«ТОРБА-НА-КРУЧЕ» - «НЕПСИХ»
Кабы данная группа базировалась не в Питере и имела менее замороченное название, сейчас бы уже звучала из всех окон и готовилась к аншлаговому концерту в «Олимпийском». Потенциал взять эти высоты налицо, да и имеющийся вещдок в виде альбома «Непсих» - вполне себе примечательный. Прежде всего тем, что в музыке «Торбы-на-круче» питерская рефлексия отсутствует как класс. Группа из северной столицы фантастическим образом умудрилась не набраться ничего у БГ и «Сплина», а, не обращая внимания на земляков, ковшом черпала вдохновение в мощнейшей гитарной музыке Великобритании. Пришло время удивляться второй раз: «Торба-на-круче» играет брит-поп на отличном профессиональном уровне. С Muse и Blur сравнивать не будем, дабы не смешить людей, но - как ни забавно - их и в России сравнить не с кем: «мультфильмы» с «троллями» копируют англичан не в пример беспомощнее. У них как минимум нет такого вокалиста, как Макс ИвАнов. Певец с чеховским ударением - тот редкий случай, когда корреспондент набирает слово «вокалист» без внутренней усмешки. Голос сильный, подвижный - то вопит, как Мэтт Беллами, то завоет, как Том Йорк, - и, между прочим, способный на большее. Если в следующих работах Макс захочет активнее поэкспериментировать с голосом, результат может получиться еще интереснее.
Идем дальше. «Торба-на-круче» делает стопроцентно форматную музыку, и не меньше половины песен «Непсиха» («Если бы я был собой», «Красиво», «Интернет», «С дождя», «Исключение» и т.д.) - потенциальные хиты. Причем произведения «Торбы» подходят под разные форматы - не только забронзовевшего «Нашего радио», с которым молодые рок-музыканты в последние годы связывают главные надежды на раскрутку. Иванов с компанией летом сыграли на «Нашествии», но выступление не стало прорывом. Не беда, не грех - песни достаточно универсальны, чтобы появиться и на «продвинутых» «Максимуме» и «Серебряном дожде» (любая композиция «под Тома Йорка») и даже на попсовом «Русском радио». Этой почтенной радиостанции можно порекомендовать трек «Интернет» - милую, простодушную до тупости песенку, идеально подходящую на роль стартовой площадки к всенародной славе.
Если сложить все вышесказанное - в сумме получается аншлаговый «Олимпийский», не меньше. Но ничего подобного пока не наблюдается. Причины оглашены в начале рецензии. Играя непитерскую музыку, «Торба-на-круче» - плоть от плоти питерского шоу-бизнеса с его бедностью и вялостью. Будь альбом выпущен у нас в Москве (так говорят все ленинградцы: «у вас в Москве») с нормальной рекламой и презентационными мероприятиями в правильных местах - в первой пятерке по продажам провисел бы не один месяц, а группа бы уже рубила капусту во всероссийском туре. Что же касается толкиенистского названия, то оно выдает в музыкантах тонких начитанных людей, а реалии таковы, что подобный имидж - не лучшая рекомендация для ансамбля, собравшегося покорить мир.
Алексей Мажаев, InterMedia
«Серебро» - «Перепутала» ****
2015, «Монолит»
Группа «Серебро» как-то активизировалась и бомбардирует слушателей синглами – видать, не за горами большой релиз. Хотя полнометражные альбомы выпускать ни к чему, если каждая новая песня, сопровождаемая провокационным клипом, будет вызывать большой резонанс – а ведь «Серебро» и их продюсер Максим Фадеев хорошо знают, как его устроить.
Вышло так, что сначала я послушал сингл «Перепутала» - и он показался мне не более чем милой среднетемповой песней с относительно запоминающимся припевом и типичной девичьей любовной лирикой, в создании которой неплохо поднаторела солистка и соавтор Фадеева Ольга Серябкина. Ну а уже потом я ознакомился с клипом на эту песню.
Что тут сказать: вне видеоряда песня работает процентов на 30 и кажется вполне проходной. Но клип нужно посмотреть как можно быстрее – мало ли что взбредёт в голову коллективному Человеку Запрещающему; там, где здравомыслящий зритель увидит красивых девок с необычной тягой к чёрному юмору, охранитель непременно узреет пропаганду суицида и агрессивную сексуальность. Гармоничным фоном к видеоклипу, от которого невозможно оторвать глаз ни «разрешителю», ни «запретителю», служит песня «Перепутала». С этой картинкой она неумолимо оккупирует мозг, и, услышав её где-нибудь, вы, может, и не сразу вспомните, кто поёт, но обрадуетесь песне, как родной. Но только в таком порядке: без видео – необязательный трек, с видео – хит сезона.
