SUPERSONIC FUTURE — "СЛАДКАЯ МОЛНИЯ"
Дуэт "Нож для фрау Мюллер" любил иногда поработать с вокалистками. С ними хлопотливые потусторонние творения Олега Кострова и Олега Гитаркина приобретали законченность. Когда к кваканьям инопланетных кикимор добавлялись рифмованные слова на русском языке, становилось ясно, что же, собственно, Олеги имеют в виду своими саундтреками к неснятым фантастическим фильмам. О, эти фильмы стали бы культовыми явлениями в трэш-кинематографе. Капитаны межгалактических звездолетов совокуплялись бы направо и налево с гламурными космошлюхами, попутно отстреливая врагов и, не задумываясь, предавая друзей. Если инструментальные композиции "НДФМ" оставляли простор для разных трактовок, то слова редких песен никакого простора уже не оставляли: "Кошмары, бля, кошмары, бля, кошмары", - пел страшный дамский голос в одной из них — тут не фантазировать надо было, а спасаться.
Олеги расстались. Костров продолжал мечтать о песнях с куплетом и припевом и, соответственно, о постоянной вокалистке. Таковая нашлась в лице петербургской тусовщицы Юли Джуси, которая стала для Кострова отчасти музой. Ибо сочинял он не просто песни, а песни от лица порочной особы. То есть к своему врожденному мужскому цинизму Олег прибавил придуманный женский, что в сумме дало почти сенсационный альбом. Почти — потому что проекту не хватило выдержки (в фотографическом значении этого слова). Крупицы здравых идей, способных составить счастье музыкального рецензента, рассыпаны по пластинке как попало, порой вполне бессмысленно, а порой вообще спрятаны под привычным бестолковым лаунжем "фраумюллеровского" толка. Несколько отменных мелодий снабжены столь откровенными текстами, что отменяют саму мысль о попадании на общедоступное радио этого весьма свежо звучащего проекта. Впрочем, сие не беда: делая "поп-пластинку", Костров вряд ли имел в виду внедрение в "поп-тусовку". Однако и в теневые герои Supersonic Future не годятся. Если бы у идеолога группы хватило бы усидчивости для создания концептуального альбома, диск стал бы как минимум любимцем продвинутых критиков. Юля Джуси могла бы проснуться этакой виртуальной "анти-Глюкозой" - синтетический продукт во главе с порочной куклой, поющей о сексе и наркотиках, вызвал бы определенное брожение умов. Но Костров слишком распыляется и разбрасывается. Написав несколько отменных поп-песен ("Мазафакер", "Trash, Trash, Trash", "Луна", "Удовлетворения нет", "Мне не нужен твой фак", которые я бы не назвал отменными, если бы не бесстыдные стишки), Олег не удосужился придумать внятное название проекту — набранный на обложке ярлык больше подошел бы какому-нибудь сальноволосому электронному непризнанному гению. Сама обложка — эта претензия уже не к Олегу — тоже выглядит весьма вяло, как и буклет, содержащий самую минимальную информацию о проекте, хотя это как раз тот случай, когда о фигурантах данной истории хочется узнать больше. Идею и мелодию четвертого трека Костров ничтоже сумняшеся стянул у группы Touch&Go — "Лифт" получился этаким русским римейком их композиции "Would You". Крайне не к месту приходятся также бонусы, за исключением англоязычной "Песни падающих снежинок". Но в тех треках, которые несколькими строчками выше удостоились особого перечисления, на высоте и Костров, и его вокалистка. Да, Джуси не умеет петь, зато с удивительной открытостью рассказывает об интеллекте и интересах клубных завсегдатаек. У этих девушек особые интонации: если бы вдруг запела бывшая секс-колумнистка "Большого города" Ольга Сергиенко, получилось бы точно так же.
Леопольд Покровский, InterMedia
«Серебро» - «Перепутала» ****
2015, «Монолит»
Группа «Серебро» как-то активизировалась и бомбардирует слушателей синглами – видать, не за горами большой релиз. Хотя полнометражные альбомы выпускать ни к чему, если каждая новая песня, сопровождаемая провокационным клипом, будет вызывать большой резонанс – а ведь «Серебро» и их продюсер Максим Фадеев хорошо знают, как его устроить.
Вышло так, что сначала я послушал сингл «Перепутала» - и он показался мне не более чем милой среднетемповой песней с относительно запоминающимся припевом и типичной девичьей любовной лирикой, в создании которой неплохо поднаторела солистка и соавтор Фадеева Ольга Серябкина. Ну а уже потом я ознакомился с клипом на эту песню.
Что тут сказать: вне видеоряда песня работает процентов на 30 и кажется вполне проходной. Но клип нужно посмотреть как можно быстрее – мало ли что взбредёт в голову коллективному Человеку Запрещающему; там, где здравомыслящий зритель увидит красивых девок с необычной тягой к чёрному юмору, охранитель непременно узреет пропаганду суицида и агрессивную сексуальность. Гармоничным фоном к видеоклипу, от которого невозможно оторвать глаз ни «разрешителю», ни «запретителю», служит песня «Перепутала». С этой картинкой она неумолимо оккупирует мозг, и, услышав её где-нибудь, вы, может, и не сразу вспомните, кто поёт, но обрадуетесь песне, как родной. Но только в таком порядке: без видео – необязательный трек, с видео – хит сезона.
