"УНДЕРВУД" - "БАБЛО ПОБЕЖДАЕТ ЗЛО"
К своему третьему альбому "Ундервуд" постарался подойти по-взрослому. Записывалась пластинка почти два года — за это время из сорока написанных песен была выбрана дюжина. Владимир Ткаченко и Максим Кучеренко затеяли прорыв из кумиров начитанных студенток, внимательно следящих за полетом рифмы, в модные музыканты. Статус авторов истеричного хита "Гагарин, я вас любила" и затейливых стихоплетов, за которыми носятся несколько тысяч поклонников, а остальные миллионы граждан просто ничего в текстах не понимают, перестал устраивать эмигрантов из Крыма. В связи с этим перед Ткаченко и Кучеренко открылись два пути: по максимуму упростить свои песни, дабы снести все препятствия перед (долженствующими нахлынуть) потоками народной любви, или, напротив, поразить меломанов-интеллектуалов запредельно фирменным звуком. Первый путь был отвергнут, ибо, как сказано в классическом анекдоте, "бороду сбрить можно, но умище-то куда девать?" А для осуществления второго пути были приглашены саунд-продюсеры Владимир Джумков и Даниил Калашник. Их работа, то есть профессионализм и оригинальное мышление, заслуживает самых высоких оценок — однако помогла ли она "Ундервуду" добиться желаемого?
Таки скорее нет. Меломанам, возможно, будет забавно услышать "горилласобразные" звуки вступления к первому треку "Бабло победит зло", но какой в них прок, коли сменяются они весьма сомнительной мелодией и нарочитым текстом. Третий альбом "Ундервуда" доказал, что господам Ткаченко и Кучеренко не нужны никакие саунд-продюсеры. Точнее, с саунд-продюсерами, конечно, неплохо, но им отводится в проекте сугубо декоративная функция. Творчество группы зримо доказывает свою самодостаточность: усилия Джумы и Дэна не пропали всуе — просто, если сравнить альбом "Бабло побеждает зло" с картиной художника, то самовыражение "кудесников звука" не распространилось за пределы рамки. Затейливой и где-то золоченой, но все-таки рамки. На первом (втором, третьем, заднем) плане этой картины содержится типичная "ундервудовщина", каковую не изживешь модными вливаниями и влияниями. И не подумайте, что это плохо. Если при прослушивании ранних работ критики сбивались с ног в перечислении, на кого похож "Ундервуд", то к третьему диску стиль группы оказался отточен настолько, что команда теперь похожа только на саму себя. Мелькающие кое-где заимствования на поверку оказываются долгим эхом прошлых песен Максима и Владимира: так, куда-нибудь в "Город женщин" неудержимо тянет вставить строчку про "любовью заминирован роддом", да и любовь к Гагарину отнюдь не представляется исчерпанной. Короче говоря, глупо слушать эту пластинку в погоне за фирменным звуком: он тут есть, но не в нем очарование. "Ундервуд" вновь горазд на прихотливые рифмы и смелые образы, так что на подступах к диску действует образовательный ценз — и да не введет вас в заблуждение жлобская свинья-копилка на обложке и особенно заскорузлая рука бомжа на задней обложке. Мотивчики у Максима Кучеренко и Владимира Ткаченко все-таки уступают в совершенстве их же стихам, и более половины трек-листа мы можем рекомендовать исключительно закаленным соратникам "Ундервуда". Однако есть и счастливые исключения в виде песен "Человек с ноутбуком", "Два капитана", "Лето Alles" и "Сегодня модно быть ди-джеем" - вот эти произведения можно и нужно показывать кому угодно, не стесняясь ни элитарности саунда, ни изощренных текстов. Когда данные "пороки" иллюстрированы изящной мелодией, творчество "Ундервуда" оказывается почти идеальной поп-музыкой.
Алексей Мажаев, InterMedia
«Серебро» - «Перепутала» ****
2015, «Монолит»
Группа «Серебро» как-то активизировалась и бомбардирует слушателей синглами – видать, не за горами большой релиз. Хотя полнометражные альбомы выпускать ни к чему, если каждая новая песня, сопровождаемая провокационным клипом, будет вызывать большой резонанс – а ведь «Серебро» и их продюсер Максим Фадеев хорошо знают, как его устроить.
Вышло так, что сначала я послушал сингл «Перепутала» - и он показался мне не более чем милой среднетемповой песней с относительно запоминающимся припевом и типичной девичьей любовной лирикой, в создании которой неплохо поднаторела солистка и соавтор Фадеева Ольга Серябкина. Ну а уже потом я ознакомился с клипом на эту песню.
Что тут сказать: вне видеоряда песня работает процентов на 30 и кажется вполне проходной. Но клип нужно посмотреть как можно быстрее – мало ли что взбредёт в голову коллективному Человеку Запрещающему; там, где здравомыслящий зритель увидит красивых девок с необычной тягой к чёрному юмору, охранитель непременно узреет пропаганду суицида и агрессивную сексуальность. Гармоничным фоном к видеоклипу, от которого невозможно оторвать глаз ни «разрешителю», ни «запретителю», служит песня «Перепутала». С этой картинкой она неумолимо оккупирует мозг, и, услышав её где-нибудь, вы, может, и не сразу вспомните, кто поёт, но обрадуетесь песне, как родной. Но только в таком порядке: без видео – необязательный трек, с видео – хит сезона.
