'БУТЧ' - 'BUTCH'
Он все-таки вышел, этот диск, о котором начали говорить еще два года назад и на поддержку которого были истрачены недюжинные пиар-усилия. Сначала ставка делалась на необычность внешности исполнительницы - определить с первого взгляда, девочка это или мальчик, было решительно невозможно. Потом просочилась информация о настоящей фамилии 'Бутча' и ее журналистском прошлом в качестве корреспондента ОРТ. Альбома все не было, и пиарщики взялись за сексуальную ориентацию Елены Погребижской. Затем случился 'Максидром', где группа выступала с шокирующим видеорядом, а еще позже пошли слухи, что все музыканты от солистки ушли, а сама она приступила к выполнению обязанностей корреспондента радио 'Арсенал'. Поскольку внятных и хитовых песен к тому времени публика от 'Бутч' не дождалась, подобный финал так толком и не начавшейся музыкальной карьеры казался вполне закономерным. И вот, когда редактор отдела поп-рок-музыки готовился удалить из своей базы данных ячейку с надписью 'Бутч', группа разродилась-таки дебютной пластинкой.
Наверное, они все-таки непростительно задержались с этим релизом. Альбом 'Butch' - это явно не тот случай, когда сам музыкальный материал способен затмить все рекламные ходы, применявшиеся для его продвижения. Если бы диск вышел года полтора назад, слушать его было бы проще - меньше к тому времени накопилось бы факторов, отвлекающих собственно от песен. Теперь же постоянно спотыкаешься. Вот, например, проблематика композиции '16': подростковая гиперсексуальность, найти квартиру, расстаться с невинностью - в общем, девочка созрела. Стоп! - командует слушателю запас знаний про 'Бутч'. А девочка ли? Или речь идет о гомосексуальном контакте? В таких условиях невозможно сосредоточиться на музыкальной ценности произведения. Да и с эмоциональной стороной проблемы. Постоянные текстовые двусмысленности и женское пение от мужского лица лишают потенциального поклонника творчества 'Бутч' возможности экстраполировать на себя переживания лирического героя - а ведь на подобной идентификации себя с автором основана народная любовь к десяткам рок-исполнителей. 'Бутчевские' же гимны если и будут подхватывать, то с опаской. По этой же причине вряд ли станет хитом сильная и интересная песня 'Девчонки не плачут' - слишком уж она автобиографична ('и мама лет пять принимает, как данность, то, что у дочери сильная странность') и запутанна ('кулак разбивает картонную стену, и в прошлой жизни его звали Леной').
Наверно, надо попытаться что-то сказать и о музыке. Голос у Елены Погребижской резкий и не очень благозвучный - местами даже не поймешь, женщина поет или юноша (все, все, не буду больше об этом), хотя лирические баллады типа 'Шелкового пути' и 'Океана' ей удается исполнять довольно проникновенно. Большинство музыкантов 'Бутч' раньше играли в 'Маше и медведях', поэтому аранжировки предсказуемо переполнены гружеными психоделическими гитарами. Фолка, правда, поменьше, чем у Маши, но единственный эксперимент в этой области - 'Мания' - показался довольно интересным. Этого нельзя сказать о главном на сегодняшний день хите 'Встану' - абсолютно плоском гимне борьбе за жизнь, который после запрета летних фестивалей и хором-то поорать негде. Есть у 'Бутч' и песня, с которой можно претендовать на участие в 'Песне года' - 'Стерва' с такими словами, как 'стерва - это не призванье, это образ жизни твой', способна конкурировать с известным произведением на ту же тему из репертуара Ирины Аллегровой.
Алексей Мажаев, InterMedia
«Серебро» - «Перепутала» ****
2015, «Монолит»
Группа «Серебро» как-то активизировалась и бомбардирует слушателей синглами – видать, не за горами большой релиз. Хотя полнометражные альбомы выпускать ни к чему, если каждая новая песня, сопровождаемая провокационным клипом, будет вызывать большой резонанс – а ведь «Серебро» и их продюсер Максим Фадеев хорошо знают, как его устроить.
Вышло так, что сначала я послушал сингл «Перепутала» - и он показался мне не более чем милой среднетемповой песней с относительно запоминающимся припевом и типичной девичьей любовной лирикой, в создании которой неплохо поднаторела солистка и соавтор Фадеева Ольга Серябкина. Ну а уже потом я ознакомился с клипом на эту песню.
Что тут сказать: вне видеоряда песня работает процентов на 30 и кажется вполне проходной. Но клип нужно посмотреть как можно быстрее – мало ли что взбредёт в голову коллективному Человеку Запрещающему; там, где здравомыслящий зритель увидит красивых девок с необычной тягой к чёрному юмору, охранитель непременно узреет пропаганду суицида и агрессивную сексуальность. Гармоничным фоном к видеоклипу, от которого невозможно оторвать глаз ни «разрешителю», ни «запретителю», служит песня «Перепутала». С этой картинкой она неумолимо оккупирует мозг, и, услышав её где-нибудь, вы, может, и не сразу вспомните, кто поёт, но обрадуетесь песне, как родной. Но только в таком порядке: без видео – необязательный трек, с видео – хит сезона.
