"ТОРБА-НА-КРУЧЕ" - "ЧАС ВРЕМЕНИ"
Это второй альбом 'Торбы-на-Круче'. Со времени выпуска первого прошло два с половиной года, которые петербургская 'Торба', потенциально одна из сильнейших групп страны, посвятила мелким хлопотам по хозяйству. Команда ездила по гастролям в российскую глубинку - по формулировке лидера группы Максима Иванова, 'знакомила с собой города'. Более короткий и действенный способ пропагандировать свое творчество - через столичные теле- и радиостанции и продюсерскую тусовку - 'Торба' по-прежнему не признает. Ей ближе честный многотрудный путь индепендентовых областных Radiohead: мы играем хорошие песни - и рано или поздно мир все равно окажется у наших ног.
'Час времени' оказался еще одним кирпичом 'Торбы' в шаткое здание собственной независимости. Сознательным выбором Иванова и компании стал отказ от радиохитов, которые могли бы локомотивом потянуть в сладкую вселенную шоу-бизнеса и остальные песенки. 'Торба-на-Круче', напротив, сосредоточилась на том, чтобы весь материал альбома звучал однородно. Серьезно, зрело, но не выбиваясь из общей - ведомой только самой группе - концепции аудиоработы. Несколько песен ('Чей же он', 'Зима', 'Ностальжи', 'Дети') все-таки обращают на себя чуть больше внимания, но не сказать, чтобы они напрочь забивали остальные треки. Что касается музыкально-аранжировочной составляющей пластинки, то Макс Иванов явно решил расширить обывательское представление о 'Торбе' как о талантливых апологетах Radiohead. Солист очень редко переходит на пробирающий до мурашек томйорковский фальцет, а в саунде преобладают довольно жесткие гитары. Струнная группа также принимала участие в записи, но никаких барочных пьес в связи с этим у 'Торбы-на-Круче' не появилось. У скрипок была другая задача: вносить штрихи, закреплять акценты, незримо облагораживать строгую звуковую палитру. И они с ней справились. Иванов также гордится уровнем текстов пластинки. Ничего не могу сказать по этому поводу: у 'Торбы' гораздо интереснее слушать, КАК, а не ЧТО. В стихи, видимо, начинаешь въезжать только прослушивания с пятого.
В целом 'Торба' выдала очень профессиональный, хорошо сочиненный и неплохо записанный альбом. Есть только два 'но'. О том, что на высокую орбиту 'Час времени' группу не выведет, мы уже говорили (впрочем, если коллектив сам туда не хочет, то и ладно). Второе 'но' заключается в том, что пластинка может пошатнуть позиции 'Торбы-на-Круче' как культовой команды. Предыдущий диск 'Непсих' был идеальным артефактом культа: знание, что есть великолепный альбом, известный только посвященным, сильно грело душу этим самым посвященным. Поклонники ждали новую пластинку с придыханием, но вряд ли не испытали разочарования, получив ее. 'Торба-2004' - это по-прежнему хорошо, но как-то слишком взросло: под подушку уже не спрячешь.
Алексей Мажаев, InterMedia
«Серебро» - «Перепутала» ****
2015, «Монолит»
Группа «Серебро» как-то активизировалась и бомбардирует слушателей синглами – видать, не за горами большой релиз. Хотя полнометражные альбомы выпускать ни к чему, если каждая новая песня, сопровождаемая провокационным клипом, будет вызывать большой резонанс – а ведь «Серебро» и их продюсер Максим Фадеев хорошо знают, как его устроить.
Вышло так, что сначала я послушал сингл «Перепутала» - и он показался мне не более чем милой среднетемповой песней с относительно запоминающимся припевом и типичной девичьей любовной лирикой, в создании которой неплохо поднаторела солистка и соавтор Фадеева Ольга Серябкина. Ну а уже потом я ознакомился с клипом на эту песню.
Что тут сказать: вне видеоряда песня работает процентов на 30 и кажется вполне проходной. Но клип нужно посмотреть как можно быстрее – мало ли что взбредёт в голову коллективному Человеку Запрещающему; там, где здравомыслящий зритель увидит красивых девок с необычной тягой к чёрному юмору, охранитель непременно узреет пропаганду суицида и агрессивную сексуальность. Гармоничным фоном к видеоклипу, от которого невозможно оторвать глаз ни «разрешителю», ни «запретителю», служит песня «Перепутала». С этой картинкой она неумолимо оккупирует мозг, и, услышав её где-нибудь, вы, может, и не сразу вспомните, кто поёт, но обрадуетесь песне, как родной. Но только в таком порядке: без видео – необязательный трек, с видео – хит сезона.
