ЮЛИЯ МИХЕЕВА - "ЯБЛОЧКИ"
Альбом стал одним из первых в новой 'синтезовской' серии 'Андрей Макаревич представляет'. Продюсером девушки является Александр Кутиков, который в ранге главы звукозаписывающей фирмы выпускает не очень много пластинок, но старается иметь дело только с качественными релизами. Юлия Михеева под этот критерий вполне подпадает: обвальная популярность певице не грозит, но стойкое уважение в интересующихся интеллектуальной музыкой кругах - вполне. Юлия, которая сама пишет большинство песен, работает на стыке таких жанров, как романс, авторская песня, лаунж, фолк и т.д. Этот подход наверняка столкнется с некоторыми сложностями восприятия среди ценителей чистоты стилей. Поклонникам бардов вряд ли понравится использование электронных звуков, любителям лаунжа совершенно ни к чему смысловая нагрузка текстов, а поп-ориентированные меломаны плохо воспримут шепот, иногда исполняющий у Михеевой роль вокала. Но местами это смешение дает занятные результаты, и это почувствуют все, кто не откажется от прослушивания альбома, столкнувшись в его начале с малопривычной музыкой. Первая песня 'Полнолуние' напоминает то ли кабаретные номера Ирины Богушевской, то ли тихое инфантильное произведение из 'Голубых огоньков' 60-х. Трек 'Снился мне сад:' очень смахивает на совместные опыты Ольги Рождественской и Moscow Groove Institute по заключению популярных русских романсов в электронную оболочку. 'Толченое стекло' - романс авторский и, признаться, довольно скучный. В 'Моем неправильном лете' Михеева поет повеселее - и вновь становится похожей на Богушевскую. 'Вальс' очень мало похож на вальс: но, если прислушаться, оказывается, что он просто сыгран чересчур заторможенно. Исполняя 'Черные глаза' Оскара Строка, певица вряд ли могла переплюнуть своих предшественниц - поэтому вновь выкрутилась за счет нестандартной аранжировки. В треке 'Прощай, радость' Юлия Михеева обнаруживает еще один интерес - на сей раз к русскому фольклору: эту народную песню артистка зачем-то решила спеть 'взрослым' низким голосом, а аккомпанементом стало довольно зловещее булькание. Во второй половине диска певицу неудержимо тянет к лаунжу: песни 'Пожалуйста' и 'Океан' звучат так расслабленно, что даже распознавание текста становится для слушателя слишком сложным делом, а расплывчатые мелодии тоже способствуют релаксации. В треке 'К морю' электронная составляющая более активно заявляет о себе: в начале песни скорее щебетание вокалистки служит аккомпанементом к сумрачному ритму, чем наоборот, но по ходу Юлия распевается, и из дуэли резкого голоса и строгих инструментов рождается, пожалуй, самое интересное произведение диска. В 'Солнышке' певица вновь берется сочинять русскую этнику, и реконструкция получается весьма убедительной. Завершающие альбом заглавные 'Яблочки' тоже связаны с фольклорной традицией, причем места, где Юля поет, стилизованы под русский фолк, а инструменталы будто позаимствованы из европейских музыкальных культур.
А вот о том, как подать сей эклектичный дебют, выпускающей компании еще нужно будет подумать. Творчество Юлии Михеевой тяжело охарактеризовать одним объединяющим словом, ее сложно отнести по стилю к какой-то из имеющихся клубных тусовок - кельтской, фольклорной, бардовской или электронной. Возможно, имеет смысл предложить ее всюду и следить за реакцией. Таким образом и определится, по какому ведомству ее будут числить. А стать родоначальницей собственного жанра силенок у нее пока не хватит.
Алексей Мажаев, InterMedia
«Серебро» - «Перепутала» ****
2015, «Монолит»
Группа «Серебро» как-то активизировалась и бомбардирует слушателей синглами – видать, не за горами большой релиз. Хотя полнометражные альбомы выпускать ни к чему, если каждая новая песня, сопровождаемая провокационным клипом, будет вызывать большой резонанс – а ведь «Серебро» и их продюсер Максим Фадеев хорошо знают, как его устроить.
Вышло так, что сначала я послушал сингл «Перепутала» - и он показался мне не более чем милой среднетемповой песней с относительно запоминающимся припевом и типичной девичьей любовной лирикой, в создании которой неплохо поднаторела солистка и соавтор Фадеева Ольга Серябкина. Ну а уже потом я ознакомился с клипом на эту песню.
Что тут сказать: вне видеоряда песня работает процентов на 30 и кажется вполне проходной. Но клип нужно посмотреть как можно быстрее – мало ли что взбредёт в голову коллективному Человеку Запрещающему; там, где здравомыслящий зритель увидит красивых девок с необычной тягой к чёрному юмору, охранитель непременно узреет пропаганду суицида и агрессивную сексуальность. Гармоничным фоном к видеоклипу, от которого невозможно оторвать глаз ни «разрешителю», ни «запретителю», служит песня «Перепутала». С этой картинкой она неумолимо оккупирует мозг, и, услышав её где-нибудь, вы, может, и не сразу вспомните, кто поёт, но обрадуетесь песне, как родной. Но только в таком порядке: без видео – необязательный трек, с видео – хит сезона.
