"АРИЯ" - "ЭНЦИКЛОПЕДИЯ РУССКОГО РОКА" (2 CD)
Одновременно с двойным сборником "Кино" (см. МУЗЫКА от 11.10.05) вышла и "арийская" энциклопедия. Это далеко не первое переиздание лучших песен группы "Ария", но на рынке она лишней не будет. Проверено на себе: первое ощущение — ну сколько можно мусолить это славное прошлое? Тем не менее удержаться от прослушивания не удалось. А потом еще раз не удалось. А потом еще. И так далее. В сухом остатке — масса удовольствия, каких-то воспоминаний и укрепившаяся убежденность в легендарности первой советской хард-роковой группы. За 20 лет "Ария" обогатила отечественную рок-музыку внушительным количеством мощных хитов, так что компиляция из двух дисков не кажется затянутой. У фанатов, естественно, останутся вопросы к компиляторам — почему, например, нет "Баллады о древнерусском воине" и программной "Здесь куют металл"? Или зачем здесь столько песен с сомнительной легендарности пластинок "Генератор зла" и "Ночь короче дня"? Однако подобные претензии сопутствуют любому изданию "Greatest Hits" - тут никогда нельзя угодить всем. Остается лишь довериться вкусу составителей, которые купили смежные права у правообладателей и вольны были составлять трек-лист на собственное усмотрение. Насколько они оказались правы, покажут продажи диска. По моим ощущениям, тиражи должны быть неплохими.
В отличие от двойника "Кино", "арийский" сборник не придерживается строгой хронологии. Такой подход представляется вполне оправданным. Если у Цоя даже по музыке легко проследить поступательное движение от ленинградского шалопая до национального кумира, то "арийский" путь получился более извилистым. Старт был сокрушительным — напомним, что в 1985 году из-за "железного занавеса" heavy metal проникал в Советский Союз с огромным трудом, и группа, замутившая что-то тяжелое и проклепанное по эту сторону занавеса, не могла не стать сенсацией. Поэтому первые три альбома "Арии" — "Мания величия", "С кем ты?" и "Герой асфальта" - теперь считаются неоспоримой классикой: никто бы не удивился компиляции, составленной исключительно из треков с этих пластинок. Потом был еще один удачный диск "Игра с огнем" и менее удачный "Кровь за кровь", после чего героический настрой доморощенных металлистов вступил в неразрешимое противоречие с непонятным временем стихийного зарождения капитализма и тягой новых нэпманов к более примитивным музыкальным звукам. Титаническое возрождение "Арии", сумевшей вернуть и статус, и поклонников, можно было проиллюстрировать песнями с альбомов "Ночь короче дня" и "Генератор зла". Однако, как ни крути, общенациональным достоянием хиты с этих пластинок не стали, поэтому хронологически точный трек-лист грозил некоторыми "провисами" в середине и в конце. А увидевшая в итоге свет компиляция составлена по принципу юбилейного концерта: "Тореро", "Воля и разум" и "Встань, страх преодолей" в начале, "Бой продолжается" и "Улица роз" - ближе к концу. Не хватает только сильной финальной песни — ну так это и не концерт. Зато альбомы можно слушать подряд, то уносясь душою в ностальгические воспоминания, то радуясь выдержанному хард-року более поздних песен "Арии". Спорные с точки зрения хитовости треки тоже оказываются весьма кстати — можно передохнуть. Жаль только, текстов в буклете нет — некоторые "арийские" строчки я с 1986 года не могу разобрать.
Тему последнего драматического раскола "Арии" издатели тактично обошли — песни, записанные после 2001 года, в пластинки не попали. От этого продукт выглядит более цельным: слушатель избавлен от искушения в сотый раз сравнивать классический голос "Арии" с данными теперешнего вокалиста Артура Беркута. "Это наш субъективный взгляд на историю группы, - объясняет автор компиляции Руслан Орлов. — Репертуар последнего альбома остался за рамками сборника, потому что я считаю, что все лучшие песни "Арии" спел Кипелов". Остается только подписаться под этими словами.
Алексей Мажаев, InterMedia
«Серебро» - «Перепутала» ****
2015, «Монолит»
Группа «Серебро» как-то активизировалась и бомбардирует слушателей синглами – видать, не за горами большой релиз. Хотя полнометражные альбомы выпускать ни к чему, если каждая новая песня, сопровождаемая провокационным клипом, будет вызывать большой резонанс – а ведь «Серебро» и их продюсер Максим Фадеев хорошо знают, как его устроить.
Вышло так, что сначала я послушал сингл «Перепутала» - и он показался мне не более чем милой среднетемповой песней с относительно запоминающимся припевом и типичной девичьей любовной лирикой, в создании которой неплохо поднаторела солистка и соавтор Фадеева Ольга Серябкина. Ну а уже потом я ознакомился с клипом на эту песню.
