"ПИЛОТ" - "РЫБА, КРОТ И СВИНЬЯ"
С тех пор как на российской рок-н-ролльной сцене появилась группа 'Пилот', все, кому не лень, сравнивают ее с 'Алисой'. Поначалу 'пилотовцы' пытались бороться с этим - придумывали всевозможные, порой даже удачные 'фишки', призванные подчеркнуть их индивидуальность, создавали собственные слоганы и цвета, но поток сравнений не прекратился. Более того, 'алисоманы' с восторгом приняли 'Пилот', а фанаты последних охотно пополнили свою музыкальную коллекцию дисками 'Алисы'. Со временем Илье 'Черту' Кнабенгофу надоело бороться со званием последователя Кости Кинчева. 'Ну что здесь поделаешь?', - развел руками лидер 'Пилота' и записал альбом 'Рыба, крот и свинья', ставший признанием своей полной и безоговорочной капитуляции перед сходством с 'Алисой'. Даже эпиграфом к новой пластинке стала цитата из песни Константина Кинчева 'Звезда свиней', помещенная, правда, вместе с цитатами из Джорджа Оруэлла и Егора Летова.
'Рыба, крот и свинья' стала самой злой и агрессивной пластинкой за всю историю существования коллектива. Можно даже не слушать диск, а просто посмотреть на названия песен, и сразу станет ясно, что на сей раз подготовил Илья Черт для своих фанатов. Смысл песен 'Терроризм', 'Неродина', 'Королевство шлюх' не нуждается в подробной расшифровке. Чуть сложнее с композициями 'Роза ветров', 'Кали-юга', 'Рок', но, послушав их, понимаешь, что тема протеста продолжается и в них, правда, в более завуалированной форме. 'Почему мы не любим друг друга?' - спрашивает Илья и тут же отвечает: 'Кали-юга, дружок, Кали-юга'. В песне 'Рок' лидер 'Пилота' пытается ответить на вопрос, которым задолго до него задавались многие музыканты - 'Кто я?' - на который также не находит ответа: 'И кто-то говорит мне, что я дьявол, кто-то говорит, что я пророк:' Здесь трудно опять-таки не вспомнить Кинчева, грустно восклицающего в одной из своих песен: 'Ну а я у них считаюсь фашистом!'. Правда, в отличие от лидера 'Алисы', поставившего за основу творчества борьбу с 'темными силами', Илья Черт поет о более чем реальных врагах - террористских группировках, продажных телевизионщиках, торгашах, стражах закона, которые 'с невинным видом позволяют подонкам торговать героином'. Лидер 'Пилота', со свойственным ему поэтическим чутьем, находит именно те слова, которые могут и должны быть услышанными. Живые, яркие образы, эффектные сравнения, в сочетании с жестким гитарным ритмом, вызывают в сознании слушателя реалистичные, хоть и жутковатые, картины из жизни современного общества. Особняком стоит песня 'Большой питерский блюз', рассказывающая о родном городе музыкантов. В ней уже нет призывов к борьбе, просто констатация факта: 'Если дан тебе талант писать на стенах сортиров/В Питере ты художник в андеграундном стиле'. Разумеется, 'Пилот' не был бы 'Пилотом', если бы не включил в диск несколько грустных, лиричных песен: 'Шнурок', 'Ждите солнца', 'Когда ты вернешься'. Созданные в более привычном для группы ключе, они отличаются какой-то особой, трогательной мелодичностью, заставляющей раз за разом слушать их, открывая для себя все новые и новые грани поэзии Ильи Черта.
Евгения Чайкина, InterMedia.
«Серебро» - «Перепутала» ****
2015, «Монолит»
Группа «Серебро» как-то активизировалась и бомбардирует слушателей синглами – видать, не за горами большой релиз. Хотя полнометражные альбомы выпускать ни к чему, если каждая новая песня, сопровождаемая провокационным клипом, будет вызывать большой резонанс – а ведь «Серебро» и их продюсер Максим Фадеев хорошо знают, как его устроить.
Вышло так, что сначала я послушал сингл «Перепутала» - и он показался мне не более чем милой среднетемповой песней с относительно запоминающимся припевом и типичной девичьей любовной лирикой, в создании которой неплохо поднаторела солистка и соавтор Фадеева Ольга Серябкина. Ну а уже потом я ознакомился с клипом на эту песню.
Что тут сказать: вне видеоряда песня работает процентов на 30 и кажется вполне проходной. Но клип нужно посмотреть как можно быстрее – мало ли что взбредёт в голову коллективному Человеку Запрещающему; там, где здравомыслящий зритель увидит красивых девок с необычной тягой к чёрному юмору, охранитель непременно узреет пропаганду суицида и агрессивную сексуальность. Гармоничным фоном к видеоклипу, от которого невозможно оторвать глаз ни «разрешителю», ни «запретителю», служит песня «Перепутала». С этой картинкой она неумолимо оккупирует мозг, и, услышав её где-нибудь, вы, может, и не сразу вспомните, кто поёт, но обрадуетесь песне, как родной. Но только в таком порядке: без видео – необязательный трек, с видео – хит сезона.
