будет вызывать большой резонанс – а ведь «Серебро» и их продюсер Максим Фадеев хорошо знают, как его устроить.
Вышло так, что сначала я послушал сингл «Перепутала» - и он показался мне не более чем милой среднетемповой песней с относительно запоминающимся припевом и типичной девичьей любовной лирикой, в создании которой неплохо поднаторела солистка и соавтор Фадеева Ольга Серябкина. Ну а уже потом я ознакомился с клипом на эту песню.
Что тут сказать: вне видеоряда песня работает процентов на 30 и кажется вполне проходной. Но клип нужно посмотреть как можно быстрее – мало ли что взбредёт в голову коллективному Человеку Запрещающему; там, где здравомыслящий зритель увидит красивых девок с необычной тягой к чёрному юмору, охранитель непременно узреет пропаганду суицида и агрессивную сексуальность. Гармоничным фоном к видеоклипу, от которого невозможно оторвать глаз ни «разрешителю», ни «запретителю», служит песня «Перепутала». С этой картинкой она неумолимо оккупирует мозг, и, услышав её где-нибудь, вы, может, и не сразу вспомните, кто поёт, но обрадуетесь песне, как родной. Но только в таком порядке: без видео – необязательный трек, с видео – хит сезона.
Алексей Мажаев,InterMedia
Витас доверил создание клипа на песню «Мне бы в небо» поклонникам
Витас запустил конкурс для поклонников на создание авторской версии видеоклипа «Мне бы в небо». Весной этого года артист снял клип на эту песню с певицей Ксеноной, с которой они ее исполняли дуэтом, и музыканты остались довольны результатом. Однако сейчас перед релизом нового альбома Витаса «Мне бы в небо» подготовлена соло-версия песни, и певец предложил всем творчески заинтересованным людям сделать свою версию клипа именно на ее сольный вариант.
Творения поклонников Витас будет отсматривать сам. В свой день рождения он выберет победителя из числа претендентов и возьмет его с собой на концерт в Пекине с новой программой «Скажи, что ты любишь», который состоится в будущем году.
«Иван Купала» - «Родина» ****
«Яндекс.Музыка». Релиз диска состоялся в июле.
«Получилось, что мы не появлялись с новыми песнями более семи лет, - объяснял «спикер» «Ивана Купалы» Алексей Румянцев, когда работа над «Родиной» вышла на финишную прямую. - Во многом это связано с тем, что в нашем случае работа над новыми песнями, работа над новыми альбомами, она достаточно трудна. Проводится очень тщательная реставрационная работа, которая позволяет нам получать фольклорные записи в том качестве, в котором они пригодны для использования в наших треках. Такой процесс, к сожалению, отнимает очень много времени и с каждым новым разом, с каждым новым альбомом количество затраченного времени, к сожалению, увеличивается в геометрической прогрессии. В таких трудах как-то очень быстро и незаметно пролетело семь лет, и наконец-то альбом готов». После этого оптимистичного разъяснения прошла еще пара лет, и «Родина» наконец-то вышла. В кропотливом творческом подходе «купальцев» со времен премьеры «Костромы» (1999) мало что изменилось – но как же поменялся ландшафт вокруг! Когда аутентичная этно-музыка в электронном обрамлении дебютировала в конце «лихих 90-х», это интересовало всех. «Наше радио» утянуло песни «Купалы» в свою норку, MTV с помощью группы облагораживало эфир на фоне киркоровых и рук вверх, новость о появлении концертного состава обошла едва ли не первые полосы газет, а уж о возрождении национальной культуры с помощью «Ивана Купалы» не кричал только ленивый… Музыканты, будь они чуть поразговорчивее, могли бы стать мега-звездами и не сходить с обложек, даже не слишком стараясь записывать новые альбомы. Но они предпочли на десяток лет уйти в себя и углубиться в творчество – чтобы выплыв с «Родиной», обнаружить, что теперь это искусство здесь мало кому интересно, а главной музыкальной новостью за полгода является 40-секундный танец на месте бывшего бассейна.
Не будем здесь вспоминать о «возрождении национальной культуры» - уж больно сильную зевоту вызывает это словосочетание. Не будем ругать 90-е: как минимум, по степени любопытства ко всему новому и необычному они дадут большую фору нынешнему и прошлому десятилетиям. «Иван Купала» стал жертвой двух крайностей: сначала их подняли даже на те щиты, на которые они и не думали взбираться. А сейчас на все их эксперименты взирают с пресыщенным равнодушием. И MTV давно не интересуется музыкой, и аутентичный фолк вернулся в культурные резервации. Туда же со своим новым альбомом отправился и «Иван Купала».
При нормальном состоянии умов, страны и шоу-бизнеса возвращение группы стало бы, может, и не триумфальным, но заметным, а кропотливость и перфекционизм только добавил бы к ним уважения. «Иван Купала» - крепкий проект, удачно нашедший свою нишу и с каждым альбомом звучащий все интереснее и профессиональнее. Великолепна обложка «Родины»: летящий в небе домик с клочком земли – прекрасная метафора здорового отношения к корням. Фольклорное пение бабок дополнено на пластинке фрагментами народных сказок в их же исполнении. Голоса вокалисток, кстати, весьма напоминают те, что произвели такой фурор во времена «Костромы»; даже если бабушки другие, это не отменяет гуманистического посыла: пусть старушки живут долго и записывают с «Иваном Купалой» еще десяток альбомов. Что касается аранжировочных приемов, то они стали гораздо разнообразнее: после радости узнавания быстро приходит понимание, на что, собственно, было «незаметно» потрачено десять лет. У «Купалы» появились и восточные мотивы (см. «Балабай» или «Гамелан»), и много музыки a la Enigma, и просто сами по себе сильные мелодии. А такие треки, как «Коток», «Жито», «Лося» и «Родина», были бы уместны и звучали бы свежо и красиво на волне практически любого формата.
Алексей Мажаев, InterMedia