Умер бывший солист «На-На» Владимир ЛёвкинУмерла актриса Светлана СветличнаяКрис Прэтт стал отцом в четвертый разСкончался пресс-секретарь певца Shaman Антон Коробков-ЗемлянскийАкула стала мамойУмер продюсер и композитор Куинси ДжонсМарго Робби родила сынаАлександра Даддарио стала мамой на ХэллоуинПротив Гуфа возбудили уголовное дело о грабежеСати Казанова стала мамойГлюкоза назвала свое задержание в аэропорту заказом влиятельного человекаКлава Кока рассталась с Александром Повериным«Лебединое озеро», «Спящая красавица» и «Щелкунчик»: грандиозный симфонический концерт во славу гения Чайковского пройдет в БКЗ «Октябрьский»Участник One Direction Лиам Пейн погиб в АргентинеАгата Муцениеце пожаловалась, что ее сын хочет остаться с Павлом ПрилучнымМария Луговая родила Сергею Лавыгину сынаРоссийские стриминги будут маркировать музыку иноагентовУмер композитор и певец Вячеслав ДобрынинАни Лорак получила предложение руки и сердца в день рожденияУмерла актриса Мэгги Смит

АЛЕКСАНДР ВАСИЛЬЕВ - "ЧЕРНОВИКИ"

'Мистерия звука'. Релиз диска состоялся в апреле.

'Что до меня, так я не тот и не этот/Меня вообще очень сложно причислить к поэтам'.
Александр Васильев, 'Мне 20 лет'.
Обычно 'эволюцию творческого пути музыканта' демонстрируют сборники The Best, основная же идея 'Черновиков' в том, что здесь путь поэзии Александра Васильева иллюстрирован совсем не хитами. Это такой 'best с изнанки' - отложенные в долгий ящик и накрытые сверху хитовыми песнями произведения в свое время вышли на поверхность - именно тогда, когда их ценность сомнению не подлежит. И если предположить, что мифический (читай, пиратский) best 'Сплина' может играть как фон - в первую очередь, в силу 'замыленности' многих композиций, - то с 'Черновиками' этот номер не пройдет: сделанный в более чем минималистичной манере (гитара, вокал, бэк-вокал, флейта плюс запись в домашней студии), да еще с набором раритетов внутри, диск завораживает не с первого прослушивания - пока привыкнешь к звучанию, пока разберешь текст (не 'Муси-пуси', в конце концов).
Открывается пластинка композицией 'Кто-то не успел', датированная 1994-м годом и звучащая вполне в рамках 'Пыльной были': 'Завтра в этом доме будет чисто, если мы отыщем паука/Скорый поезд - сердце машиниста, стук колес в глазах проводника'. Видимо, одна из самых ранних публично озвученных песен Васильева, 'Мне 20 лет' - это практически поэма поколению ('Вот она жизнь, а податься в ней некуда/Вся боль впереди'), не без иронии, впрочем: 'Я мог бы найти себе толстую женщину, хозяйку, работницу, секс-бомбу на меньшее/Я не согласен, да никто не подпишется/И славно, одному мне куда легче дышится'. Эти 'Признания авантюриста Васильева', юного, неизвестного, одновременно циничного и романтичного, еще растащат на цитаты. Ранние песни - это те, о которых Васильев потом говорил, что форма в них превалирует над содержанием, имея в виду длинные витиеватые тексты. Они, с одной стороны, явно отражают настроение первого и реже второго альбома ('Пыльная быль' и 'Коллекционер оружия'), но действительно не хиты в общепринятом смысле: бодрая, сыгранной двухчетвертным боем 'Загладь вину свою', фолковая 'Корень Мандрагоры', очень простая по мелодике и ритму текста, но невероятно трогательная баллада 'Двое не спят'. Большая часть содержания 'Черновиков' знатокам 'Сплина' хорошо известна по концертам, эфирам и небезызвестному 'Анрелизу', лежащему в сети и даже использованному пиратами для mp3. Так что в принципе совсем неизвестных песен не так много, и композиции 'Двое не спят', 'Пурга-кочерга', 'Подводная лодка', 'Небо в алмазах' (ранее называвшаяся 'Где ты была?') открытием (и откровением) не стали. К давно известным, по-новому записанным относятся 'Бонни и Клайд', 'Скоро будет солнечно' и 'Мария и Хуана' - все не новые, но и не совсем ранние - это тот самый 'Сплин', о котором фанаты почему-то вспоминают с особой теплотой в голосе. Кстати, очень любопытно наблюдать, как в своем нынешнем состоянии Васильев исполняет ранние произведения, иногда меняя слова и общую манеру игры, но главное - озвучивая собственные мысли 15 летней давности. Главный возникающий вопрос слушателя: а как, собственно, автор сейчас относится к этим строкам?
Есть в 'Черновиках' и несколько песен авторства не-васильевского. Опусы эти ценны в силу своей редкости и единичности: 'Аделаиду' лидер 'Сплина' и Ян Николенко спели на юбилее БГ, 'Паузы' Макаревича в том же составе в эфире 'Муз-ТВ', 'На братских могилах' Высоцкого (запись вошла в дорогое издание диска) на кремлевском концерте ко дню Победы. 'Конец прекрасной эпохи' на стихи Иосифа Бродского, стоящая третьим номером на пластинке, резко выбивается из заданного первыми двумя композициями ритма: после несколько максималистских юношеских фолк-напевов сложнейший и очень 'загрузный' текст Бродского воспринимается как откровение. Разумеется, он очень отличается от поэзии Васильева, но феномен творчества последнего заключается в том, что он умеет исполнять чужие песни так, что, даже зная, чьему перу они принадлежат, слушатель абсолютно ассоциирует песню с Васильевым, - фирменные интонация и гитарный бой мгновенно делает песню именно его. Повторяю, при всем сознательном знании их авторства. Это очень редкое качество для человека, большую часть времени исполняющего свои песни.
Юлия Конторова, InterMedia.

