'ПИКНИК' - 'ТРИБЬЮТ'
'Пикник' - группа, к которой принято относиться уважительно. Даже не любя 'Пикник', нельзя не отдавать должное их долголетию и верности собственному стилю. Пока многие коллеги по Ленинградскому рок-клубу суетливо ищут лазейки в современные чарты, Эдмунд Шклярский и Ко с тихим достоинством делают свое дело, не пугая верных поклонников метаниями и экспериментами. Записанное другими музыкантами посвящение 'Пикнику', возможно, и здешнюю культуру трибьютов выведет на правильную дорогу. На западе трибьюты выходят чуть ли не каждый день: компания рэпперов запросто может собраться и навалять посвящение, к примеру, Led Zeppelin. У нас же начали с трибьюта Виктору Цою - с привлечением главных звезд и презентацией в 'Олимпийском'. Следом вышло посвящение 'Гражданской обороне' Егора Летова - Цоя от альтернативы, поэтому тоже шум был большой. Но теперь все вроде бы успокаивается. Вдохновители трибьюта консервативному 'Пикнику' не гнались за тем, чтобы трек-лист сиял звездными именами, а позвали музыкантов, которым было что сказать и хотелось это сделать. Диск примечателен еще и тем, что в эти 70 минут песни 'Пикника' звучат куда разнообразнее, чем за предыдущие 20 лет существования группы.
Начинается, впрочем, все скучновато: ни Василий К., ни Вадим Самойлов не смогли дать убедительный ответ, зачем они ввязались в проект, и посеяли в души слушателей сомнение в целесообразности ознакомления со следующими треками. Однако за вялым началом идут сразу несколько очень удачных кавер-версий. 'Конец фильма' настолько проникся 'пикниковскими' 'Искрами около рта', что назвал строчкой из песни Шклярского собственный номерной диск: композицию же Евгений Феклистов исполняет как свою - очень органично звучит. Еще лучше дело пошло у 'Торбы-на-Круче': Макс Иванов превратил 'Иероглиф' в великолепный брит-поповый хит. Юта неплохо спела 'Фиолетово-черный' (эту песню она включала и в свой альбом), а 'Замша' - 'Телефон'. Добряки из 'ЧайФа' мало что оставили от оригинала в 'Великане', но фирменная душевность шахринского голоса превращает этот факт в достоинство. То же можно сказать о бутусовской версии 'Сурги и Лурги'. ВИА 'Гагарин', напротив, спел и сыграл 'Ночь' неотличимо от Эдмунда Шклярского - с тем же успехом составители могли включить в альбом что-нибудь в исполнении автора. (Вообще-то голос Эдмунда на диске есть - он использован в электронной версии 'Интересно' от 'Deadушек'.) Из удач диска можно также выделить 'Шарманку' в исполнении Юлии Теуниковой и 'Города Макондо': оказывается, песни 'Пикника' вполне способны петься с безудержной страстью.
О том, что бы случилось с 'Пикником', вздумай он исполнять чужие произведения, ясно свидетельствует пример Павла Кашина, взявшегося спеть песню Шклярского 'Вечер'. Кашин тоже самобытен дальше некуда, но, видимо, записывать не свои композиции ему противопоказано. Возможно, если доверить 'Пикнику' перепеть что-нибудь из Кашина, тоже получится не в кассу. Худший трек диска - 'Телефон' в версии 'Леприконсов'. Белорусские весельчаки, кажется, вообще не поняли, куда они попали.
Алексей Мажаев, InterMedia
«Серебро» - «Перепутала» ****
2015, «Монолит»
Группа «Серебро» как-то активизировалась и бомбардирует слушателей синглами – видать, не за горами большой релиз. Хотя полнометражные альбомы выпускать ни к чему, если каждая новая песня, сопровождаемая провокационным клипом, будет вызывать большой резонанс – а ведь «Серебро» и их продюсер Максим Фадеев хорошо знают, как его устроить.
Вышло так, что сначала я послушал сингл «Перепутала» - и он показался мне не более чем милой среднетемповой песней с относительно запоминающимся припевом и типичной девичьей любовной лирикой, в создании которой неплохо поднаторела солистка и соавтор Фадеева Ольга Серябкина. Ну а уже потом я ознакомился с клипом на эту песню.
Что тут сказать: вне видеоряда песня работает процентов на 30 и кажется вполне проходной. Но клип нужно посмотреть как можно быстрее – мало ли что взбредёт в голову коллективному Человеку Запрещающему; там, где здравомыслящий зритель увидит красивых девок с необычной тягой к чёрному юмору, охранитель непременно узреет пропаганду суицида и агрессивную сексуальность. Гармоничным фоном к видеоклипу, от которого невозможно оторвать глаз ни «разрешителю», ни «запретителю», служит песня «Перепутала». С этой картинкой она неумолимо оккупирует мозг, и, услышав её где-нибудь, вы, может, и не сразу вспомните, кто поёт, но обрадуетесь песне, как родной. Но только в таком порядке: без видео – необязательный трек, с видео – хит сезона.
