ХВОСТ И "ДЕГЕНЕРАТОРС" - "МОГИЛА LIVE НА SKIF'Е"
Алексей Хвостенко входит в число исполнителей, о которых говорят или хорошо, или ничего. Тут я чего-то не догоняю. Возможно, от меня ускользнули какие-то музыкальные подвиги Хвоста, совершенные еще до моего рождения. Разумеется, не может не быть легендарным человек, приложивший руку к сочинению песен 'Рай' ('Город золотой') и 'Орландина', но ведь эти композиции прославили совсем другие исполнители. Говорят, Алексей Хвостенко превратил свою парижскую квартиру в постоянно действующий культурный центр, где с утра до ночи поят вином всех забредших прикоснуться к легенде русских туристов. Видимо, сей факт (непроверенный) тоже повлиял на теплое, почтительное отношение к Хвосту в московской и питерской богемной среде. Терпеливый слушатель диска 'Могила' поймет, что старик Хвостенко - не промах по части юмора. В то же время терпеливость слушателя не зря указана в качестве обязательного условия знакомства с пластинкой - неподготовленная публика останется в недоумении от 'хвостовской' музыки, представляющей собой хриплые выкрики каких-то нервных фраз.
Альбом записан весной на традиционном фестивале памяти Сергея Курехина в Петербурге. Алексею Хвостенко аккомпанирует локально известная группа 'Дегенераторс'. Альянс этот нельзя признать долгожданным и великолепным. На месте 'дегенераторсов' могли оказаться любые другие молодые люди, владеющие электрогитарами и прочими современными музыкальными инструментами. По части концептуальности их совместная работа тоже оставляет вопросы. Когда Хвост поет в привычном акустическом окружении, слушать это еще тяжелее, но и сочленение его надтреснутого голоса с претендующим на актуальность электрическим составом не оставляет впечатления цельной работы. В некоторых вещах их сосуществование не коробит слух, но есть и песни, где Хвост отдельно, а аккомпанемент отдельно. 'Дегенераторсам' также доверили самостоятельно записать 'Pipe-Intro'; они не придумали ничего лучшего, чем наиграть на волынке гимн футбольных болельщиков 'Оле-оле-оле-оле'.
Хотя формат курехинского фестиваля и приветствует все экспериментальное, вместе с тем участники стараются показать товар лицом. Вот и Хвост, которому незадолго до 'СКИФа' вернули российское гражданство, экспериментально объединившись с молодыми рокерами, одновременно представил в основном главные жемчужины своего репертуара. Самой актуальной гордостью Хвостенко на данный момент является 'Могила' - русскоязычный 'римейк' 'Хавы нагилы': парижский дедушка русского рока снабдил классику еврейского фольклора остроумным текстом собственного сочинения. Кроме того, на диске записаны 'Лебедь' и радость публики по поводу его исполнения, а также 'Рай' и 'Орландина'. Конечно, тем, кто привык к иным интерпретациям этих достойных шлягеров, слушать хвостенковское исполнение будет нелегко, но для общего развития это стоит сделать.
Алексей Мажаев, InterMedia
«Серебро» - «Перепутала» ****
2015, «Монолит»
Группа «Серебро» как-то активизировалась и бомбардирует слушателей синглами – видать, не за горами большой релиз. Хотя полнометражные альбомы выпускать ни к чему, если каждая новая песня, сопровождаемая провокационным клипом, будет вызывать большой резонанс – а ведь «Серебро» и их продюсер Максим Фадеев хорошо знают, как его устроить.
Вышло так, что сначала я послушал сингл «Перепутала» - и он показался мне не более чем милой среднетемповой песней с относительно запоминающимся припевом и типичной девичьей любовной лирикой, в создании которой неплохо поднаторела солистка и соавтор Фадеева Ольга Серябкина. Ну а уже потом я ознакомился с клипом на эту песню.
Что тут сказать: вне видеоряда песня работает процентов на 30 и кажется вполне проходной. Но клип нужно посмотреть как можно быстрее – мало ли что взбредёт в голову коллективному Человеку Запрещающему; там, где здравомыслящий зритель увидит красивых девок с необычной тягой к чёрному юмору, охранитель непременно узреет пропаганду суицида и агрессивную сексуальность. Гармоничным фоном к видеоклипу, от которого невозможно оторвать глаз ни «разрешителю», ни «запретителю», служит песня «Перепутала». С этой картинкой она неумолимо оккупирует мозг, и, услышав её где-нибудь, вы, может, и не сразу вспомните, кто поёт, но обрадуетесь песне, как родной. Но только в таком порядке: без видео – необязательный трек, с видео – хит сезона.
