REMAKE - "ПОДАРОК"
Помнится, в юности, главным увлечением которой были виниловые пластинки (2 руб. 50 коп. - отечественные, 3 руб. 50 коп. - зарубежные), украшением фонотеки неожиданно стал диск вокального ансамбля Swingle Singers. Особенностью коллектива был необычный способ исполнения: все, даже инструментальные, партии пелись. "Шутка" Баха или "Полет шмеля" Римского-Корсакова звучали потрясающе необычно и свежо. По сравнению с тем диском "Подарок" ансамбля Remake ничего нового, в плане подачи материала, не открыл: небесно-нежные голоса солисток - для мелодии, отличное чувство ритма у солистов - для метро-ритмической основы. Ну и слаженное эстрадно-джазовое многоголосие, в котором без всякой фальши звучат септаккорды. Поскольку участники ансамбля - консерваторские выкормыши, ожидать другого было бы и нелогично.
Тогда в чем "фишка"? В выборе этого материала и концепции творчества. В отличие от западных коллег, у "римейкеров" охват больше: это не только классика (от мадригалов до Чайковского) и спиричуэлс, но и массовая советская песня и поп-шлягер (опять же - отечественный) наших дней. Ориентируются музыканты в жанрах достаточно легко и свободно, смешивая их как ни попадя. Это уже концепция: не просто спеть, а переделать. Не просто переделать, а так чтобы было над чем поспорить, над чем подумать. Первая мысль рождается по прочтении (о прослушивании - чуть позже) контента диска: объединить произведения двух Александров - Бородина и Розенбаума - в одном, так сказать, флаконе - шаг достаточно рискованный. Дальше - хуже.
Вот, например, песня "Ой, цветет калина". Это не привычная всем русская застольная, а по всем признакам - мадригал (и пустые квинты, и полифония на месте), а в качестве "темы-спутника" (определение профессора Ю.К.Евдокимовой, автора "Истории полифонии 11-13 веков") - песня "Каким ты был". Есть еще забавнее: "Песенка брадобрея" Максима Дунаевского поначалу звучит весьма привычно, а дальше на словах "съел беднягу, словно пудинг" вдруг откуда ни возьмись - демонический смех и ария Канио из "Паяцев" Руджеро Леонкавалло, а еще несколько секунд спустя вполне похоже, по-агутински то есть, раздается: "Это просто слезы, их никак нельзя понять". В колыбельной Чайковского "Спи, дитя мое" - большой блок из керновского "Дыма", в "Only You" вплетается мульт-хит намба уан "Мы бандито-гангстерито" и все в таком же духе. Словом, это прикол. И если относиться к диску именно так, то можно словить определенный кайф, угадывая, что откуда в общий винегрет попало, и испытывая от этого определенное удовлетворение.
В том, что составители-исполнители могут не только дурачиться, но и вполне пристойно исполнять чуть приближенную к эстраде классику, убеждает "Bist Du Bei Mir" И.С.Баха или "Ходит спесь" Бородина. Жаль, что таких треков мало - бесконечные музыкальные шутки от аранжировщика Михаила Серкова несколько утомляют, хочется чистого искусства. "Подарок" - первая пластинка музыкантов, и потому понятно стремление вместить в нее все, что было сделано. Вероятно, следующие опусы будут более стилистически выдержанными, и, пусть менее забавными, но более цельными.
Елена Чишковская, InterMedia
«Серебро» - «Перепутала» ****
2015, «Монолит»
Группа «Серебро» как-то активизировалась и бомбардирует слушателей синглами – видать, не за горами большой релиз. Хотя полнометражные альбомы выпускать ни к чему, если каждая новая песня, сопровождаемая провокационным клипом, будет вызывать большой резонанс – а ведь «Серебро» и их продюсер Максим Фадеев хорошо знают, как его устроить.
Вышло так, что сначала я послушал сингл «Перепутала» - и он показался мне не более чем милой среднетемповой песней с относительно запоминающимся припевом и типичной девичьей любовной лирикой, в создании которой неплохо поднаторела солистка и соавтор Фадеева Ольга Серябкина. Ну а уже потом я ознакомился с клипом на эту песню.
Что тут сказать: вне видеоряда песня работает процентов на 30 и кажется вполне проходной. Но клип нужно посмотреть как можно быстрее – мало ли что взбредёт в голову коллективному Человеку Запрещающему; там, где здравомыслящий зритель увидит красивых девок с необычной тягой к чёрному юмору, охранитель непременно узреет пропаганду суицида и агрессивную сексуальность. Гармоничным фоном к видеоклипу, от которого невозможно оторвать глаз ни «разрешителю», ни «запретителю», служит песня «Перепутала». С этой картинкой она неумолимо оккупирует мозг, и, услышав её где-нибудь, вы, может, и не сразу вспомните, кто поёт, но обрадуетесь песне, как родной. Но только в таком порядке: без видео – необязательный трек, с видео – хит сезона.