Алексей Мажаев,InterMedia
Витас доверил создание клипа на песню «Мне бы в небо» поклонникам
Витас запустил конкурс для поклонников на создание авторской версии видеоклипа «Мне бы в небо». Весной этого года артист снял клип на эту песню с певицей Ксеноной, с которой они ее исполняли дуэтом, и музыканты остались довольны результатом. Однако сейчас перед релизом нового альбома Витаса «Мне бы в небо» подготовлена соло-версия песни, и певец предложил всем творчески заинтересованным людям сделать свою версию клипа именно на ее сольный вариант.
Творения поклонников Витас будет отсматривать сам. В свой день рождения он выберет победителя из числа претендентов и возьмет его с собой на концерт в Пекине с новой программой «Скажи, что ты любишь», который состоится в будущем году.
«Иван Купала» - «Родина» ****
«Яндекс.Музыка». Релиз диска состоялся в июле.
«Получилось, что мы не появлялись с новыми песнями более семи лет, - объяснял «спикер» «Ивана Купалы» Алексей Румянцев, когда работа над «Родиной» вышла на финишную прямую. - Во многом это связано с тем, что в нашем случае работа над новыми песнями, работа над новыми альбомами, она достаточно трудна. Проводится очень тщательная реставрационная работа, которая позволяет нам получать фольклорные записи в том качестве, в котором они пригодны для использования в наших треках. Такой процесс, к сожалению, отнимает очень много времени и с каждым новым разом, с каждым новым альбомом количество затраченного времени, к сожалению, увеличивается в геометрической прогрессии. В таких трудах как-то очень быстро и незаметно пролетело семь лет, и наконец-то альбом готов». После этого оптимистичного разъяснения прошла еще пара лет, и «Родина» наконец-то вышла. В кропотливом творческом подходе «купальцев» со времен премьеры «Костромы» (1999) мало что изменилось – но как же поменялся ландшафт вокруг! Когда аутентичная этно-музыка в электронном обрамлении дебютировала в конце «лихих 90-х», это интересовало всех. «Наше радио» утянуло песни «Купалы» в свою норку, MTV с помощью группы облагораживало эфир на фоне киркоровых и рук вверх, новость о появлении концертного состава обошла едва ли не первые полосы газет, а уж о возрождении национальной культуры с помощью «Ивана Купалы» не кричал только ленивый… Музыканты, будь они чуть поразговорчивее, могли бы стать мега-звездами и не сходить с обложек, даже не слишком стараясь записывать новые альбомы. Но они предпочли на десяток лет уйти в себя и углубиться в творчество – чтобы выплыв с «Родиной», обнаружить, что теперь это искусство здесь мало кому интересно, а главной музыкальной новостью за полгода является 40-секундный танец на месте бывшего бассейна.
Не будем здесь вспоминать о «возрождении национальной культуры» - уж больно сильную зевоту вызывает это словосочетание. Не будем ругать 90-е: как минимум, по степени любопытства ко всему новому и необычному они дадут большую фору нынешнему и прошлому десятилетиям. «Иван Купала» стал жертвой двух крайностей: сначала их подняли даже на те щиты, на которые они и не думали взбираться. А сейчас на все их эксперименты взирают с пресыщенным равнодушием. И MTV давно не интересуется музыкой, и аутентичный фолк вернулся в культурные резервации. Туда же со своим новым альбомом отправился и «Иван Купала».
При нормальном состоянии умов, страны и шоу-бизнеса возвращение группы стало бы, может, и не триумфальным, но заметным, а кропотливость и перфекционизм только добавил бы к ним уважения. «Иван Купала» - крепкий проект, удачно нашедший свою нишу и с каждым альбомом звучащий все интереснее и профессиональнее. Великолепна обложка «Родины»: летящий в небе домик с клочком земли – прекрасная метафора здорового отношения к корням. Фольклорное пение бабок дополнено на пластинке фрагментами народных сказок в их же исполнении. Голоса вокалисток, кстати, весьма напоминают те, что произвели такой фурор во времена «Костромы»; даже если бабушки другие, это не отменяет гуманистического посыла: пусть старушки живут долго и записывают с «Иваном Купалой» еще десяток альбомов. Что касается аранжировочных приемов, то они стали гораздо разнообразнее: после радости узнавания быстро приходит понимание, на что, собственно, было «незаметно» потрачено десять лет. У «Купалы» появились и восточные мотивы (см. «Балабай» или «Гамелан»), и много музыки a la Enigma, и просто сами по себе сильные мелодии. А такие треки, как «Коток», «Жито», «Лося» и «Родина», были бы уместны и звучали бы свежо и красиво на волне практически любого формата.
Алексей Мажаев, InterMedia