"СМЫСЛОВЫЕ ГАЛЛЮЦИНАЦИИ" - "RUS 66"
Сборник 'Смысловых галлюцинаций' приурочен к 15-летию группы. Правда, под присмотром большого шоу-бизнеса эти бойкие екатеринбургские бутузы резвятся лишь последние лет пять. Чем они занимались первое время после своего рождения, не вполне известно. Юбилейный релиз также не приоткрывает завесу тайны с этого вопроса. 'Лучшие хиты' 'Глюков' взяты практически поровну с трех выпущенных в Москве пластинок группы - '3000', 'Лед 9' и 'Обратная сторона Земли'. Таким образом, 'Смысловые галлюцинации' косвенно подтвердили снобское столичное мнение о том, что до появления в столице ничего путевого группа добиться не смогла. Лидер коллектива Сергей 'Буба' Бобунец в одном из недавних интервью признался, что данным юбилейным сборником 'Глюки' подводят черту под прежним звучанием, чтобы заняться поиском новых форм, о коих он говорит пока весьма путано (см. МУЗЫКА от 16.08.04). Судя по оформлению 'RUS 66', группа всерьез настроена порвать со старым: диск выглядит так, будто 'Смысловые галлюцинации' решили напоследок навести порядок в кабинете, раздать все долги и сказать добрые слова всем, кто помог им в прошлой жизни. Внушителен список благодарностей, тщательно перечислены участники и обслуживающий персонал 'Глюков', не говоря уже о подробном списке музыкантов, причастных к записи представленных песен, и о короткой истории каждого трека - авторы, место записи и сведения и т.д. А юный худосочный Бобунец на древней групповой фотографии - улыбчивое прощание с прошлым, которое уже мало кто и помнит.
Не менее ответственно осуществлен и подбор композиций. Поклонники той или иной группы обычно легко находят в ее сборниках изъяны, связанные с непопаданием в трек-лист того или иного хита. В случае с 'RUS 66' нужно копать очень напряженно и глубоко, чтобы отыскать недостающие шедевры из репертуара 'Смысловых галлюцинаций'. Мы этим заниматься не будем, поскольку список песен выглядит стройно и достойно, как и их звучание. Слушая сегодня лучшие произведения 'Глюков', понимаешь, как напрасны были сопровождавшие их номерные диски разговоры, что-де Буба с компанией подражают 'Агате Кристи' или что для настоящей рок-группы у них слишком много синтезаторных звуков. На самом деле 'Смысловые галлюцинации' оказались коллективом с неповторимым и весьма приятным саундом, к тому же выпустившим за пять лет чуть ли не два десятка сильных песен того сорта, чьи достоинства видятся на расстоянии. Вроде бы ничего особенного, а через пару недель они вцепляются в тебя мертвой хваткой и начинают звучать в голове даже без особенной помощи навязчивых радиоротаций. Неизбежные самоповторы и ненавязчивое заимствование у коллег только способствовали усилению подобного эффекта.
Помимо обязательной программы ('Вечно молодой', 'Розовые очки', 'Звезды 3000', 'Охотники', 'Зачем топтать мою любовь', 'Пока это кажется важным', 'Разум когда-нибудь победит' и др.), 'Глюки' предлагают на диске множество бонусов. В частности, это длинный концертный вариант 'Розовых очков', несколько акустических версий хитов, а также две неизвестные песни. Композиции 'Кроме меня' и 'Я или получше' в полном соответствии со сказанным в предыдущем абзаце с первого раза не производят никакого впечатления. Посмотрим, что с ними будет через месяц.
Алексей Мажаев, InterMedia
«Серебро» - «Перепутала» ****
2015, «Монолит»
Группа «Серебро» как-то активизировалась и бомбардирует слушателей синглами – видать, не за горами большой релиз. Хотя полнометражные альбомы выпускать ни к чему, если каждая новая песня, сопровождаемая провокационным клипом, будет вызывать большой резонанс – а ведь «Серебро» и их продюсер Максим Фадеев хорошо знают, как его устроить.
Вышло так, что сначала я послушал сингл «Перепутала» - и он показался мне не более чем милой среднетемповой песней с относительно запоминающимся припевом и типичной девичьей любовной лирикой, в создании которой неплохо поднаторела солистка и соавтор Фадеева Ольга Серябкина. Ну а уже потом я ознакомился с клипом на эту песню.
Что тут сказать: вне видеоряда песня работает процентов на 30 и кажется вполне проходной. Но клип нужно посмотреть как можно быстрее – мало ли что взбредёт в голову коллективному Человеку Запрещающему; там, где здравомыслящий зритель увидит красивых девок с необычной тягой к чёрному юмору, охранитель непременно узреет пропаганду суицида и агрессивную сексуальность. Гармоничным фоном к видеоклипу, от которого невозможно оторвать глаз ни «разрешителю», ни «запретителю», служит песня «Перепутала». С этой картинкой она неумолимо оккупирует мозг, и, услышав её где-нибудь, вы, может, и не сразу вспомните, кто поёт, но обрадуетесь песне, как родной. Но только в таком порядке: без видео – необязательный трек, с видео – хит сезона.