«Серебро» - «Перепутала» ****

2015, «Монолит»

Группа «Серебро» как-то активизировалась и бомбардирует слушателей синглами – видать, не за горами большой релиз. Хотя полнометражные альбомы выпускать ни к чему, если каждая новая песня, сопровождаемая провокационным клипом, будет вызывать большой резонанс – а ведь «Серебро» и их продюсер Максим Фадеев хорошо знают, как его устроить.

Вышло так, что сначала я послушал сингл «Перепутала» - и он показался мне не более чем милой среднетемповой песней с относительно запоминающимся припевом и типичной девичьей любовной лирикой, в создании которой неплохо поднаторела солистка и соавтор Фадеева Ольга Серябкина. Ну а уже потом я ознакомился с клипом на эту песню.

Что тут сказать: вне видеоряда песня работает процентов на 30 и кажется вполне проходной. Но клип нужно посмотреть как можно быстрее – мало ли что взбредёт в голову коллективному Человеку Запрещающему; там, где здравомыслящий зритель увидит красивых девок с необычной тягой к чёрному юмору, охранитель непременно узреет пропаганду суицида и агрессивную сексуальность. Гармоничным фоном к видеоклипу, от которого невозможно оторвать глаз ни «разрешителю», ни «запретителю», служит песня «Перепутала». С этой картинкой она неумолимо оккупирует мозг, и, услышав её где-нибудь, вы, может, и не сразу вспомните, кто поёт, но обрадуетесь песне, как родной. Но только в таком порядке: без видео – необязательный трек, с видео – хит сезона.

Алексей Мажаев,InterMedia

Подписаться на новости InterMedia
Нажимая кнопку "Подписаться", я даю свое согласие на обработку персональных данных

Витас доверил создание клипа на песню «Мне бы в небо» поклонникам

Витас запустил конкурс для поклонников на создание авторской версии видеоклипа «Мне бы в небо». Весной этого года артист снял клип на эту песню с певицей Ксеноной, с которой они ее исполняли дуэтом, и музыканты остались довольны результатом. Однако сейчас перед релизом нового альбома Витаса «Мне бы в небо» подготовлена соло-версия песни, и певец предложил всем творчески заинтересованным людям сделать свою версию клипа именно на ее сольный вариант.

