"РЕВОЛЬВЕР" - "ЖИЗНЬ УДАЛАСЬ"
Петрозаводский "Револьвер" внезапно выпустил очень приятную пластинку. За почти десять лет своего существования группа так и не сумела заинтересовать широкую аудиторию, и от нового альбома северян можно было ждать в худшем случае скучного пения неудачников, а в лучшем - обильного цитирования более популярных коллег. Ни того, ни другого здесь нет, и недаром диск получил столь оптимистичный заголовок. Вместо рефлексии "Револьвер" предлагает незатейливые, почти дворовые песенки с милыми мотивчиками, ненавязчивыми сюжетами и простыми, как три копейки, аранжировками. И хотя петрозаводчане обижаются на это сравнение, удержаться от него невозможно: "Жизнь удалась" - пожалуй, самый безмятежный русский альбом со времен "70-й широты" Евгения Осина, пусть и без обязательного для воспевателя автоматных девочек ретро-налета. Разница, видимо, в том, что Осин пел про отмененные свидания со всей простодушной искренностью, а для "Револьвера" запись доброй и веселой пластинки стала всего лишь ответственной творческой задачей. Судя по успешному ее решению, вполне вероятно, что в следующий раз карельские рокеры с той же убедительностью изготовят пластинку злую и грустную.
А пока имеет смысл прислушаться к "Жизнь удалась". "Почему девочки не писают стоя? - задается вопросом поэт и вокалист Максим Кошелев в первой же песне "Почему?". - Почему юноши бывают по двое? Почему, почему, почему, почему?". И отвечает довольным ерническим тоном: "Да потому что не умеют!". В композиции "Если рядом ты" градус лирической безоблачности приближается к тому, который демонстрировали в 70-е "Веселые ребята": "Я, конечно, не могу ответить вам за всех ребят/Но счастливые трусов не наблюдают, не хотят". Подмывает предложить более эротический вариант второй строчки: "Счастливые трусов не наблюдают у девчат". Вообще представленные здесь произведения очень податливы для доделок, переделок и использования в КВНах и капустниках: жаль только, что до узнаваемости этим песням из-за невнятного промоушна далеко. В "Когда ты улетаешь в Кострому" Максим жалобно перебирает имена девушек, с которыми все было хорошо, покуда они не улетели в означенный город. Впрочем, даже печальные композиции снабжены у "Револьвера" ироничным текстом, как, например, "Титаник" - одно из лучших медленных сочинений сезона. "Залетела" - напротив, очень бодрая песня, и вполне форматно-брит-поповая, если, конечно, программных директоров не напугает преисполненный мужской легкомысленности взгляд на проблему. Стихи подкачали разве что в "Я начал пить", но там их банальность компенсируется мелодичными наигрышами акустических гитар.
Скорее всего, вышеперечисленные композиции в ближайшее время можно будет услышать лишь на этой пластинке, а в радиоэфир могут пробиться только "Мой город", что хорошо, и "Жизнь удалась!", что хуже. "Мой город" - смешная пародия на рэп. Как и полагается в этом жанре, жизнь лирического героя полна проблем: он то и дело получает по морде. "Это мой город, это мой город - только район не мой", - утешительно констатирует голос Кошелева в припеве. А вот заглавная песня грешит прямолинейностью: "Миша стал большим министром/Катя диктор ОРТ/Ден космическим туристом/Юра супер "ДДТ"/Жизнь удалась".
Алексей Мажаев, InterMedia
«Серебро» - «Перепутала» ****
2015, «Монолит»
Группа «Серебро» как-то активизировалась и бомбардирует слушателей синглами – видать, не за горами большой релиз. Хотя полнометражные альбомы выпускать ни к чему, если каждая новая песня, сопровождаемая провокационным клипом, будет вызывать большой резонанс – а ведь «Серебро» и их продюсер Максим Фадеев хорошо знают, как его устроить.
Вышло так, что сначала я послушал сингл «Перепутала» - и он показался мне не более чем милой среднетемповой песней с относительно запоминающимся припевом и типичной девичьей любовной лирикой, в создании которой неплохо поднаторела солистка и соавтор Фадеева Ольга Серябкина. Ну а уже потом я ознакомился с клипом на эту песню.
Что тут сказать: вне видеоряда песня работает процентов на 30 и кажется вполне проходной. Но клип нужно посмотреть как можно быстрее – мало ли что взбредёт в голову коллективному Человеку Запрещающему; там, где здравомыслящий зритель увидит красивых девок с необычной тягой к чёрному юмору, охранитель непременно узреет пропаганду суицида и агрессивную сексуальность. Гармоничным фоном к видеоклипу, от которого невозможно оторвать глаз ни «разрешителю», ни «запретителю», служит песня «Перепутала». С этой картинкой она неумолимо оккупирует мозг, и, услышав её где-нибудь, вы, может, и не сразу вспомните, кто поёт, но обрадуетесь песне, как родной. Но только в таком порядке: без видео – необязательный трек, с видео – хит сезона.