Алексей Мажаев,InterMedia
Витас доверил создание клипа на песню «Мне бы в небо» поклонникам
Витас запустил конкурс для поклонников на создание авторской версии видеоклипа «Мне бы в небо». Весной этого года артист снял клип на эту песню с певицей Ксеноной, с которой они ее исполняли дуэтом, и музыканты остались довольны результатом. Однако сейчас перед релизом нового альбома Витаса «Мне бы в небо» подготовлена соло-версия песни, и певец предложил всем творчески заинтересованным людям сделать свою версию клипа именно на ее сольный вариант.
Творения поклонников Витас будет отсматривать сам. В свой день рождения он выберет победителя из числа претендентов и возьмет его с собой на концерт в Пекине с новой программой «Скажи, что ты любишь», который состоится в будущем году.
«Иван Купала» - «Родина» ****
«Яндекс.Музыка». Релиз диска состоялся в июле.
«Получилось, что мы не появлялись с новыми песнями более семи лет, - объяснял «спикер» «Ивана Купалы» Алексей Румянцев, когда работа над «Родиной» вышла на финишную прямую. - Во многом это связано с тем, что в нашем случае работа над новыми песнями, работа над новыми альбомами, она достаточно трудна. Проводится очень тщательная реставрационная работа, которая позволяет нам получать фольклорные записи в том качестве, в котором они пригодны для использования в наших треках. Такой процесс, к сожалению, отнимает очень много времени и с каждым новым разом, с каждым новым альбомом количество затраченного времени, к сожалению, увеличивается в геометрической прогрессии. В таких трудах как-то очень быстро и незаметно пролетело семь лет, и наконец-то альбом готов». После этого оптимистичного разъяснения прошла еще пара лет, и «Родина» наконец-то вышла. В кропотливом творческом подходе «купальцев» со времен премьеры «Костромы» (1999) мало что изменилось – но как же поменялся ландшафт вокруг! Когда аутентичная этно-музыка в электронном обрамлении дебютировала в конце «лихих 90-х», это интересовало всех. «Наше радио» утянуло песни «Купалы» в свою норку, MTV с помощью группы облагораживало эфир на фоне киркоровых и рук вверх, новость о появлении концертного состава обошла едва ли не первые полосы газет, а уж о возрождении национальной культуры с помощью «Ивана Купалы» не кричал только ленивый… Музыканты, будь они чуть поразговорчивее, могли бы стать мега-звездами и не сходить с обложек, даже не слишком стараясь записывать новые альбомы. Но они предпочли на десяток лет уйти в себя и углубиться в творчество – чтобы выплыв с «Родиной», обнаружить, что теперь это искусство здесь мало кому интересно, а главной музыкальной новостью за полгода является 40-секундный танец на месте бывшего бассейна.
Не будем здесь вспоминать о «возрождении национальной культуры» - уж больно сильную зевоту вызывает это словосочетание. Не будем ругать 90-е: как минимум, по степени любопытства ко всему новому и необычному они дадут большую фору нынешнему и прошлому десятилетиям. «Иван Купала» стал жертвой двух крайностей: сначала их подняли даже на те щиты, на которые они и не думали взбираться. А сейчас на все их эксперименты взирают с пресыщенным равнодушием. И MTV давно не интересуется музыкой, и аутентичный фолк вернулся в культурные резервации. Туда же со своим новым альбомом отправился и «Иван Купала».
При нормальном состоянии умов, страны и шоу-бизнеса возвращение группы стало бы, может, и не триумфальным, но заметным, а кропотливость и перфекционизм только добавил бы к ним уважения. «Иван Купала» - крепкий проект, удачно нашедший свою нишу и с каждым альбомом звучащий все интереснее и профессиональнее. Великолепна обложка «Родины»: летящий в небе домик с клочком земли – прекрасная метафора здорового отношения к корням. Фольклорное пение бабок дополнено на пластинке фрагментами народных сказок в их же исполнении. Голоса вокалисток, кстати, весьма напоминают те, что произвели такой фурор во времена «Костромы»; даже если бабушки другие, это не отменяет гуманистического посыла: пусть старушки живут долго и записывают с «Иваном Купалой» еще десяток альбомов. Что касается аранжировочных приемов, то они стали гораздо разнообразнее: после радости узнавания быстро приходит понимание, на что, собственно, было «незаметно» потрачено десять лет. У «Купалы» появились и восточные мотивы (см. «Балабай» или «Гамелан»), и много музыки a la Enigma, и просто сами по себе сильные мелодии. А такие треки, как «Коток», «Жито», «Лося» и «Родина», были бы уместны и звучали бы свежо и красиво на волне практически любого формата.
Алексей Мажаев, InterMedia