Алексей Мажаев,InterMedia
Витас доверил создание клипа на песню «Мне бы в небо» поклонникам
Витас запустил конкурс для поклонников на создание авторской версии видеоклипа «Мне бы в небо». Весной этого года артист снял клип на эту песню с певицей Ксеноной, с которой они ее исполняли дуэтом, и музыканты остались довольны результатом. Однако сейчас перед релизом нового альбома Витаса «Мне бы в небо» подготовлена соло-версия песни, и певец предложил всем творчески заинтересованным людям сделать свою версию клипа именно на ее сольный вариант.
Творения поклонников Витас будет отсматривать сам. В свой день рождения он выберет победителя из числа претендентов и возьмет его с собой на концерт в Пекине с новой программой «Скажи, что ты любишь», который состоится в будущем году.
«Иван Купала» - «Родина» ****
«Яндекс.Музыка». Релиз диска состоялся в июле.
«Получилось, что мы не появлялись с новыми песнями более семи лет, - объяснял «спикер» «Ивана Купалы» Алексей Румянцев, когда работа над «Родиной» вышла на финишную прямую. - Во многом это связано с тем, что в нашем случае работа над новыми песнями, работа над новыми альбомами, она достаточно трудна. Проводится очень тщательная реставрационная работа, которая позволяет нам получать фольклорные записи в том качестве, в котором они пригодны для использования в наших треках. Такой процесс, к сожалению, отнимает очень много времени и с каждым новым разом, с каждым новым альбомом количество затраченного времени, к сожалению, увеличивается в геометрической прогрессии. В таких трудах как-то очень быстро и незаметно пролетело семь лет, и наконец-то альбом готов». После этого оптимистичного разъяснения прошла еще пара лет, и «Родина» наконец-то вышла. В кропотливом творческом подходе «купальцев» со времен премьеры «Костромы» (1999) мало что изменилось – но как же поменялся ландшафт вокруг! Когда аутентичная этно-музыка в электронном обрамлении дебютировала в конце «лихих 90-х», это интересовало всех. «Наше радио» утянуло песни «Купалы» в свою норку, MTV с помощью группы облагораживало эфир на фоне киркоровых и рук вверх, новость о появлении концертного состава обошла едва ли не первые полосы газет, а уж о возрождении национальной культуры с помощью «Ивана Купалы» не кричал только ленивый… Музыканты, будь они чуть поразговорчивее, могли бы стать мега-звездами и не сходить с обложек, даже не слишком стараясь записывать новые альбомы. Но они предпочли на десяток лет уйти в себя и углубиться в творчество – чтобы выплыв с «Родиной», обнаружить, что теперь это искусство здесь мало кому интересно, а главной музыкальной новостью за полгода является 40-секундный танец на месте бывшего бассейна.
Не будем здесь вспоминать о «возрождении национальной культуры» - уж больно сильную зевоту вызывает это словосочетание. Не будем ругать 90-е: как минимум, по степени любопытства ко всему новому и необычному они дадут большую фору нынешнему и прошлому десятилетиям. «Иван Купала» стал жертвой двух крайностей: сначала их подняли даже на те щиты, на которые они и не думали взбираться. А сейчас на все их эксперименты взирают с пресыщенным равнодушием. И MTV давно не интересуется музыкой, и аутентичный фолк вернулся в культурные резервации. Туда же со своим новым альбомом отправился и «Иван Купала».
При нормальном состоянии умов, страны и шоу-бизнеса возвращение группы стало бы, может, и не триумфальным, но заметным, а кропотливость и перфекционизм только добавил бы к ним уважения. «Иван Купала» - крепкий проект, удачно нашедший свою нишу и с каждым альбомом звучащий все интереснее и профессиональнее. Великолепна обложка «Родины»: летящий в небе домик с клочком земли – прекрасная метафора здорового отношения к корням. Фольклорное пение бабок дополнено на пластинке фрагментами народных сказок в их же исполнении. Голоса вокалисток, кстати, весьма напоминают те, что произвели такой фурор во времена «Костромы»; даже если бабушки другие, это не отменяет гуманистического посыла: пусть старушки живут долго и записывают с «Иваном Купалой» еще десяток альбомов. Что касается аранжировочных приемов, то они стали гораздо разнообразнее: после радости узнавания быстро приходит понимание, на что, собственно, было «незаметно» потрачено десять лет. У «Купалы» появились и восточные мотивы (см. «Балабай» или «Гамелан»), и много музыки a la Enigma, и просто сами по себе сильные мелодии. А такие треки, как «Коток», «Жито», «Лося» и «Родина», были бы уместны и звучали бы свежо и красиво на волне практически любого формата.
Алексей Мажаев, InterMedia