Алексей Мажаев,InterMedia
Витас доверил создание клипа на песню «Мне бы в небо» поклонникам
Витас запустил конкурс для поклонников на создание авторской версии видеоклипа «Мне бы в небо». Весной этого года артист снял клип на эту песню с певицей Ксеноной, с которой они ее исполняли дуэтом, и музыканты остались довольны результатом. Однако сейчас перед релизом нового альбома Витаса «Мне бы в небо» подготовлена соло-версия песни, и певец предложил всем творчески заинтересованным людям сделать свою версию клипа именно на ее сольный вариант.
Творения поклонников Витас будет отсматривать сам. В свой день рождения он выберет победителя из числа претендентов и возьмет его с собой на концерт в Пекине с новой программой «Скажи, что ты любишь», который состоится в будущем году.
«Иван Купала» - «Родина» ****
«Яндекс.Музыка». Релиз диска состоялся в июле.
«Получилось, что мы не появлялись с новыми песнями более семи лет, - объяснял «спикер» «Ивана Купалы» Алексей Румянцев, когда работа над «Родиной» вышла на финишную прямую. - Во многом это связано с тем, что в нашем случае работа над новыми песнями, работа над новыми альбомами, она достаточно трудна. Проводится очень тщательная реставрационная работа, которая позволяет нам получать фольклорные записи в том качестве, в котором они пригодны для использования в наших треках. Такой процесс, к сожалению, отнимает очень много времени и с каждым новым разом, с каждым новым альбомом количество затраченного времени, к сожалению, увеличивается в геометрической прогрессии. В таких трудах как-то очень быстро и незаметно пролетело семь лет, и наконец-то альбом готов». После этого оптимистичного разъяснения прошла еще пара лет, и «Родина» наконец-то вышла. В кропотливом творческом подходе «купальцев» со времен премьеры «Костромы» (1999) мало что изменилось – но как же поменялся ландшафт вокруг! Когда аутентичная этно-музыка в электронном обрамлении дебютировала в конце «лихих 90-х», это интересовало всех. «Наше радио» утянуло песни «Купалы» в свою норку, MTV с помощью группы облагораживало эфир на фоне киркоровых и рук вверх, новость о появлении концертного состава обошла едва ли не первые полосы газет, а уж о возрождении национальной культуры с помощью «Ивана Купалы» не кричал только ленивый… Музыканты, будь они чуть поразговорчивее, могли бы стать мега-звездами и не сходить с обложек, даже не слишком стараясь записывать новые альбомы. Но они предпочли на десяток лет уйти в себя и углубиться в творчество – чтобы выплыв с «Родиной», обнаружить, что теперь это искусство здесь мало кому интересно, а главной музыкальной новостью за полгода является 40-секундный танец на месте бывшего бассейна.
Не будем здесь вспоминать о «возрождении национальной культуры» - уж больно сильную зевоту вызывает это словосочетание. Не будем ругать 90-е: как минимум, по степени любопытства ко всему новому и необычному они дадут большую фору нынешнему и прошлому десятилетиям. «Иван Купала» стал жертвой двух крайностей: сначала их подняли даже на те щиты, на которые они и не думали взбираться. А сейчас на все их эксперименты взирают с пресыщенным равнодушием. И MTV давно не интересуется музыкой, и аутентичный фолк вернулся в культурные резервации. Туда же со своим новым альбомом отправился и «Иван Купала».
При нормальном состоянии умов, страны и шоу-бизнеса возвращение группы стало бы, может, и не триумфальным, но заметным, а кропотливость и перфекционизм только добавил бы к ним уважения. «Иван Купала» - крепкий проект, удачно нашедший свою нишу и с каждым альбомом звучащий все интереснее и профессиональнее. Великолепна обложка «Родины»: летящий в небе домик с клочком земли – прекрасная метафора здорового отношения к корням. Фольклорное пение бабок дополнено на пластинке фрагментами народных сказок в их же исполнении. Голоса вокалисток, кстати, весьма напоминают те, что произвели такой фурор во времена «Костромы»; даже если бабушки другие, это не отменяет гуманистического посыла: пусть старушки живут долго и записывают с «Иваном Купалой» еще десяток альбомов. Что касается аранжировочных приемов, то они стали гораздо разнообразнее: после радости узнавания быстро приходит понимание, на что, собственно, было «незаметно» потрачено десять лет. У «Купалы» появились и восточные мотивы (см. «Балабай» или «Гамелан»), и много музыки a la Enigma, и просто сами по себе сильные мелодии. А такие треки, как «Коток», «Жито», «Лося» и «Родина», были бы уместны и звучали бы свежо и красиво на волне практически любого формата.
Алексей Мажаев, InterMedia