Что тут сказать: вне видеоряда песня работает процентов на 30 и кажется вполне проходной. Но клип нужно посмотреть как можно быстрее – мало ли что взбредёт в голову коллективному Человеку Запрещающему; там, где здравомыслящий зритель увидит красивых девок с необычной тягой к чёрному юмору, охранитель непременно узреет пропаганду суицида и агрессивную сексуальность. Гармоничным фоном к видеоклипу, от которого невозможно оторвать глаз ни «разрешителю», ни «запретителю», служит песня «Перепутала». С этой картинкой она неумолимо оккупирует мозг, и, услышав её где-нибудь, вы, может, и не сразу вспомните, кто поёт, но обрадуетесь песне, как родной. Но только в таком порядке: без видео – необязательный трек, с видео – хит сезона.
Алексей Мажаев,InterMedia
Витас доверил создание клипа на песню «Мне бы в небо» поклонникам
Витас запустил конкурс для поклонников на создание авторской версии видеоклипа «Мне бы в небо». Весной этого года артист снял клип на эту песню с певицей Ксеноной, с которой они ее исполняли дуэтом, и музыканты остались довольны результатом. Однако сейчас перед релизом нового альбома Витаса «Мне бы в небо» подготовлена соло-версия песни, и певец предложил всем творчески заинтересованным людям сделать свою версию клипа именно на ее сольный вариант.
Творения поклонников Витас будет отсматривать сам. В свой день рождения он выберет победителя из числа претендентов и возьмет его с собой на концерт в Пекине с новой программой «Скажи, что ты любишь», который состоится в будущем году.
«Иван Купала» - «Родина» ****
«Яндекс.Музыка». Релиз диска состоялся в июле.
«Получилось, что мы не появлялись с новыми песнями более семи лет, - объяснял «спикер» «Ивана Купалы» Алексей Румянцев, когда работа над «Родиной» вышла на финишную прямую. - Во многом это связано с тем, что в нашем случае работа над новыми песнями, работа над новыми альбомами, она достаточно трудна. Проводится очень тщательная реставрационная работа, которая позволяет нам получать фольклорные записи в том качестве, в котором они пригодны для использования в наших треках. Такой процесс, к сожалению, отнимает очень много времени и с каждым новым разом, с каждым новым альбомом количество затраченного времени, к сожалению, увеличивается в геометрической прогрессии. В таких трудах как-то очень быстро и незаметно пролетело семь лет, и наконец-то альбом готов». После этого оптимистичного разъяснения прошла еще пара лет, и «Родина» наконец-то вышла. В кропотливом творческом подходе «купальцев» со времен премьеры «Костромы» (1999) мало что изменилось – но как же поменялся ландшафт вокруг! Когда аутентичная этно-музыка в электронном обрамлении дебютировала в конце «лихих 90-х», это интересовало всех. «Наше радио» утянуло песни «Купалы» в свою норку, MTV с помощью группы облагораживало эфир на фоне киркоровых и рук вверх, новость о появлении концертного состава обошла едва ли не первые полосы газет, а уж о возрождении национальной культуры с помощью «Ивана Купалы» не кричал только ленивый… Музыканты, будь они чуть поразговорчивее, могли бы стать мега-звездами и не сходить с обложек, даже не слишком стараясь записывать новые альбомы. Но они предпочли на десяток лет уйти в себя и углубиться в творчество – чтобы выплыв с «Родиной», обнаружить, что теперь это искусство здесь мало кому интересно, а главной музыкальной новостью за полгода является 40-секундный танец на месте бывшего бассейна.
Не будем здесь вспоминать о «возрождении национальной культуры» - уж больно сильную зевоту вызывает это словосочетание. Не будем ругать 90-е: как минимум, по степени любопытства ко всему новому и необычному они дадут большую фору нынешнему и прошлому десятилетиям. «Иван Купала» стал жертвой двух крайностей: сначала их подняли даже на те щиты, на которые они и не думали взбираться. А сейчас на все их эксперименты взирают с пресыщенным равнодушием. И MTV давно не интересуется музыкой, и аутентичный фолк вернулся в культурные резервации. Туда же со своим новым альбомом отправился и «Иван Купала».
При нормальном состоянии умов, страны и шоу-бизнеса возвращение группы стало бы, может, и не триумфальным, но заметным, а кропотливость и перфекционизм только добавил бы к ним уважения. «Иван Купала» - крепкий проект, удачно нашедший свою нишу и с каждым альбомом звучащий все интереснее и профессиональнее. Великолепна обложка «Родины»: летящий в небе домик с клочком земли – прекрасная метафора здорового отношения к корням. Фольклорное пение бабок дополнено на пластинке фрагментами народных сказок в их же исполнении. Голоса вокалисток, кстати, весьма напоминают те, что произвели такой фурор во времена «Костромы»; даже если бабушки другие, это не отменяет гуманистического посыла: пусть старушки живут долго и записывают с «Иваном Купалой» еще десяток альбомов. Что касается аранжировочных приемов, то они стали гораздо разнообразнее: после радости узнавания быстро приходит понимание, на что, собственно, было «незаметно» потрачено десять лет. У «Купалы» появились и восточные мотивы (см. «Балабай» или «Гамелан»), и много музыки a la Enigma, и просто сами по себе сильные мелодии. А такие треки, как «Коток», «Жито», «Лося» и «Родина», были бы уместны и звучали бы свежо и красиво на волне практически любого формата.
Алексей Мажаев, InterMedia