ЛИНДА - "АТАКА"
Многие ли верили в возвращение Линды после невнятного альбома 'Зрение' и двухгодичного молчания? Певица была близка к переходу из 'подзабытых' в 'прочно забытые', однако сумела довольно громко напомнить о себе и даже как-то создать у публики впечатление, будто никуда и не исчезала. Она прочно застолбила за собой нишу исполнительницы странной, почти фрика. Пока ниша пустовала, занять ее ни у кого не хватило смелости или сил. Зрители в отсутствие такой артистки скучали не очень, но и возвращение в нишу восприняли как должное. Надо отдать Линде должное - она вернулась не с пустыми руками: мощные сценические шоу, затейливые спецэффекты, причудливые костюмы и продуманные танцевальные движения стали вещественными доказательствами реальности певицы, которую всю жизнь подозревали в синтезированности - пишет-де за нее Максим Фадеев, поет Ольга Дзусова, а сама Линда - лишь плохо говорящая, но ярко раскрашенная кукла с хорошим бюджетом. Несколько концертных возвращенческих актов заставили поверить в 'настоящесть' девушки. Последним актом этой кампании стал новый диск 'Атака'.
Оставим разговоры об ударении на последний слог, иероглифах и японской философии для восторженных пресс-релизов. Линда выпустила крепкий, жестко спродюсированный и очень рассудочный альбом. Даже если композиторы-аранжировщики лишь старательно следовали линдиной органике, полученный продукт тяжело заподозрить в том, что он вышел из чьего-то сердца. Он - полностью из головы. Пластинка уязвима в тех же местах, что и ее исполнительница: как никто особо не страдал без Линды, так и без альбома 'Атака' музыкальный пейзаж с легкостью мог бы обойтись. Он не портит вид - окружение певицы всегда умело устроить ее песням такую телеподдержку, что эта музыка становилась неотъемлемой частью фона. Так и сейчас. Однако это не та музыка, которая станет для кого-то воздухом. Мощнейшая команда авторов и продюсеров кладет уйму сил и времени на воплощение в жизнь какой-то непонятной идеи. Линда невозможна без странности своих костюмов, без истеричной тревожности песен, без колоссального продакшна и огромной медиа-поддержки - лиши ее любого из этих компонентов, и артистка кончится. Попытка написать про альбом натыкается на жуткое количество сопутствующих обстоятельств - потому что сам по себе этот конкретный набор песен мало на что способен. Забавит тот факт, что окружение певицы представляет, каким должен быть 'проект Линда', лучше, чем сама Линда, которую некогда звали Светланой Гейман. Чувственная Мара, пиша песни для 'Атаки', превращается в асексуального биоробота. Любаша, чудовищно нелепая в собственном проекте, здесь демонстрирует пугающую бескрайность своего таланта перевоплощения: композиции ее авторства гораздо больше похожи на типичные 'песни Линды', чем вещи, написанные самой Линдой. Последняя, кстати, самостоятельно сочинила самый трогательный трек альбома - 'Так кричали птицы'. Если Линде на самом деле подобные произведения ближе той нервной псевдоальтернативы, с которой ей все время приходится иметь дело, значит, есть надежды на то, что проект с неясной сверхзадачей когда-нибудь превратится в артистку, говорящую человеческим голосом.
Леопольд Покровский, InterMedia
«Серебро» - «Перепутала» ****
2015, «Монолит»
Группа «Серебро» как-то активизировалась и бомбардирует слушателей синглами – видать, не за горами большой релиз. Хотя полнометражные альбомы выпускать ни к чему, если каждая новая песня, сопровождаемая провокационным клипом, будет вызывать большой резонанс – а ведь «Серебро» и их продюсер Максим Фадеев хорошо знают, как его устроить.
Вышло так, что сначала я послушал сингл «Перепутала» - и он показался мне не более чем милой среднетемповой песней с относительно запоминающимся припевом и типичной девичьей любовной лирикой, в создании которой неплохо поднаторела солистка и соавтор Фадеева Ольга Серябкина. Ну а уже потом я ознакомился с клипом на эту песню.
Что тут сказать: вне видеоряда песня работает процентов на 30 и кажется вполне проходной. Но клип нужно посмотреть как можно быстрее – мало ли что взбредёт в голову коллективному Человеку Запрещающему; там, где здравомыслящий зритель увидит красивых девок с необычной тягой к чёрному юмору, охранитель непременно узреет пропаганду суицида и агрессивную сексуальность. Гармоничным фоном к видеоклипу, от которого невозможно оторвать глаз ни «разрешителю», ни «запретителю», служит песня «Перепутала». С этой картинкой она неумолимо оккупирует мозг, и, услышав её где-нибудь, вы, может, и не сразу вспомните, кто поёт, но обрадуетесь песне, как родной. Но только в таком порядке: без видео – необязательный трек, с видео – хит сезона.
