"ГРАЖДАНСКАЯ ОБОРОНА" - "РЕАНИМАЦИЯ"
'Реанимация' задумана Егором Летовым как вторая часть вышедшей меньше года назад пластинки 'Долгая счастливая жизнь'. Возможно, было бы лучше выпустить эту дилогию в виде двойного альбома - тогда прошлогодний удар по поклонникам 'Гражданской обороны' был более концентрированным. В самом деле, 'Долгая счастливая жизнь', появившаяся после долгого молчания, перемежаемого диском мрачных кавер-версий советских песен, казалась, несмотря на свой беспросветный пессимизм, каким-то духоподъемным откровением. Настоящая летовская музыка, к тому же едва ли не впервые в очень пристойном качестве записи - впечатлительным любителям 'ГрОба' было очень сложно совладать с навалившимся счастьем. А если бы оно было в двойном экземпляре!? В 'Реанимации', выпущенной с годовой задержкой, Егор все так же хорош и болезненно искренен, однако шока уже не испытываешь. Нет, какой-нибудь юный рок-фанат, считавший воплощением русского рока группу 'Кукрыниксы', может прийти в ужас, услышав летовские откровения за гранью нервного срыва (тем более что 'ГО' наконец-то начали крутить на 'кукрыниксолюбивой' радиостанции), но для тех, кто представляет себе, какой музыкой занимается Игорь Федорович Летов, новый диск вряд станет экстраординарным событием. В их понимании, 'Гражданская оборона', издающая раз в год дежурный альбом - это уже не те сибирские суицидальные панки, а респектабельные монстры рока с хорошим звуком и 20-летней историей. Впрочем, печалиться об этом не след: респектабельна 'Гражданка' только по сравнению с собой ранней, а если сравнить ее с другими здешними рок-ветеранами - получатся панки в квадрате.
'Реанимация' вышла не такой стилистически монолитной, как 'Долгая счастливая жизнь'. То есть 'Гражданская оборона' здесь - к радости любителей и к досаде ненавистников - абсолютно узнаваема, но альбом не превратился в 50-минутный римейк 'Все идет по плану'. Стартует диск с двух композиций, на которых можно ставить крупный копирайт 'ГО' - 'Со скоростью мира' и особенно 'Крепчаем' годятся для ответа на вопрос, что играет Егор Летов, ежели найдется дремучий человек, у которого подобный вопрос возникнет. К третьему треку Егор сбавляет натиск и предлагает литературно-музыкальную композицию 'Они наблюдают' - в большей степени литературную, чем музыкальную, хотя переключиться и вслушаться в глуховатую летовскую декламацию человеку, настроившемуся на 'сибирский панк', непросто. 'Собаки' - пятиминутный психоделический эпос, в котором Летов на все лады предается греху уныния, рассуждая попутно о несправедливости мироустройства. Вслед за 'Беспонтовым пирожком' на народные слова идет 'Небо как кофе' - пример такой диковины, как красивая лирическая песня 'Гражданской обороны'. 'Песня барсука' и 'Нас много' - вновь боевики, предназначенные для того, чтобы агрессивно настроенной молодежи было под что крушить друг другу рыла по выходе с концерта. 'Любо' - один из самых интересных номеров альбома: классический казачий хит у Летова повествует о танковой бригаде. Новые слова (автор неизвестен, свидетельствует трек-лист) старым как минимум не уступают. Треки 'Реанимация' и 'Коса цивилизаций' в музыкальном отношении очень типичны для 'ГрОба', но к текстам стоит прислушаться. В 'Солнце неспящих' Летов неожиданно объединяет усилия с Джеймсом Ластом, декламируя внезапно оптимистичные для себя стихи на фоне прекрасной мелодии 'Одинокий пастух'. Заканчивается пластинка так же бодро, как и начиналась - мощным боевиком 'Убивать' (за который ортодоксальные поклонники простят Егору все его предыдущие альбомные метания) и философским треком 'После нас': 'И лишь отравленные тени после нас, после нас:'
Алексей Мажаев, InterMedia
«Серебро» - «Перепутала» ****
2015, «Монолит»
Группа «Серебро» как-то активизировалась и бомбардирует слушателей синглами – видать, не за горами большой релиз. Хотя полнометражные альбомы выпускать ни к чему, если каждая новая песня, сопровождаемая провокационным клипом, будет вызывать большой резонанс – а ведь «Серебро» и их продюсер Максим Фадеев хорошо знают, как его устроить.
Вышло так, что сначала я послушал сингл «Перепутала» - и он показался мне не более чем милой среднетемповой песней с относительно запоминающимся припевом и типичной девичьей любовной лирикой, в создании которой неплохо поднаторела солистка и соавтор Фадеева Ольга Серябкина. Ну а уже потом я ознакомился с клипом на эту песню.
