"ПОЮЩИЕ ВМЕСТЕ" - "ТАКОГО, КАК ПУТИН!"
'Поющие вместе' - это, оказывается, не шутка. Это серьезно. Это не пародия на 'Идущих вместе', а их апология. Данный альбом - 38-минутный саундтрек к пословице 'Заставь дурака богу молиться - он лоб расшибет'. Яна и Ира Козловы, чей жизнерадостный хит 'Такого, как Путин!' напомнил старожилам знаменитое произведение группы 'Девчата' с технико-тактическими характеристиками потенциального мужа ('чтоб не пил, не курил и цветы всегда дарил:'), почему-то не успели вложить этот альбом в копилку предвыборных славословий и теперь вынуждены позиционировать его содержимое как 'музыку следующего президентского срока'. Слушатель не найдет здесь поп-песен в привычном понимании этого термина, ибо каждый трек посвящен либо какой-то животрепещущей проблеме, мешающей нам достичь нирваны под недремлющим мудрым оком теперешнего гаранта, либо докладу о ходе успешной борьбы с этими проблемами.
Однофамилицы набрасываются на 'язвы общества' с таким оптимистичным нахрапом, какого не было на здешней эстраде со времен агитбригады по прозванью 'Женсовет', из которой, между прочим, вышли Лада Дэнс и Светлана Лазарева. 'Ты открывал счета в оффшорах, тебя пугал малейший шорох, но есть лекарство от тревоги - своей родной стране плати налоги', - доброжелательно, но настойчиво рекомендуют 'Поющие вместе' крупным бизнесменам, выводящим активы за границу, в песне 'Вкладывай здесь'. А лучше вообще оставить такое сомнительное дело, как предпринимательство, и поступить в депутаты, чья деятельность представляется Яне и Ире так: 'Пока мы здесь поем, танцуем зигзагами, в его кабинете свет не погас, он до сих пор на службе, работает с бумагами и думает о будущем, думает о нас' ('Мой депутат'). Ратуют 'Поющие вместе' и за повышение рождаемости, причем с пугающим натурализмом: 'Маленькое чудо у тебя внутри, маленькое чудо миру подари, крохотные пальчики, шелковая прядь, маленькое чудо не смей убивать' ('Маленькое чудо'). Песня 'Наш город' повествует не только о достижениях коммунального хозяйства ('уютные дворы, улыбки детворы'), но и о кое-где у нас порой встречающихся недостатках ('а те, кто не добры, сегодня вне игры'). Не прошли 'Поющие вместе' и мимо безнадежной борьбы главного санитарного врача против пивного лобби. 'Если бы не пиво, он бы стал богатым, если бы не пиво, стал лауреатом' - ячменный напиток в песне 'Если бы не пиво' выглядит даже более опасным врагом, чем Ходорковский. А вот о чем, вы думаете, произведение 'Позвони домой (папа)'? О каком-нибудь коварно ушедшем из семьи папе? Вот и не угадали. Папа не ушел, а просто уехал в командировку, а семья волнуется и просит чаще звонить. Хорошая семья, настоящая ячейка спокойного и стабильного общества. Все семьи должны быть такими.
Тексты песен 'Поющих вместе' и некое счастливое исступление, с которым они пропеваются, конечно, пока еще вызывают улыбку. Но это только до тех пор, пока нас не заставили под них маршировать. А кто же автор столь своевременной поэзии? Ба, знакомые все лица! Александр Елин, когда-то писавший тексты для хеви-группы 'Ария', выдал на-гора вагонетку политически правильных агиток. А переменится ветер - он и новому ветру свой парус подставит. Дай бог здоровья Сергею Владимировичу Михалкову, но смена у него подросла что надо. Случись чего - страна без гимна не останется.
Алексей Мажаев, InterMedia
«Серебро» - «Перепутала» ****
2015, «Монолит»
Группа «Серебро» как-то активизировалась и бомбардирует слушателей синглами – видать, не за горами большой релиз. Хотя полнометражные альбомы выпускать ни к чему, если каждая новая песня, сопровождаемая провокационным клипом, будет вызывать большой резонанс – а ведь «Серебро» и их продюсер Максим Фадеев хорошо знают, как его устроить.
Вышло так, что сначала я послушал сингл «Перепутала» - и он показался мне не более чем милой среднетемповой песней с относительно запоминающимся припевом и типичной девичьей любовной лирикой, в создании которой неплохо поднаторела солистка и соавтор Фадеева Ольга Серябкина. Ну а уже потом я ознакомился с клипом на эту песню.
Что тут сказать: вне видеоряда песня работает процентов на 30 и кажется вполне проходной. Но клип нужно посмотреть как можно быстрее – мало ли что взбредёт в голову коллективному Человеку Запрещающему; там, где здравомыслящий зритель увидит красивых девок с необычной тягой к чёрному юмору, охранитель непременно узреет пропаганду суицида и агрессивную сексуальность. Гармоничным фоном к видеоклипу, от которого невозможно оторвать глаз ни «разрешителю», ни «запретителю», служит песня «Перепутала». С этой картинкой она неумолимо оккупирует мозг, и, услышав её где-нибудь, вы, может, и не сразу вспомните, кто поёт, но обрадуетесь песне, как родной. Но только в таком порядке: без видео – необязательный трек, с видео – хит сезона.
