ВАЛЕРИЙ ЛЕОНТЬЕВ — "ПАДАЮ В НЕБЕСА"
Леонтьев — он такой один. Почти все эстрадные звезды раз в сезон дают сольники на большой площадке на фоне красивого задника, но только Леонтьев ежегодно (в крайнем случае — раз в два года) дарит своей публике абсолютно новую шоу-программу. Для нее готовятся не только специальные декорации, но и пара десятков совершенно новых произведений. И это человек, спевший "Дельтаплан", "Вераоко", "Светофор зеленый" и еще кучу "старых песен о главном"! Да он с одним имеющимся репертуаром мог бы еще лет тридцать гастролировать безо всяких декораций, и зрители бы его на руках носили. Но нет — привык, видите ли, удивлять. Приучил свою публику не старым хитам подпевать (таковые на концертах присутствуют разве что в виде беглого попурри), а новым внимать. А также брать бинокли, чтобы подивиться на хореографические этюды и смелые наряды артиста, которому уже далеко за 50. И уходят зрители довольными, даже несмотря на то, что им спели много незнакомых песен.
Если по физической форме Валерий Леонтьев своему паспортному возрасту мало соответствует, то ментально он к нему все-таки ближе. У него вряд ли когда-нибудь будет еще один хит вроде "Дельтаплана", который покорит всю страну. Как артист Леонтьев принадлежит к определенной стилистической нише, которую, скорее всего, уже не поменяет. Это так называемая "эстрада" - Лещенко, Бабкина, Басков, Буйнов и иже с ними: сборные концерты этой непотопляемой бригады любят показывать федеральные телеканалы в Новый год и по выходным в вечерний прайм-тайм. Пожилые домохозяйки счастливы, телемагнаты — вообще в восторге от обеспечиваемых домохозяйками рейтингов. Вот только молодежь и люди со сколько-нибудь развитым музыкальным вкусом в ужасе переключают каналы, увидев радостные лоснящиеся лица эстрадных артистов. К современной музыке данный жанр имеет столько же отношения, сколько свиньи-рекордсменки на ВДНХ — к подлинным достижениям советского сельского хозяйства. Кстати, и альбомы у представителей этой эстрадной касты выходят редко и без особой рекламы — ну, вышел и вышел. Слушать их скучно даже домохозяйкам — в отсутствие оптимистичной телекартинки производимая кумирами патока выходит не столь сладостной.
Так вот, Валерия Леонтьева в силу его возрастного жанрового консерватизма к поп-музыке уже не отнесешь и в sms-хит-параде не отыщешь. Но в своей нише, на фоне других "рекордсменов с ВДНХ", певец демонстрирует очень крепкие позиции. Его пластинка (вышедшая без особой рекламы) — гораздо более интересное слушанье, чем, например, предсказуемая на 200% Аллегрова (рецензия на ее альбом "С днем рождения!" — см. МУЗЫКА от 01.11.05). Это, кстати, прямое следствие уникального леонтьевского подхода к концертным шоу: на зрителей нельзя обрушивать 20 новых посредственных песен, поэтому к репертуару приходится относиться крайне внимательно — работать с авторами, искать свежие идеи и т.д. На банально оформленном диске "Падаю в небеса" Леонтьев предстает разнообразным — несмотря на строгие рамки избранного жанра, он успевает показать и сильный вокал, и драматические вздохи, и грусть, и бесшабашность. Заглавная композиция, открывающая альбом, правда, с первых же слов пугает каким-то неестественным акцентом Леонтьева, навевающим мысли на его неизбежную окончательную эмиграцию к жене в Майами. Однако затем он начинает петь нормально, и выясняется, что в "Падаю небеса" есть несколько песен, услышав которые, не обязательно выключать телевизор: "Корабли", "Улетаю", "Бродяга" и "Дежа вю".
Рита Скитер, InterMedia
«Серебро» - «Перепутала» ****
2015, «Монолит»
Группа «Серебро» как-то активизировалась и бомбардирует слушателей синглами – видать, не за горами большой релиз. Хотя полнометражные альбомы выпускать ни к чему, если каждая новая песня, сопровождаемая провокационным клипом, будет вызывать большой резонанс – а ведь «Серебро» и их продюсер Максим Фадеев хорошо знают, как его устроить.
Вышло так, что сначала я послушал сингл «Перепутала» - и он показался мне не более чем милой среднетемповой песней с относительно запоминающимся припевом и типичной девичьей любовной лирикой, в создании которой неплохо поднаторела солистка и соавтор Фадеева Ольга Серябкина. Ну а уже потом я ознакомился с клипом на эту песню.
Что тут сказать: вне видеоряда песня работает процентов на 30 и кажется вполне проходной. Но клип нужно посмотреть как можно быстрее – мало ли что взбредёт в голову коллективному Человеку Запрещающему; там, где здравомыслящий зритель увидит красивых девок с необычной тягой к чёрному юмору, охранитель непременно узреет пропаганду суицида и агрессивную сексуальность. Гармоничным фоном к видеоклипу, от которого невозможно оторвать глаз ни «разрешителю», ни «запретителю», служит песня «Перепутала». С этой картинкой она неумолимо оккупирует мозг, и, услышав её где-нибудь, вы, может, и не сразу вспомните, кто поёт, но обрадуетесь песне, как родной. Но только в таком порядке: без видео – необязательный трек, с видео – хит сезона.
