СБОРНИК 'ФИЛЬТР-6'
19 осенних достижений русского рока, прошедших, судя по названию серии, через некий 'фильтр'. Естественно, заголовок сборника - это просто слово, но интереснее думать, что хоть какой-то смысл в нем есть. По замыслу, через вкусовой фильтр составителей не должны были быть пропущены дурные и бездарные произведения. Однако, глядя на список песен, сложно избавиться от ощущения, что функции фильтра здесь были совсем другими и единственное его назначение состояло в том, чтобы в сборник не проникло что-нибудь неожиданно будоражащее, иными словами - неформатное.
Благодаря подобному фильтру, сборник 'Фильтр-6' стал очередным в ряду одинаковых рок-компиляций, собранных по единому принципу: десяток актуальных хитов плюс пара-троечка подающих надежды новичков. По традиции, среди хитов попадаются как приличные вещи, так и никуда не годные. К первым можно отнести 'Песню идущего домой' Вячеслава Бутусова, 'Мураками' Светланы Сургановой, 'Молнию' 'Сансары', 'Дожди-пистолеты' 'Зверей', 'Родину' 'Алисы', '9-ю роту' 'Кукрыниксов' и, может быть, 'Первый день осени' 'Смысловых галлюцинаций'. Хватает и хитов, ставших таковыми только благодаря клишированности сознания радиослушателей и радиовещателей: в этой категории отмечу 'Пароль' 'Танцев минус' (будто и не было у Петкуна командировки в параллельные жанры) и 'Горизонты' 'Мультфильмов' (не устаю удивляться, как это инфантильно-беспомощным 'мультяшкам' удалось занять на рок-сцене какое-то там положение).
Теперь о новичках. Протежируемый Земфирой Корней на сенсацию пока не тянет. Представленная здесь композиция 'Ничего не происходит' - ладная, но вполне себе традиционная: чтобы понять, на что способен вошедший в состав группы 'Земфира' юноша, нужно услышать еще несколько его песен. Нечто под именем 'Гандурас' (как вы лодку назовете:) показало малосъедобную смесь из неостроумного рэпа и стыдливой электроники. 'Сахару' уже пора прекращать путать с 'Сансарой', и вот вам правило, как их различать: если хочется подпевать, это 'Сансара', если ничего не хочется - значит, звучит 'Сахара', которой не помогла даже уворованная классическая строка 'Гуд бай, май лав, гуд бай'. 'Альтернативные' Drugly Cats штурмуют хит-парады с трюизмом 'Русский рок мертв': попробуйте придумать слоган банальнее. Группа под странным названием 'На трубе' дала для сборника редкую по невнятности песню 'Ю Ту': эдакий плач неумелого русского рокера по поводу того, что здесь группа 'Тату' катит в тысячу раз лучше, чем твое U2, Боно. А вот коллектив с не менее оригинальным именем 'Не нашего мира' не плачет. Он просто доводит до абсурда идеологический спор идейного и высокодуховного рока с развлекательно-аполитичным рокапопсом. Песня 'Тайд' - ночной кошмар Юрия Шевчука, музыка на службе чистогана: парни из 'Не нашего мира' с большим чувством и типа даже талантливо пропевают актуальные телерекламные штампы. Причем это не прикол, а скорее бесстрастная констатация факта, что слова в этом как бы высоком (по сравнению с попсой) жанре не значат уже почти ничего.
Алексей Мажаев, InterMedia
«Серебро» - «Перепутала» ****
2015, «Монолит»
Группа «Серебро» как-то активизировалась и бомбардирует слушателей синглами – видать, не за горами большой релиз. Хотя полнометражные альбомы выпускать ни к чему, если каждая новая песня, сопровождаемая провокационным клипом, будет вызывать большой резонанс – а ведь «Серебро» и их продюсер Максим Фадеев хорошо знают, как его устроить.
Вышло так, что сначала я послушал сингл «Перепутала» - и он показался мне не более чем милой среднетемповой песней с относительно запоминающимся припевом и типичной девичьей любовной лирикой, в создании которой неплохо поднаторела солистка и соавтор Фадеева Ольга Серябкина. Ну а уже потом я ознакомился с клипом на эту песню.
Что тут сказать: вне видеоряда песня работает процентов на 30 и кажется вполне проходной. Но клип нужно посмотреть как можно быстрее – мало ли что взбредёт в голову коллективному Человеку Запрещающему; там, где здравомыслящий зритель увидит красивых девок с необычной тягой к чёрному юмору, охранитель непременно узреет пропаганду суицида и агрессивную сексуальность. Гармоничным фоном к видеоклипу, от которого невозможно оторвать глаз ни «разрешителю», ни «запретителю», служит песня «Перепутала». С этой картинкой она неумолимо оккупирует мозг, и, услышав её где-нибудь, вы, может, и не сразу вспомните, кто поёт, но обрадуетесь песне, как родной. Но только в таком порядке: без видео – необязательный трек, с видео – хит сезона.