Алексей Мажаев,InterMedia
Витас доверил создание клипа на песню «Мне бы в небо» поклонникам
Витас запустил конкурс для поклонников на создание авторской версии видеоклипа «Мне бы в небо». Весной этого года артист снял клип на эту песню с певицей Ксеноной, с которой они ее исполняли дуэтом, и музыканты остались довольны результатом. Однако сейчас перед релизом нового альбома Витаса «Мне бы в небо» подготовлена соло-версия песни, и певец предложил всем творчески заинтересованным людям сделать свою версию клипа именно на ее сольный вариант.
Творения поклонников Витас будет отсматривать сам. В свой день рождения он выберет победителя из числа претендентов и возьмет его с собой на концерт в Пекине с новой программой «Скажи, что ты любишь», который состоится в будущем году.
«Иван Купала» - «Родина» ****
«Яндекс.Музыка». Релиз диска состоялся в июле.
«Получилось, что мы не появлялись с новыми песнями более семи лет, - объяснял «спикер» «Ивана Купалы» Алексей Румянцев, когда работа над «Родиной» вышла на финишную прямую. - Во многом это связано с тем, что в нашем случае работа над новыми песнями, работа над новыми альбомами, она достаточно трудна. Проводится очень тщательная реставрационная работа, которая позволяет нам получать фольклорные записи в том качестве, в котором они пригодны для использования в наших треках. Такой процесс, к сожалению, отнимает очень много времени и с каждым новым разом, с каждым новым альбомом количество затраченного времени, к сожалению, увеличивается в геометрической прогрессии. В таких трудах как-то очень быстро и незаметно пролетело семь лет, и наконец-то альбом готов». После этого оптимистичного разъяснения прошла еще пара лет, и «Родина» наконец-то вышла. В кропотливом творческом подходе «купальцев» со времен премьеры «Костромы» (1999) мало что изменилось – но как же поменялся ландшафт вокруг! Когда аутентичная этно-музыка в электронном обрамлении дебютировала в конце «лихих 90-х», это интересовало всех. «Наше радио» утянуло песни «Купалы» в свою норку, MTV с помощью группы облагораживало эфир на фоне киркоровых и рук вверх, новость о появлении концертного состава обошла едва ли не первые полосы газет, а уж о возрождении национальной культуры с помощью «Ивана Купалы» не кричал только ленивый… Музыканты, будь они чуть поразговорчивее, могли бы стать мега-звездами и не сходить с обложек, даже не слишком стараясь записывать новые альбомы. Но они предпочли на десяток лет уйти в себя и углубиться в творчество – чтобы выплыв с «Родиной», обнаружить, что теперь это искусство здесь мало кому интересно, а главной музыкальной новостью за полгода является 40-секундный танец на месте бывшего бассейна.
Не будем здесь вспоминать о «возрождении национальной культуры» - уж больно сильную зевоту вызывает это словосочетание. Не будем ругать 90-е: как минимум, по степени любопытства ко всему новому и необычному они дадут большую фору нынешнему и прошлому десятилетиям. «Иван Купала» стал жертвой двух крайностей: сначала их подняли даже на те щиты, на которые они и не думали взбираться. А сейчас на все их эксперименты взирают с пресыщенным равнодушием. И MTV давно не интересуется музыкой, и аутентичный фолк вернулся в культурные резервации. Туда же со своим новым альбомом отправился и «Иван Купала».
При нормальном состоянии умов, страны и шоу-бизнеса возвращение группы стало бы, может, и не триумфальным, но заметным, а кропотливость и перфекционизм только добавил бы к ним уважения. «Иван Купала» - крепкий проект, удачно нашедший свою нишу и с каждым альбомом звучащий все интереснее и профессиональнее. Великолепна обложка «Родины»: летящий в небе домик с клочком земли – прекрасная метафора здорового отношения к корням. Фольклорное пение бабок дополнено на пластинке фрагментами народных сказок в их же исполнении. Голоса вокалисток, кстати, весьма напоминают те, что произвели такой фурор во времена «Костромы»; даже если бабушки другие, это не отменяет гуманистического посыла: пусть старушки живут долго и записывают с «Иваном Купалой» еще десяток альбомов. Что касается аранжировочных приемов, то они стали гораздо разнообразнее: после радости узнавания быстро приходит понимание, на что, собственно, было «незаметно» потрачено десять лет. У «Купалы» появились и восточные мотивы (см. «Балабай» или «Гамелан»), и много музыки a la Enigma, и просто сами по себе сильные мелодии. А такие треки, как «Коток», «Жито», «Лося» и «Родина», были бы уместны и звучали бы свежо и красиво на волне практически любого формата.
Алексей Мажаев, InterMedia