Алексей Мажаев,InterMedia
Витас доверил создание клипа на песню «Мне бы в небо» поклонникам
Витас запустил конкурс для поклонников на создание авторской версии видеоклипа «Мне бы в небо». Весной этого года артист снял клип на эту песню с певицей Ксеноной, с которой они ее исполняли дуэтом, и музыканты остались довольны результатом. Однако сейчас перед релизом нового альбома Витаса «Мне бы в небо» подготовлена соло-версия песни, и певец предложил всем творчески заинтересованным людям сделать свою версию клипа именно на ее сольный вариант.
Творения поклонников Витас будет отсматривать сам. В свой день рождения он выберет победителя из числа претендентов и возьмет его с собой на концерт в Пекине с новой программой «Скажи, что ты любишь», который состоится в будущем году.
«Иван Купала» - «Родина» ****
«Яндекс.Музыка». Релиз диска состоялся в июле.
«Получилось, что мы не появлялись с новыми песнями более семи лет, - объяснял «спикер» «Ивана Купалы» Алексей Румянцев, когда работа над «Родиной» вышла на финишную прямую. - Во многом это связано с тем, что в нашем случае работа над новыми песнями, работа над новыми альбомами, она достаточно трудна. Проводится очень тщательная реставрационная работа, которая позволяет нам получать фольклорные записи в том качестве, в котором они пригодны для использования в наших треках. Такой процесс, к сожалению, отнимает очень много времени и с каждым новым разом, с каждым новым альбомом количество затраченного времени, к сожалению, увеличивается в геометрической прогрессии. В таких трудах как-то очень быстро и незаметно пролетело семь лет, и наконец-то альбом готов». После этого оптимистичного разъяснения прошла еще пара лет, и «Родина» наконец-то вышла. В кропотливом творческом подходе «купальцев» со времен премьеры «Костромы» (1999) мало что изменилось – но как же поменялся ландшафт вокруг! Когда аутентичная этно-музыка в электронном обрамлении дебютировала в конце «лихих 90-х», это интересовало всех. «Наше радио» утянуло песни «Купалы» в свою норку, MTV с помощью группы облагораживало эфир на фоне киркоровых и рук вверх, новость о появлении концертного состава обошла едва ли не первые полосы газет, а уж о возрождении национальной культуры с помощью «Ивана Купалы» не кричал только ленивый… Музыканты, будь они чуть поразговорчивее, могли бы стать мега-звездами и не сходить с обложек, даже не слишком стараясь записывать новые альбомы. Но они предпочли на десяток лет уйти в себя и углубиться в творчество – чтобы выплыв с «Родиной», обнаружить, что теперь это искусство здесь мало кому интересно, а главной музыкальной новостью за полгода является 40-секундный танец на месте бывшего бассейна.
Не будем здесь вспоминать о «возрождении национальной культуры» - уж больно сильную зевоту вызывает это словосочетание. Не будем ругать 90-е: как минимум, по степени любопытства ко всему новому и необычному они дадут большую фору нынешнему и прошлому десятилетиям. «Иван Купала» стал жертвой двух крайностей: сначала их подняли даже на те щиты, на которые они и не думали взбираться. А сейчас на все их эксперименты взирают с пресыщенным равнодушием. И MTV давно не интересуется музыкой, и аутентичный фолк вернулся в культурные резервации. Туда же со своим новым альбомом отправился и «Иван Купала».
При нормальном состоянии умов, страны и шоу-бизнеса возвращение группы стало бы, может, и не триумфальным, но заметным, а кропотливость и перфекционизм только добавил бы к ним уважения. «Иван Купала» - крепкий проект, удачно нашедший свою нишу и с каждым альбомом звучащий все интереснее и профессиональнее. Великолепна обложка «Родины»: летящий в небе домик с клочком земли – прекрасная метафора здорового отношения к корням. Фольклорное пение бабок дополнено на пластинке фрагментами народных сказок в их же исполнении. Голоса вокалисток, кстати, весьма напоминают те, что произвели такой фурор во времена «Костромы»; даже если бабушки другие, это не отменяет гуманистического посыла: пусть старушки живут долго и записывают с «Иваном Купалой» еще десяток альбомов. Что касается аранжировочных приемов, то они стали гораздо разнообразнее: после радости узнавания быстро приходит понимание, на что, собственно, было «незаметно» потрачено десять лет. У «Купалы» появились и восточные мотивы (см. «Балабай» или «Гамелан»), и много музыки a la Enigma, и просто сами по себе сильные мелодии. А такие треки, как «Коток», «Жито», «Лося» и «Родина», были бы уместны и звучали бы свежо и красиво на волне практически любого формата.
Алексей Мажаев, InterMedia