Алексей Мажаев,InterMedia
Витас доверил создание клипа на песню «Мне бы в небо» поклонникам
Витас запустил конкурс для поклонников на создание авторской версии видеоклипа «Мне бы в небо». Весной этого года артист снял клип на эту песню с певицей Ксеноной, с которой они ее исполняли дуэтом, и музыканты остались довольны результатом. Однако сейчас перед релизом нового альбома Витаса «Мне бы в небо» подготовлена соло-версия песни, и певец предложил всем творчески заинтересованным людям сделать свою версию клипа именно на ее сольный вариант.
Творения поклонников Витас будет отсматривать сам. В свой день рождения он выберет победителя из числа претендентов и возьмет его с собой на концерт в Пекине с новой программой «Скажи, что ты любишь», который состоится в будущем году.
«Иван Купала» - «Родина» ****
«Яндекс.Музыка». Релиз диска состоялся в июле.
«Получилось, что мы не появлялись с новыми песнями более семи лет, - объяснял «спикер» «Ивана Купалы» Алексей Румянцев, когда работа над «Родиной» вышла на финишную прямую. - Во многом это связано с тем, что в нашем случае работа над новыми песнями, работа над новыми альбомами, она достаточно трудна. Проводится очень тщательная реставрационная работа, которая позволяет нам получать фольклорные записи в том качестве, в котором они пригодны для использования в наших треках. Такой процесс, к сожалению, отнимает очень много времени и с каждым новым разом, с каждым новым альбомом количество затраченного времени, к сожалению, увеличивается в геометрической прогрессии. В таких трудах как-то очень быстро и незаметно пролетело семь лет, и наконец-то альбом готов». После этого оптимистичного разъяснения прошла еще пара лет, и «Родина» наконец-то вышла. В кропотливом творческом подходе «купальцев» со времен премьеры «Костромы» (1999) мало что изменилось – но как же поменялся ландшафт вокруг! Когда аутентичная этно-музыка в электронном обрамлении дебютировала в конце «лихих 90-х», это интересовало всех. «Наше радио» утянуло песни «Купалы» в свою норку, MTV с помощью группы облагораживало эфир на фоне киркоровых и рук вверх, новость о появлении концертного состава обошла едва ли не первые полосы газет, а уж о возрождении национальной культуры с помощью «Ивана Купалы» не кричал только ленивый… Музыканты, будь они чуть поразговорчивее, могли бы стать мега-звездами и не сходить с обложек, даже не слишком стараясь записывать новые альбомы. Но они предпочли на десяток лет уйти в себя и углубиться в творчество – чтобы выплыв с «Родиной», обнаружить, что теперь это искусство здесь мало кому интересно, а главной музыкальной новостью за полгода является 40-секундный танец на месте бывшего бассейна.
Не будем здесь вспоминать о «возрождении национальной культуры» - уж больно сильную зевоту вызывает это словосочетание. Не будем ругать 90-е: как минимум, по степени любопытства ко всему новому и необычному они дадут большую фору нынешнему и прошлому десятилетиям. «Иван Купала» стал жертвой двух крайностей: сначала их подняли даже на те щиты, на которые они и не думали взбираться. А сейчас на все их эксперименты взирают с пресыщенным равнодушием. И MTV давно не интересуется музыкой, и аутентичный фолк вернулся в культурные резервации. Туда же со своим новым альбомом отправился и «Иван Купала».
При нормальном состоянии умов, страны и шоу-бизнеса возвращение группы стало бы, может, и не триумфальным, но заметным, а кропотливость и перфекционизм только добавил бы к ним уважения. «Иван Купала» - крепкий проект, удачно нашедший свою нишу и с каждым альбомом звучащий все интереснее и профессиональнее. Великолепна обложка «Родины»: летящий в небе домик с клочком земли – прекрасная метафора здорового отношения к корням. Фольклорное пение бабок дополнено на пластинке фрагментами народных сказок в их же исполнении. Голоса вокалисток, кстати, весьма напоминают те, что произвели такой фурор во времена «Костромы»; даже если бабушки другие, это не отменяет гуманистического посыла: пусть старушки живут долго и записывают с «Иваном Купалой» еще десяток альбомов. Что касается аранжировочных приемов, то они стали гораздо разнообразнее: после радости узнавания быстро приходит понимание, на что, собственно, было «незаметно» потрачено десять лет. У «Купалы» появились и восточные мотивы (см. «Балабай» или «Гамелан»), и много музыки a la Enigma, и просто сами по себе сильные мелодии. А такие треки, как «Коток», «Жито», «Лося» и «Родина», были бы уместны и звучали бы свежо и красиво на волне практически любого формата.
Алексей Мажаев, InterMedia