Алексей Мажаев,InterMedia
Витас доверил создание клипа на песню «Мне бы в небо» поклонникам
Витас запустил конкурс для поклонников на создание авторской версии видеоклипа «Мне бы в небо». Весной этого года артист снял клип на эту песню с певицей Ксеноной, с которой они ее исполняли дуэтом, и музыканты остались довольны результатом. Однако сейчас перед релизом нового альбома Витаса «Мне бы в небо» подготовлена соло-версия песни, и певец предложил всем творчески заинтересованным людям сделать свою версию клипа именно на ее сольный вариант.
Творения поклонников Витас будет отсматривать сам. В свой день рождения он выберет победителя из числа претендентов и возьмет его с собой на концерт в Пекине с новой программой «Скажи, что ты любишь», который состоится в будущем году.
«Иван Купала» - «Родина» ****
«Яндекс.Музыка». Релиз диска состоялся в июле.
«Получилось, что мы не появлялись с новыми песнями более семи лет, - объяснял «спикер» «Ивана Купалы» Алексей Румянцев, когда работа над «Родиной» вышла на финишную прямую. - Во многом это связано с тем, что в нашем случае работа над новыми песнями, работа над новыми альбомами, она достаточно трудна. Проводится очень тщательная реставрационная работа, которая позволяет нам получать фольклорные записи в том качестве, в котором они пригодны для использования в наших треках. Такой процесс, к сожалению, отнимает очень много времени и с каждым новым разом, с каждым новым альбомом количество затраченного времени, к сожалению, увеличивается в геометрической прогрессии. В таких трудах как-то очень быстро и незаметно пролетело семь лет, и наконец-то альбом готов». После этого оптимистичного разъяснения прошла еще пара лет, и «Родина» наконец-то вышла. В кропотливом творческом подходе «купальцев» со времен премьеры «Костромы» (1999) мало что изменилось – но как же поменялся ландшафт вокруг! Когда аутентичная этно-музыка в электронном обрамлении дебютировала в конце «лихих 90-х», это интересовало всех. «Наше радио» утянуло песни «Купалы» в свою норку, MTV с помощью группы облагораживало эфир на фоне киркоровых и рук вверх, новость о появлении концертного состава обошла едва ли не первые полосы газет, а уж о возрождении национальной культуры с помощью «Ивана Купалы» не кричал только ленивый… Музыканты, будь они чуть поразговорчивее, могли бы стать мега-звездами и не сходить с обложек, даже не слишком стараясь записывать новые альбомы. Но они предпочли на десяток лет уйти в себя и углубиться в творчество – чтобы выплыв с «Родиной», обнаружить, что теперь это искусство здесь мало кому интересно, а главной музыкальной новостью за полгода является 40-секундный танец на месте бывшего бассейна.
Не будем здесь вспоминать о «возрождении национальной культуры» - уж больно сильную зевоту вызывает это словосочетание. Не будем ругать 90-е: как минимум, по степени любопытства ко всему новому и необычному они дадут большую фору нынешнему и прошлому десятилетиям. «Иван Купала» стал жертвой двух крайностей: сначала их подняли даже на те щиты, на которые они и не думали взбираться. А сейчас на все их эксперименты взирают с пресыщенным равнодушием. И MTV давно не интересуется музыкой, и аутентичный фолк вернулся в культурные резервации. Туда же со своим новым альбомом отправился и «Иван Купала».
При нормальном состоянии умов, страны и шоу-бизнеса возвращение группы стало бы, может, и не триумфальным, но заметным, а кропотливость и перфекционизм только добавил бы к ним уважения. «Иван Купала» - крепкий проект, удачно нашедший свою нишу и с каждым альбомом звучащий все интереснее и профессиональнее. Великолепна обложка «Родины»: летящий в небе домик с клочком земли – прекрасная метафора здорового отношения к корням. Фольклорное пение бабок дополнено на пластинке фрагментами народных сказок в их же исполнении. Голоса вокалисток, кстати, весьма напоминают те, что произвели такой фурор во времена «Костромы»; даже если бабушки другие, это не отменяет гуманистического посыла: пусть старушки живут долго и записывают с «Иваном Купалой» еще десяток альбомов. Что касается аранжировочных приемов, то они стали гораздо разнообразнее: после радости узнавания быстро приходит понимание, на что, собственно, было «незаметно» потрачено десять лет. У «Купалы» появились и восточные мотивы (см. «Балабай» или «Гамелан»), и много музыки a la Enigma, и просто сами по себе сильные мелодии. А такие треки, как «Коток», «Жито», «Лося» и «Родина», были бы уместны и звучали бы свежо и красиво на волне практически любого формата.
Алексей Мажаев, InterMedia