Алексей Мажаев,InterMedia
Витас доверил создание клипа на песню «Мне бы в небо» поклонникам
Витас запустил конкурс для поклонников на создание авторской версии видеоклипа «Мне бы в небо». Весной этого года артист снял клип на эту песню с певицей Ксеноной, с которой они ее исполняли дуэтом, и музыканты остались довольны результатом. Однако сейчас перед релизом нового альбома Витаса «Мне бы в небо» подготовлена соло-версия песни, и певец предложил всем творчески заинтересованным людям сделать свою версию клипа именно на ее сольный вариант.
Творения поклонников Витас будет отсматривать сам. В свой день рождения он выберет победителя из числа претендентов и возьмет его с собой на концерт в Пекине с новой программой «Скажи, что ты любишь», который состоится в будущем году.
«Иван Купала» - «Родина» ****
«Яндекс.Музыка». Релиз диска состоялся в июле.
«Получилось, что мы не появлялись с новыми песнями более семи лет, - объяснял «спикер» «Ивана Купалы» Алексей Румянцев, когда работа над «Родиной» вышла на финишную прямую. - Во многом это связано с тем, что в нашем случае работа над новыми песнями, работа над новыми альбомами, она достаточно трудна. Проводится очень тщательная реставрационная работа, которая позволяет нам получать фольклорные записи в том качестве, в котором они пригодны для использования в наших треках. Такой процесс, к сожалению, отнимает очень много времени и с каждым новым разом, с каждым новым альбомом количество затраченного времени, к сожалению, увеличивается в геометрической прогрессии. В таких трудах как-то очень быстро и незаметно пролетело семь лет, и наконец-то альбом готов». После этого оптимистичного разъяснения прошла еще пара лет, и «Родина» наконец-то вышла. В кропотливом творческом подходе «купальцев» со времен премьеры «Костромы» (1999) мало что изменилось – но как же поменялся ландшафт вокруг! Когда аутентичная этно-музыка в электронном обрамлении дебютировала в конце «лихих 90-х», это интересовало всех. «Наше радио» утянуло песни «Купалы» в свою норку, MTV с помощью группы облагораживало эфир на фоне киркоровых и рук вверх, новость о появлении концертного состава обошла едва ли не первые полосы газет, а уж о возрождении национальной культуры с помощью «Ивана Купалы» не кричал только ленивый… Музыканты, будь они чуть поразговорчивее, могли бы стать мега-звездами и не сходить с обложек, даже не слишком стараясь записывать новые альбомы. Но они предпочли на десяток лет уйти в себя и углубиться в творчество – чтобы выплыв с «Родиной», обнаружить, что теперь это искусство здесь мало кому интересно, а главной музыкальной новостью за полгода является 40-секундный танец на месте бывшего бассейна.
Не будем здесь вспоминать о «возрождении национальной культуры» - уж больно сильную зевоту вызывает это словосочетание. Не будем ругать 90-е: как минимум, по степени любопытства ко всему новому и необычному они дадут большую фору нынешнему и прошлому десятилетиям. «Иван Купала» стал жертвой двух крайностей: сначала их подняли даже на те щиты, на которые они и не думали взбираться. А сейчас на все их эксперименты взирают с пресыщенным равнодушием. И MTV давно не интересуется музыкой, и аутентичный фолк вернулся в культурные резервации. Туда же со своим новым альбомом отправился и «Иван Купала».
При нормальном состоянии умов, страны и шоу-бизнеса возвращение группы стало бы, может, и не триумфальным, но заметным, а кропотливость и перфекционизм только добавил бы к ним уважения. «Иван Купала» - крепкий проект, удачно нашедший свою нишу и с каждым альбомом звучащий все интереснее и профессиональнее. Великолепна обложка «Родины»: летящий в небе домик с клочком земли – прекрасная метафора здорового отношения к корням. Фольклорное пение бабок дополнено на пластинке фрагментами народных сказок в их же исполнении. Голоса вокалисток, кстати, весьма напоминают те, что произвели такой фурор во времена «Костромы»; даже если бабушки другие, это не отменяет гуманистического посыла: пусть старушки живут долго и записывают с «Иваном Купалой» еще десяток альбомов. Что касается аранжировочных приемов, то они стали гораздо разнообразнее: после радости узнавания быстро приходит понимание, на что, собственно, было «незаметно» потрачено десять лет. У «Купалы» появились и восточные мотивы (см. «Балабай» или «Гамелан»), и много музыки a la Enigma, и просто сами по себе сильные мелодии. А такие треки, как «Коток», «Жито», «Лося» и «Родина», были бы уместны и звучали бы свежо и красиво на волне практически любого формата.
Алексей Мажаев, InterMedia