Алексей Мажаев,InterMedia
Витас доверил создание клипа на песню «Мне бы в небо» поклонникам
Витас запустил конкурс для поклонников на создание авторской версии видеоклипа «Мне бы в небо». Весной этого года артист снял клип на эту песню с певицей Ксеноной, с которой они ее исполняли дуэтом, и музыканты остались довольны результатом. Однако сейчас перед релизом нового альбома Витаса «Мне бы в небо» подготовлена соло-версия песни, и певец предложил всем творчески заинтересованным людям сделать свою версию клипа именно на ее сольный вариант.
Творения поклонников Витас будет отсматривать сам. В свой день рождения он выберет победителя из числа претендентов и возьмет его с собой на концерт в Пекине с новой программой «Скажи, что ты любишь», который состоится в будущем году.
«Иван Купала» - «Родина» ****
«Яндекс.Музыка». Релиз диска состоялся в июле.
«Получилось, что мы не появлялись с новыми песнями более семи лет, - объяснял «спикер» «Ивана Купалы» Алексей Румянцев, когда работа над «Родиной» вышла на финишную прямую. - Во многом это связано с тем, что в нашем случае работа над новыми песнями, работа над новыми альбомами, она достаточно трудна. Проводится очень тщательная реставрационная работа, которая позволяет нам получать фольклорные записи в том качестве, в котором они пригодны для использования в наших треках. Такой процесс, к сожалению, отнимает очень много времени и с каждым новым разом, с каждым новым альбомом количество затраченного времени, к сожалению, увеличивается в геометрической прогрессии. В таких трудах как-то очень быстро и незаметно пролетело семь лет, и наконец-то альбом готов». После этого оптимистичного разъяснения прошла еще пара лет, и «Родина» наконец-то вышла. В кропотливом творческом подходе «купальцев» со времен премьеры «Костромы» (1999) мало что изменилось – но как же поменялся ландшафт вокруг! Когда аутентичная этно-музыка в электронном обрамлении дебютировала в конце «лихих 90-х», это интересовало всех. «Наше радио» утянуло песни «Купалы» в свою норку, MTV с помощью группы облагораживало эфир на фоне киркоровых и рук вверх, новость о появлении концертного состава обошла едва ли не первые полосы газет, а уж о возрождении национальной культуры с помощью «Ивана Купалы» не кричал только ленивый… Музыканты, будь они чуть поразговорчивее, могли бы стать мега-звездами и не сходить с обложек, даже не слишком стараясь записывать новые альбомы. Но они предпочли на десяток лет уйти в себя и углубиться в творчество – чтобы выплыв с «Родиной», обнаружить, что теперь это искусство здесь мало кому интересно, а главной музыкальной новостью за полгода является 40-секундный танец на месте бывшего бассейна.
Не будем здесь вспоминать о «возрождении национальной культуры» - уж больно сильную зевоту вызывает это словосочетание. Не будем ругать 90-е: как минимум, по степени любопытства ко всему новому и необычному они дадут большую фору нынешнему и прошлому десятилетиям. «Иван Купала» стал жертвой двух крайностей: сначала их подняли даже на те щиты, на которые они и не думали взбираться. А сейчас на все их эксперименты взирают с пресыщенным равнодушием. И MTV давно не интересуется музыкой, и аутентичный фолк вернулся в культурные резервации. Туда же со своим новым альбомом отправился и «Иван Купала».
При нормальном состоянии умов, страны и шоу-бизнеса возвращение группы стало бы, может, и не триумфальным, но заметным, а кропотливость и перфекционизм только добавил бы к ним уважения. «Иван Купала» - крепкий проект, удачно нашедший свою нишу и с каждым альбомом звучащий все интереснее и профессиональнее. Великолепна обложка «Родины»: летящий в небе домик с клочком земли – прекрасная метафора здорового отношения к корням. Фольклорное пение бабок дополнено на пластинке фрагментами народных сказок в их же исполнении. Голоса вокалисток, кстати, весьма напоминают те, что произвели такой фурор во времена «Костромы»; даже если бабушки другие, это не отменяет гуманистического посыла: пусть старушки живут долго и записывают с «Иваном Купалой» еще десяток альбомов. Что касается аранжировочных приемов, то они стали гораздо разнообразнее: после радости узнавания быстро приходит понимание, на что, собственно, было «незаметно» потрачено десять лет. У «Купалы» появились и восточные мотивы (см. «Балабай» или «Гамелан»), и много музыки a la Enigma, и просто сами по себе сильные мелодии. А такие треки, как «Коток», «Жито», «Лося» и «Родина», были бы уместны и звучали бы свежо и красиво на волне практически любого формата.
Алексей Мажаев, InterMedia