Алексей Мажаев,InterMedia
Витас доверил создание клипа на песню «Мне бы в небо» поклонникам
Витас запустил конкурс для поклонников на создание авторской версии видеоклипа «Мне бы в небо». Весной этого года артист снял клип на эту песню с певицей Ксеноной, с которой они ее исполняли дуэтом, и музыканты остались довольны результатом. Однако сейчас перед релизом нового альбома Витаса «Мне бы в небо» подготовлена соло-версия песни, и певец предложил всем творчески заинтересованным людям сделать свою версию клипа именно на ее сольный вариант.
Творения поклонников Витас будет отсматривать сам. В свой день рождения он выберет победителя из числа претендентов и возьмет его с собой на концерт в Пекине с новой программой «Скажи, что ты любишь», который состоится в будущем году.
«Иван Купала» - «Родина» ****
«Яндекс.Музыка». Релиз диска состоялся в июле.
«Получилось, что мы не появлялись с новыми песнями более семи лет, - объяснял «спикер» «Ивана Купалы» Алексей Румянцев, когда работа над «Родиной» вышла на финишную прямую. - Во многом это связано с тем, что в нашем случае работа над новыми песнями, работа над новыми альбомами, она достаточно трудна. Проводится очень тщательная реставрационная работа, которая позволяет нам получать фольклорные записи в том качестве, в котором они пригодны для использования в наших треках. Такой процесс, к сожалению, отнимает очень много времени и с каждым новым разом, с каждым новым альбомом количество затраченного времени, к сожалению, увеличивается в геометрической прогрессии. В таких трудах как-то очень быстро и незаметно пролетело семь лет, и наконец-то альбом готов». После этого оптимистичного разъяснения прошла еще пара лет, и «Родина» наконец-то вышла. В кропотливом творческом подходе «купальцев» со времен премьеры «Костромы» (1999) мало что изменилось – но как же поменялся ландшафт вокруг! Когда аутентичная этно-музыка в электронном обрамлении дебютировала в конце «лихих 90-х», это интересовало всех. «Наше радио» утянуло песни «Купалы» в свою норку, MTV с помощью группы облагораживало эфир на фоне киркоровых и рук вверх, новость о появлении концертного состава обошла едва ли не первые полосы газет, а уж о возрождении национальной культуры с помощью «Ивана Купалы» не кричал только ленивый… Музыканты, будь они чуть поразговорчивее, могли бы стать мега-звездами и не сходить с обложек, даже не слишком стараясь записывать новые альбомы. Но они предпочли на десяток лет уйти в себя и углубиться в творчество – чтобы выплыв с «Родиной», обнаружить, что теперь это искусство здесь мало кому интересно, а главной музыкальной новостью за полгода является 40-секундный танец на месте бывшего бассейна.
Не будем здесь вспоминать о «возрождении национальной культуры» - уж больно сильную зевоту вызывает это словосочетание. Не будем ругать 90-е: как минимум, по степени любопытства ко всему новому и необычному они дадут большую фору нынешнему и прошлому десятилетиям. «Иван Купала» стал жертвой двух крайностей: сначала их подняли даже на те щиты, на которые они и не думали взбираться. А сейчас на все их эксперименты взирают с пресыщенным равнодушием. И MTV давно не интересуется музыкой, и аутентичный фолк вернулся в культурные резервации. Туда же со своим новым альбомом отправился и «Иван Купала».
При нормальном состоянии умов, страны и шоу-бизнеса возвращение группы стало бы, может, и не триумфальным, но заметным, а кропотливость и перфекционизм только добавил бы к ним уважения. «Иван Купала» - крепкий проект, удачно нашедший свою нишу и с каждым альбомом звучащий все интереснее и профессиональнее. Великолепна обложка «Родины»: летящий в небе домик с клочком земли – прекрасная метафора здорового отношения к корням. Фольклорное пение бабок дополнено на пластинке фрагментами народных сказок в их же исполнении. Голоса вокалисток, кстати, весьма напоминают те, что произвели такой фурор во времена «Костромы»; даже если бабушки другие, это не отменяет гуманистического посыла: пусть старушки живут долго и записывают с «Иваном Купалой» еще десяток альбомов. Что касается аранжировочных приемов, то они стали гораздо разнообразнее: после радости узнавания быстро приходит понимание, на что, собственно, было «незаметно» потрачено десять лет. У «Купалы» появились и восточные мотивы (см. «Балабай» или «Гамелан»), и много музыки a la Enigma, и просто сами по себе сильные мелодии. А такие треки, как «Коток», «Жито», «Лося» и «Родина», были бы уместны и звучали бы свежо и красиво на волне практически любого формата.
Алексей Мажаев, InterMedia