Алексей Мажаев,InterMedia
Витас доверил создание клипа на песню «Мне бы в небо» поклонникам
Витас запустил конкурс для поклонников на создание авторской версии видеоклипа «Мне бы в небо». Весной этого года артист снял клип на эту песню с певицей Ксеноной, с которой они ее исполняли дуэтом, и музыканты остались довольны результатом. Однако сейчас перед релизом нового альбома Витаса «Мне бы в небо» подготовлена соло-версия песни, и певец предложил всем творчески заинтересованным людям сделать свою версию клипа именно на ее сольный вариант.
Творения поклонников Витас будет отсматривать сам. В свой день рождения он выберет победителя из числа претендентов и возьмет его с собой на концерт в Пекине с новой программой «Скажи, что ты любишь», который состоится в будущем году.
«Иван Купала» - «Родина» ****
«Яндекс.Музыка». Релиз диска состоялся в июле.
«Получилось, что мы не появлялись с новыми песнями более семи лет, - объяснял «спикер» «Ивана Купалы» Алексей Румянцев, когда работа над «Родиной» вышла на финишную прямую. - Во многом это связано с тем, что в нашем случае работа над новыми песнями, работа над новыми альбомами, она достаточно трудна. Проводится очень тщательная реставрационная работа, которая позволяет нам получать фольклорные записи в том качестве, в котором они пригодны для использования в наших треках. Такой процесс, к сожалению, отнимает очень много времени и с каждым новым разом, с каждым новым альбомом количество затраченного времени, к сожалению, увеличивается в геометрической прогрессии. В таких трудах как-то очень быстро и незаметно пролетело семь лет, и наконец-то альбом готов». После этого оптимистичного разъяснения прошла еще пара лет, и «Родина» наконец-то вышла. В кропотливом творческом подходе «купальцев» со времен премьеры «Костромы» (1999) мало что изменилось – но как же поменялся ландшафт вокруг! Когда аутентичная этно-музыка в электронном обрамлении дебютировала в конце «лихих 90-х», это интересовало всех. «Наше радио» утянуло песни «Купалы» в свою норку, MTV с помощью группы облагораживало эфир на фоне киркоровых и рук вверх, новость о появлении концертного состава обошла едва ли не первые полосы газет, а уж о возрождении национальной культуры с помощью «Ивана Купалы» не кричал только ленивый… Музыканты, будь они чуть поразговорчивее, могли бы стать мега-звездами и не сходить с обложек, даже не слишком стараясь записывать новые альбомы. Но они предпочли на десяток лет уйти в себя и углубиться в творчество – чтобы выплыв с «Родиной», обнаружить, что теперь это искусство здесь мало кому интересно, а главной музыкальной новостью за полгода является 40-секундный танец на месте бывшего бассейна.
Не будем здесь вспоминать о «возрождении национальной культуры» - уж больно сильную зевоту вызывает это словосочетание. Не будем ругать 90-е: как минимум, по степени любопытства ко всему новому и необычному они дадут большую фору нынешнему и прошлому десятилетиям. «Иван Купала» стал жертвой двух крайностей: сначала их подняли даже на те щиты, на которые они и не думали взбираться. А сейчас на все их эксперименты взирают с пресыщенным равнодушием. И MTV давно не интересуется музыкой, и аутентичный фолк вернулся в культурные резервации. Туда же со своим новым альбомом отправился и «Иван Купала».
При нормальном состоянии умов, страны и шоу-бизнеса возвращение группы стало бы, может, и не триумфальным, но заметным, а кропотливость и перфекционизм только добавил бы к ним уважения. «Иван Купала» - крепкий проект, удачно нашедший свою нишу и с каждым альбомом звучащий все интереснее и профессиональнее. Великолепна обложка «Родины»: летящий в небе домик с клочком земли – прекрасная метафора здорового отношения к корням. Фольклорное пение бабок дополнено на пластинке фрагментами народных сказок в их же исполнении. Голоса вокалисток, кстати, весьма напоминают те, что произвели такой фурор во времена «Костромы»; даже если бабушки другие, это не отменяет гуманистического посыла: пусть старушки живут долго и записывают с «Иваном Купалой» еще десяток альбомов. Что касается аранжировочных приемов, то они стали гораздо разнообразнее: после радости узнавания быстро приходит понимание, на что, собственно, было «незаметно» потрачено десять лет. У «Купалы» появились и восточные мотивы (см. «Балабай» или «Гамелан»), и много музыки a la Enigma, и просто сами по себе сильные мелодии. А такие треки, как «Коток», «Жито», «Лося» и «Родина», были бы уместны и звучали бы свежо и красиво на волне практически любого формата.
Алексей Мажаев, InterMedia