Что тут сказать: вне видеоряда песня работает процентов на 30 и кажется вполне проходной. Но клип нужно посмотреть как можно быстрее – мало ли что взбредёт в голову коллективному Человеку Запрещающему; там, где здравомыслящий зритель увидит красивых девок с необычной тягой к чёрному юмору, охранитель непременно узреет пропаганду суицида и агрессивную сексуальность. Гармоничным фоном к видеоклипу, от которого невозможно оторвать глаз ни «разрешителю», ни «запретителю», служит песня «Перепутала». С этой картинкой она неумолимо оккупирует мозг, и, услышав её где-нибудь, вы, может, и не сразу вспомните, кто поёт, но обрадуетесь песне, как родной. Но только в таком порядке: без видео – необязательный трек, с видео – хит сезона.
Алексей Мажаев,InterMedia
Витас доверил создание клипа на песню «Мне бы в небо» поклонникам
Витас запустил конкурс для поклонников на создание авторской версии видеоклипа «Мне бы в небо». Весной этого года артист снял клип на эту песню с певицей Ксеноной, с которой они ее исполняли дуэтом, и музыканты остались довольны результатом. Однако сейчас перед релизом нового альбома Витаса «Мне бы в небо» подготовлена соло-версия песни, и певец предложил всем творчески заинтересованным людям сделать свою версию клипа именно на ее сольный вариант.
Творения поклонников Витас будет отсматривать сам. В свой день рождения он выберет победителя из числа претендентов и возьмет его с собой на концерт в Пекине с новой программой «Скажи, что ты любишь», который состоится в будущем году.
«Иван Купала» - «Родина» ****
«Яндекс.Музыка». Релиз диска состоялся в июле.
«Получилось, что мы не появлялись с новыми песнями более семи лет, - объяснял «спикер» «Ивана Купалы» Алексей Румянцев, когда работа над «Родиной» вышла на финишную прямую. - Во многом это связано с тем, что в нашем случае работа над новыми песнями, работа над новыми альбомами, она достаточно трудна. Проводится очень тщательная реставрационная работа, которая позволяет нам получать фольклорные записи в том качестве, в котором они пригодны для использования в наших треках. Такой процесс, к сожалению, отнимает очень много времени и с каждым новым разом, с каждым новым альбомом количество затраченного времени, к сожалению, увеличивается в геометрической прогрессии. В таких трудах как-то очень быстро и незаметно пролетело семь лет, и наконец-то альбом готов». После этого оптимистичного разъяснения прошла еще пара лет, и «Родина» наконец-то вышла. В кропотливом творческом подходе «купальцев» со времен премьеры «Костромы» (1999) мало что изменилось – но как же поменялся ландшафт вокруг! Когда аутентичная этно-музыка в электронном обрамлении дебютировала в конце «лихих 90-х», это интересовало всех. «Наше радио» утянуло песни «Купалы» в свою норку, MTV с помощью группы облагораживало эфир на фоне киркоровых и рук вверх, новость о появлении концертного состава обошла едва ли не первые полосы газет, а уж о возрождении национальной культуры с помощью «Ивана Купалы» не кричал только ленивый… Музыканты, будь они чуть поразговорчивее, могли бы стать мега-звездами и не сходить с обложек, даже не слишком стараясь записывать новые альбомы. Но они предпочли на десяток лет уйти в себя и углубиться в творчество – чтобы выплыв с «Родиной», обнаружить, что теперь это искусство здесь мало кому интересно, а главной музыкальной новостью за полгода является 40-секундный танец на месте бывшего бассейна.
Не будем здесь вспоминать о «возрождении национальной культуры» - уж больно сильную зевоту вызывает это словосочетание. Не будем ругать 90-е: как минимум, по степени любопытства ко всему новому и необычному они дадут большую фору нынешнему и прошлому десятилетиям. «Иван Купала» стал жертвой двух крайностей: сначала их подняли даже на те щиты, на которые они и не думали взбираться. А сейчас на все их эксперименты взирают с пресыщенным равнодушием. И MTV давно не интересуется музыкой, и аутентичный фолк вернулся в культурные резервации. Туда же со своим новым альбомом отправился и «Иван Купала».
При нормальном состоянии умов, страны и шоу-бизнеса возвращение группы стало бы, может, и не триумфальным, но заметным, а кропотливость и перфекционизм только добавил бы к ним уважения. «Иван Купала» - крепкий проект, удачно нашедший свою нишу и с каждым альбомом звучащий все интереснее и профессиональнее. Великолепна обложка «Родины»: летящий в небе домик с клочком земли – прекрасная метафора здорового отношения к корням. Фольклорное пение бабок дополнено на пластинке фрагментами народных сказок в их же исполнении. Голоса вокалисток, кстати, весьма напоминают те, что произвели такой фурор во времена «Костромы»; даже если бабушки другие, это не отменяет гуманистического посыла: пусть старушки живут долго и записывают с «Иваном Купалой» еще десяток альбомов. Что касается аранжировочных приемов, то они стали гораздо разнообразнее: после радости узнавания быстро приходит понимание, на что, собственно, было «незаметно» потрачено десять лет. У «Купалы» появились и восточные мотивы (см. «Балабай» или «Гамелан»), и много музыки a la Enigma, и просто сами по себе сильные мелодии. А такие треки, как «Коток», «Жито», «Лося» и «Родина», были бы уместны и звучали бы свежо и красиво на волне практически любого формата.
Алексей Мажаев, InterMedia