Алексей Мажаев,InterMedia
Витас доверил создание клипа на песню «Мне бы в небо» поклонникам
Витас запустил конкурс для поклонников на создание авторской версии видеоклипа «Мне бы в небо». Весной этого года артист снял клип на эту песню с певицей Ксеноной, с которой они ее исполняли дуэтом, и музыканты остались довольны результатом. Однако сейчас перед релизом нового альбома Витаса «Мне бы в небо» подготовлена соло-версия песни, и певец предложил всем творчески заинтересованным людям сделать свою версию клипа именно на ее сольный вариант.
Творения поклонников Витас будет отсматривать сам. В свой день рождения он выберет победителя из числа претендентов и возьмет его с собой на концерт в Пекине с новой программой «Скажи, что ты любишь», который состоится в будущем году.
«Иван Купала» - «Родина» ****
«Яндекс.Музыка». Релиз диска состоялся в июле.
«Получилось, что мы не появлялись с новыми песнями более семи лет, - объяснял «спикер» «Ивана Купалы» Алексей Румянцев, когда работа над «Родиной» вышла на финишную прямую. - Во многом это связано с тем, что в нашем случае работа над новыми песнями, работа над новыми альбомами, она достаточно трудна. Проводится очень тщательная реставрационная работа, которая позволяет нам получать фольклорные записи в том качестве, в котором они пригодны для использования в наших треках. Такой процесс, к сожалению, отнимает очень много времени и с каждым новым разом, с каждым новым альбомом количество затраченного времени, к сожалению, увеличивается в геометрической прогрессии. В таких трудах как-то очень быстро и незаметно пролетело семь лет, и наконец-то альбом готов». После этого оптимистичного разъяснения прошла еще пара лет, и «Родина» наконец-то вышла. В кропотливом творческом подходе «купальцев» со времен премьеры «Костромы» (1999) мало что изменилось – но как же поменялся ландшафт вокруг! Когда аутентичная этно-музыка в электронном обрамлении дебютировала в конце «лихих 90-х», это интересовало всех. «Наше радио» утянуло песни «Купалы» в свою норку, MTV с помощью группы облагораживало эфир на фоне киркоровых и рук вверх, новость о появлении концертного состава обошла едва ли не первые полосы газет, а уж о возрождении национальной культуры с помощью «Ивана Купалы» не кричал только ленивый… Музыканты, будь они чуть поразговорчивее, могли бы стать мега-звездами и не сходить с обложек, даже не слишком стараясь записывать новые альбомы. Но они предпочли на десяток лет уйти в себя и углубиться в творчество – чтобы выплыв с «Родиной», обнаружить, что теперь это искусство здесь мало кому интересно, а главной музыкальной новостью за полгода является 40-секундный танец на месте бывшего бассейна.
Не будем здесь вспоминать о «возрождении национальной культуры» - уж больно сильную зевоту вызывает это словосочетание. Не будем ругать 90-е: как минимум, по степени любопытства ко всему новому и необычному они дадут большую фору нынешнему и прошлому десятилетиям. «Иван Купала» стал жертвой двух крайностей: сначала их подняли даже на те щиты, на которые они и не думали взбираться. А сейчас на все их эксперименты взирают с пресыщенным равнодушием. И MTV давно не интересуется музыкой, и аутентичный фолк вернулся в культурные резервации. Туда же со своим новым альбомом отправился и «Иван Купала».
При нормальном состоянии умов, страны и шоу-бизнеса возвращение группы стало бы, может, и не триумфальным, но заметным, а кропотливость и перфекционизм только добавил бы к ним уважения. «Иван Купала» - крепкий проект, удачно нашедший свою нишу и с каждым альбомом звучащий все интереснее и профессиональнее. Великолепна обложка «Родины»: летящий в небе домик с клочком земли – прекрасная метафора здорового отношения к корням. Фольклорное пение бабок дополнено на пластинке фрагментами народных сказок в их же исполнении. Голоса вокалисток, кстати, весьма напоминают те, что произвели такой фурор во времена «Костромы»; даже если бабушки другие, это не отменяет гуманистического посыла: пусть старушки живут долго и записывают с «Иваном Купалой» еще десяток альбомов. Что касается аранжировочных приемов, то они стали гораздо разнообразнее: после радости узнавания быстро приходит понимание, на что, собственно, было «незаметно» потрачено десять лет. У «Купалы» появились и восточные мотивы (см. «Балабай» или «Гамелан»), и много музыки a la Enigma, и просто сами по себе сильные мелодии. А такие треки, как «Коток», «Жито», «Лося» и «Родина», были бы уместны и звучали бы свежо и красиво на волне практически любого формата.
Алексей Мажаев, InterMedia