Алексей Мажаев,InterMedia
Витас доверил создание клипа на песню «Мне бы в небо» поклонникам
Витас запустил конкурс для поклонников на создание авторской версии видеоклипа «Мне бы в небо». Весной этого года артист снял клип на эту песню с певицей Ксеноной, с которой они ее исполняли дуэтом, и музыканты остались довольны результатом. Однако сейчас перед релизом нового альбома Витаса «Мне бы в небо» подготовлена соло-версия песни, и певец предложил всем творчески заинтересованным людям сделать свою версию клипа именно на ее сольный вариант.
Творения поклонников Витас будет отсматривать сам. В свой день рождения он выберет победителя из числа претендентов и возьмет его с собой на концерт в Пекине с новой программой «Скажи, что ты любишь», который состоится в будущем году.
«Иван Купала» - «Родина» ****
«Яндекс.Музыка». Релиз диска состоялся в июле.
«Получилось, что мы не появлялись с новыми песнями более семи лет, - объяснял «спикер» «Ивана Купалы» Алексей Румянцев, когда работа над «Родиной» вышла на финишную прямую. - Во многом это связано с тем, что в нашем случае работа над новыми песнями, работа над новыми альбомами, она достаточно трудна. Проводится очень тщательная реставрационная работа, которая позволяет нам получать фольклорные записи в том качестве, в котором они пригодны для использования в наших треках. Такой процесс, к сожалению, отнимает очень много времени и с каждым новым разом, с каждым новым альбомом количество затраченного времени, к сожалению, увеличивается в геометрической прогрессии. В таких трудах как-то очень быстро и незаметно пролетело семь лет, и наконец-то альбом готов». После этого оптимистичного разъяснения прошла еще пара лет, и «Родина» наконец-то вышла. В кропотливом творческом подходе «купальцев» со времен премьеры «Костромы» (1999) мало что изменилось – но как же поменялся ландшафт вокруг! Когда аутентичная этно-музыка в электронном обрамлении дебютировала в конце «лихих 90-х», это интересовало всех. «Наше радио» утянуло песни «Купалы» в свою норку, MTV с помощью группы облагораживало эфир на фоне киркоровых и рук вверх, новость о появлении концертного состава обошла едва ли не первые полосы газет, а уж о возрождении национальной культуры с помощью «Ивана Купалы» не кричал только ленивый… Музыканты, будь они чуть поразговорчивее, могли бы стать мега-звездами и не сходить с обложек, даже не слишком стараясь записывать новые альбомы. Но они предпочли на десяток лет уйти в себя и углубиться в творчество – чтобы выплыв с «Родиной», обнаружить, что теперь это искусство здесь мало кому интересно, а главной музыкальной новостью за полгода является 40-секундный танец на месте бывшего бассейна.
Не будем здесь вспоминать о «возрождении национальной культуры» - уж больно сильную зевоту вызывает это словосочетание. Не будем ругать 90-е: как минимум, по степени любопытства ко всему новому и необычному они дадут большую фору нынешнему и прошлому десятилетиям. «Иван Купала» стал жертвой двух крайностей: сначала их подняли даже на те щиты, на которые они и не думали взбираться. А сейчас на все их эксперименты взирают с пресыщенным равнодушием. И MTV давно не интересуется музыкой, и аутентичный фолк вернулся в культурные резервации. Туда же со своим новым альбомом отправился и «Иван Купала».
При нормальном состоянии умов, страны и шоу-бизнеса возвращение группы стало бы, может, и не триумфальным, но заметным, а кропотливость и перфекционизм только добавил бы к ним уважения. «Иван Купала» - крепкий проект, удачно нашедший свою нишу и с каждым альбомом звучащий все интереснее и профессиональнее. Великолепна обложка «Родины»: летящий в небе домик с клочком земли – прекрасная метафора здорового отношения к корням. Фольклорное пение бабок дополнено на пластинке фрагментами народных сказок в их же исполнении. Голоса вокалисток, кстати, весьма напоминают те, что произвели такой фурор во времена «Костромы»; даже если бабушки другие, это не отменяет гуманистического посыла: пусть старушки живут долго и записывают с «Иваном Купалой» еще десяток альбомов. Что касается аранжировочных приемов, то они стали гораздо разнообразнее: после радости узнавания быстро приходит понимание, на что, собственно, было «незаметно» потрачено десять лет. У «Купалы» появились и восточные мотивы (см. «Балабай» или «Гамелан»), и много музыки a la Enigma, и просто сами по себе сильные мелодии. А такие треки, как «Коток», «Жито», «Лося» и «Родина», были бы уместны и звучали бы свежо и красиво на волне практически любого формата.
Алексей Мажаев, InterMedia