Творения поклонников Витас будет отсматривать сам. В свой день рождения он выберет победителя из числа претендентов и возьмет его с собой на концерт в Пекине с новой программой «Скажи, что ты любишь», который состоится в будущем году.

«Иван Купала» - «Родина» ****

«Яндекс.Музыка». Релиз диска состоялся в июле.

«Получилось, что мы не появлялись с новыми песнями более семи лет, - объяснял «спикер» «Ивана Купалы» Алексей Румянцев, когда работа над «Родиной» вышла на финишную прямую. - Во многом это связано с тем, что в нашем случае работа над новыми песнями, работа над новыми альбомами, она достаточно трудна. Проводится очень тщательная реставрационная работа, которая позволяет нам получать фольклорные записи в том качестве, в котором они пригодны для использования в наших треках. Такой процесс, к сожалению, отнимает очень много времени и с каждым новым разом, с каждым новым альбомом количество затраченного времени, к сожалению, увеличивается в геометрической прогрессии. В таких трудах как-то очень быстро и незаметно пролетело семь лет, и наконец-то альбом готов». После этого оптимистичного разъяснения прошла еще пара лет, и «Родина» наконец-то вышла. В кропотливом творческом подходе «купальцев» со времен премьеры «Костромы» (1999) мало что изменилось – но как же поменялся ландшафт вокруг! Когда аутентичная этно-музыка в электронном обрамлении дебютировала в конце «лихих 90-х», это интересовало всех. «Наше радио» утянуло песни «Купалы» в свою норку, MTV с помощью группы облагораживало эфир на фоне киркоровых и рук вверх, новость о появлении концертного состава обошла едва ли не первые полосы газет, а уж о возрождении национальной культуры с помощью «Ивана Купалы» не кричал только ленивый… Музыканты, будь они чуть поразговорчивее, могли бы стать мега-звездами и не сходить с обложек, даже не слишком стараясь записывать новые альбомы. Но они предпочли на десяток лет уйти в себя и углубиться в творчество – чтобы выплыв с «Родиной», обнаружить, что теперь это искусство здесь мало кому интересно, а главной музыкальной новостью за полгода является 40-секундный танец на месте бывшего бассейна.

Не будем здесь вспоминать о «возрождении национальной культуры» - уж больно сильную зевоту вызывает это словосочетание. Не будем ругать 90-е: как минимум, по степени любопытства ко всему новому и необычному они дадут большую фору нынешнему и прошлому десятилетиям. «Иван Купала» стал жертвой двух крайностей: сначала их подняли даже на те щиты, на которые они и не думали взбираться. А сейчас на все их эксперименты взирают с пресыщенным равнодушием. И MTV давно не интересуется музыкой, и аутентичный фолк вернулся в культурные резервации. Туда же со своим новым альбомом отправился и «Иван Купала».

При нормальном состоянии умов, страны и шоу-бизнеса возвращение группы стало бы, может, и не триумфальным, но заметным, а кропотливость и перфекционизм только добавил бы к ним уважения. «Иван Купала» - крепкий проект, удачно нашедший свою нишу и с каждым альбомом звучащий все интереснее и профессиональнее. Великолепна обложка «Родины»: летящий в небе домик с клочком земли – прекрасная метафора здорового отношения к корням. Фольклорное пение бабок дополнено на пластинке фрагментами народных сказок в их же исполнении. Голоса вокалисток, кстати, весьма напоминают те, что произвели такой фурор во времена «Костромы»; даже если бабушки другие, это не отменяет гуманистического посыла: пусть старушки живут долго и записывают с «Иваном Купалой» еще десяток альбомов. Что касается аранжировочных приемов, то они стали гораздо разнообразнее: после радости узнавания быстро приходит понимание, на что, собственно, было «незаметно» потрачено десять лет. У «Купалы» появились и восточные мотивы (см. «Балабай» или «Гамелан»), и много музыки a la Enigma, и просто сами по себе сильные мелодии. А такие треки, как «Коток», «Жито», «Лося» и «Родина», были бы уместны и звучали бы свежо и красиво на волне практически любого формата.

Алексей Мажаев, InterMedia 

β 16+