Алексей Мажаев,InterMedia
Витас доверил создание клипа на песню «Мне бы в небо» поклонникам
Витас запустил конкурс для поклонников на создание авторской версии видеоклипа «Мне бы в небо». Весной этого года артист снял клип на эту песню с певицей Ксеноной, с которой они ее исполняли дуэтом, и музыканты остались довольны результатом. Однако сейчас перед релизом нового альбома Витаса «Мне бы в небо» подготовлена соло-версия песни, и певец предложил всем творчески заинтересованным людям сделать свою версию клипа именно на ее сольный вариант.
Творения поклонников Витас будет отсматривать сам. В свой день рождения он выберет победителя из числа претендентов и возьмет его с собой на концерт в Пекине с новой программой «Скажи, что ты любишь», который состоится в будущем году.
«Иван Купала» - «Родина» ****
«Яндекс.Музыка». Релиз диска состоялся в июле.
«Получилось, что мы не появлялись с новыми песнями более семи лет, - объяснял «спикер» «Ивана Купалы» Алексей Румянцев, когда работа над «Родиной» вышла на финишную прямую. - Во многом это связано с тем, что в нашем случае работа над новыми песнями, работа над новыми альбомами, она достаточно трудна. Проводится очень тщательная реставрационная работа, которая позволяет нам получать фольклорные записи в том качестве, в котором они пригодны для использования в наших треках. Такой процесс, к сожалению, отнимает очень много времени и с каждым новым разом, с каждым новым альбомом количество затраченного времени, к сожалению, увеличивается в геометрической прогрессии. В таких трудах как-то очень быстро и незаметно пролетело семь лет, и наконец-то альбом готов». После этого оптимистичного разъяснения прошла еще пара лет, и «Родина» наконец-то вышла. В кропотливом творческом подходе «купальцев» со времен премьеры «Костромы» (1999) мало что изменилось – но как же поменялся ландшафт вокруг! Когда аутентичная этно-музыка в электронном обрамлении дебютировала в конце «лихих 90-х», это интересовало всех. «Наше радио» утянуло песни «Купалы» в свою норку, MTV с помощью группы облагораживало эфир на фоне киркоровых и рук вверх, новость о появлении концертного состава обошла едва ли не первые полосы газет, а уж о возрождении национальной культуры с помощью «Ивана Купалы» не кричал только ленивый… Музыканты, будь они чуть поразговорчивее, могли бы стать мега-звездами и не сходить с обложек, даже не слишком стараясь записывать новые альбомы. Но они предпочли на десяток лет уйти в себя и углубиться в творчество – чтобы выплыв с «Родиной», обнаружить, что теперь это искусство здесь мало кому интересно, а главной музыкальной новостью за полгода является 40-секундный танец на месте бывшего бассейна.
Не будем здесь вспоминать о «возрождении национальной культуры» - уж больно сильную зевоту вызывает это словосочетание. Не будем ругать 90-е: как минимум, по степени любопытства ко всему новому и необычному они дадут большую фору нынешнему и прошлому десятилетиям. «Иван Купала» стал жертвой двух крайностей: сначала их подняли даже на те щиты, на которые они и не думали взбираться. А сейчас на все их эксперименты взирают с пресыщенным равнодушием. И MTV давно не интересуется музыкой, и аутентичный фолк вернулся в культурные резервации. Туда же со своим новым альбомом отправился и «Иван Купала».
При нормальном состоянии умов, страны и шоу-бизнеса возвращение группы стало бы, может, и не триумфальным, но заметным, а кропотливость и перфекционизм только добавил бы к ним уважения. «Иван Купала» - крепкий проект, удачно нашедший свою нишу и с каждым альбомом звучащий все интереснее и профессиональнее. Великолепна обложка «Родины»: летящий в небе домик с клочком земли – прекрасная метафора здорового отношения к корням. Фольклорное пение бабок дополнено на пластинке фрагментами народных сказок в их же исполнении. Голоса вокалисток, кстати, весьма напоминают те, что произвели такой фурор во времена «Костромы»; даже если бабушки другие, это не отменяет гуманистического посыла: пусть старушки живут долго и записывают с «Иваном Купалой» еще десяток альбомов. Что касается аранжировочных приемов, то они стали гораздо разнообразнее: после радости узнавания быстро приходит понимание, на что, собственно, было «незаметно» потрачено десять лет. У «Купалы» появились и восточные мотивы (см. «Балабай» или «Гамелан»), и много музыки a la Enigma, и просто сами по себе сильные мелодии. А такие треки, как «Коток», «Жито», «Лося» и «Родина», были бы уместны и звучали бы свежо и красиво на волне практически любого формата.
Алексей Мажаев, InterMedia