Алексей Мажаев,InterMedia
Витас доверил создание клипа на песню «Мне бы в небо» поклонникам
Витас запустил конкурс для поклонников на создание авторской версии видеоклипа «Мне бы в небо». Весной этого года артист снял клип на эту песню с певицей Ксеноной, с которой они ее исполняли дуэтом, и музыканты остались довольны результатом. Однако сейчас перед релизом нового альбома Витаса «Мне бы в небо» подготовлена соло-версия песни, и певец предложил всем творчески заинтересованным людям сделать свою версию клипа именно на ее сольный вариант.
Творения поклонников Витас будет отсматривать сам. В свой день рождения он выберет победителя из числа претендентов и возьмет его с собой на концерт в Пекине с новой программой «Скажи, что ты любишь», который состоится в будущем году.
«Иван Купала» - «Родина» ****
«Яндекс.Музыка». Релиз диска состоялся в июле.
«Получилось, что мы не появлялись с новыми песнями более семи лет, - объяснял «спикер» «Ивана Купалы» Алексей Румянцев, когда работа над «Родиной» вышла на финишную прямую. - Во многом это связано с тем, что в нашем случае работа над новыми песнями, работа над новыми альбомами, она достаточно трудна. Проводится очень тщательная реставрационная работа, которая позволяет нам получать фольклорные записи в том качестве, в котором они пригодны для использования в наших треках. Такой процесс, к сожалению, отнимает очень много времени и с каждым новым разом, с каждым новым альбомом количество затраченного времени, к сожалению, увеличивается в геометрической прогрессии. В таких трудах как-то очень быстро и незаметно пролетело семь лет, и наконец-то альбом готов». После этого оптимистичного разъяснения прошла еще пара лет, и «Родина» наконец-то вышла. В кропотливом творческом подходе «купальцев» со времен премьеры «Костромы» (1999) мало что изменилось – но как же поменялся ландшафт вокруг! Когда аутентичная этно-музыка в электронном обрамлении дебютировала в конце «лихих 90-х», это интересовало всех. «Наше радио» утянуло песни «Купалы» в свою норку, MTV с помощью группы облагораживало эфир на фоне киркоровых и рук вверх, новость о появлении концертного состава обошла едва ли не первые полосы газет, а уж о возрождении национальной культуры с помощью «Ивана Купалы» не кричал только ленивый… Музыканты, будь они чуть поразговорчивее, могли бы стать мега-звездами и не сходить с обложек, даже не слишком стараясь записывать новые альбомы. Но они предпочли на десяток лет уйти в себя и углубиться в творчество – чтобы выплыв с «Родиной», обнаружить, что теперь это искусство здесь мало кому интересно, а главной музыкальной новостью за полгода является 40-секундный танец на месте бывшего бассейна.
Не будем здесь вспоминать о «возрождении национальной культуры» - уж больно сильную зевоту вызывает это словосочетание. Не будем ругать 90-е: как минимум, по степени любопытства ко всему новому и необычному они дадут большую фору нынешнему и прошлому десятилетиям. «Иван Купала» стал жертвой двух крайностей: сначала их подняли даже на те щиты, на которые они и не думали взбираться. А сейчас на все их эксперименты взирают с пресыщенным равнодушием. И MTV давно не интересуется музыкой, и аутентичный фолк вернулся в культурные резервации. Туда же со своим новым альбомом отправился и «Иван Купала».
При нормальном состоянии умов, страны и шоу-бизнеса возвращение группы стало бы, может, и не триумфальным, но заметным, а кропотливость и перфекционизм только добавил бы к ним уважения. «Иван Купала» - крепкий проект, удачно нашедший свою нишу и с каждым альбомом звучащий все интереснее и профессиональнее. Великолепна обложка «Родины»: летящий в небе домик с клочком земли – прекрасная метафора здорового отношения к корням. Фольклорное пение бабок дополнено на пластинке фрагментами народных сказок в их же исполнении. Голоса вокалисток, кстати, весьма напоминают те, что произвели такой фурор во времена «Костромы»; даже если бабушки другие, это не отменяет гуманистического посыла: пусть старушки живут долго и записывают с «Иваном Купалой» еще десяток альбомов. Что касается аранжировочных приемов, то они стали гораздо разнообразнее: после радости узнавания быстро приходит понимание, на что, собственно, было «незаметно» потрачено десять лет. У «Купалы» появились и восточные мотивы (см. «Балабай» или «Гамелан»), и много музыки a la Enigma, и просто сами по себе сильные мелодии. А такие треки, как «Коток», «Жито», «Лося» и «Родина», были бы уместны и звучали бы свежо и красиво на волне практически любого формата.
Алексей Мажаев, InterMedia