"СЕКТОР ГАЗА" - "ТРИБЬЮТ"
Если бы Юрий "Хой" Клинских был жив, мы бы до сих пор хаяли его творчество. Но лидер "Сектора Газа" уже пять лет как умер, и рецензент страдает над свежеизданным трибьютом, не зная, что делать: анализировать степень соответствия каверов "классическим" оригиналам или критиковать живых, решивших подзаработать на малопристойных песенках покойника. Видимо, не нужно ни того, ни другого. "Сектор Газа", не особо уважаемый в центре Москвы, пользовался бешеной популярностью в провинции, которая начиналась в ближнем Подмосковье, если не в рабочих районах столицы. Теперь, когда по понятным причинам группа не выпускает новых альбомов, отношение к ней подравнялось: провинция подзабыла старых кумиров (другие появились, не будем засорять текст их упоминанием), а Москва признала, что Хой был поэтом-самородком и, занимаясь в основном похабщиной, оставил нам и несколько достойных образцов песенного искусства.
В трибьюте, по идее, следовало поднять эти образцы на щит и дать им вторую жизнь. Но этого не произошло: Клинских оказался недостаточно статусной фигурой, чтобы его песни перепевал кто-то из топовых музыкантов. Самые известные имена в трек-листе — Вадим Степанцов, "Наив" да "Кирпичи". Все остальные — либо еще менее значительные панки, либо бывшие участники "Сектора Газа", в меру сил продолжающие дело Хоя. К выбору песен для перепевок тоже есть очень много вопросов. Признаться, я не слышал некоторые альбомы "Сектора", но и того, что до меня долетало, хватает, чтобы понять: ряд хитов Юрия Хоя-Клинских незаслуженно обойден вниманием трибьютмейкеров. В то же время здесь хватает невразумительных треков, например, инструментальная "Песенка" и прочие попытки представить музыку "Сектора Газа" в техно-обработках. Весьма странно оформлена обложка: никаких фотонамеков на Хоя на ней нет, зато изображены посторонние панки с ирокезами, которым, видимо, и адресуется данный диск. Юным панкам не стали говорить, что к панк-року музыка "Сектора Газа" всегда имела посредственное отношение — скорее это были дворовые песни, сыгранные громко и грязно в силу отсутствия у музыкантов инструментальных талантов.
Скромная фотография Хоя обнаруживается внутри буклетика. Тут надо сказать, что он удивительно соответствовал своим песням. Мордатый растрепанный разгильдяй с микрофоном чаще всего пел от первого лица — и фиг знает, про себя или про придуманного "лирического героя". Возможно, в этой неотличимости от своих персонажей и заключался секрет феномена "Сектора Газа". Нужно ли говорить, что никто из участников трибьюта не оказался столь же убедителен в исполнении песен Юрия Хоя? Максимально приблизился к его манере Вадим Степанцов — но это неудивительно, ведь "Бахыт-компот" давно культивирует хулиганский образ: хотя там разница между исполнителем и персонажем видна четко, Степанцов научился здорово перевоплощаться, что ему и помогло в перепевании "Страха" и "Сельского кайфа". Чача Иванов, наоборот, сделал из "Возле дома твоего" абсолютно "наивовскую" песню. Почти все остальные собственную индивидуальность проявляли очень осторожно, выступив на альбоме скорее в амплуа лабухов, ретранслирующих отдыхающему населению его любимые песни. Только бывший хоевский коллега Кущ сочинил по случаю в меру трогательное произведение "20 лет "Сектору Газа". Песен в исполнении Клинских в пластинку включать не стали, и это правильно — сравнение было бы не в пользу большинства перепевщиков. Не вошло в трибьют и ничего из "Кащея Бессмертного": видимо, не захотелось возиться с очисткой прав — а хоевской наглости в использовании мировых рок-хитов без спросу ни у кого из его последователей нет.
Алексей Мажаев, InterMedia
«Серебро» - «Перепутала» ****
2015, «Монолит»
Группа «Серебро» как-то активизировалась и бомбардирует слушателей синглами – видать, не за горами большой релиз. Хотя полнометражные альбомы выпускать ни к чему, если каждая новая песня, сопровождаемая провокационным клипом, будет вызывать большой резонанс – а ведь «Серебро» и их продюсер Максим Фадеев хорошо знают, как его устроить.
Вышло так, что сначала я послушал сингл «Перепутала» - и он показался мне не более чем милой среднетемповой песней с относительно запоминающимся припевом и типичной девичьей любовной лирикой, в создании которой неплохо поднаторела солистка и соавтор Фадеева Ольга Серябкина. Ну а уже потом я ознакомился с клипом на эту песню.
Что тут сказать: вне видеоряда песня работает процентов на 30 и кажется вполне проходной. Но клип нужно посмотреть как можно быстрее – мало ли что взбредёт в голову коллективному Человеку Запрещающему; там, где здравомыслящий зритель увидит красивых девок с необычной тягой к чёрному юмору, охранитель непременно узреет пропаганду суицида и агрессивную сексуальность. Гармоничным фоном к видеоклипу, от которого невозможно оторвать глаз ни «разрешителю», ни «запретителю», служит песня «Перепутала». С этой картинкой она неумолимо оккупирует мозг, и, услышав её где-нибудь, вы, может, и не сразу вспомните, кто поёт, но обрадуетесь песне, как родной. Но только в таком порядке: без видео – необязательный трек, с видео – хит сезона.
Алексей Мажаев,InterMedia
Витас доверил создание клипа на песню «Мне бы в небо» поклонникам
Витас запустил конкурс для поклонников на создание авторской версии видеоклипа «Мне бы в небо». Весной этого года артист снял клип на эту песню с певицей Ксеноной, с которой они ее исполняли дуэтом, и музыканты остались довольны результатом. Однако сейчас перед релизом нового альбома Витаса «Мне бы в небо» подготовлена соло-версия песни, и певец предложил всем творчески заинтересованным людям сделать свою версию клипа именно на ее сольный вариант.
Творения поклонников Витас будет отсматривать сам. В свой день рождения он выберет победителя из числа претендентов и возьмет его с собой на концерт в Пекине с новой программой «Скажи, что ты любишь», который состоится в будущем году.
«Иван Купала» - «Родина» ****
«Яндекс.Музыка». Релиз диска состоялся в июле.
«Получилось, что мы не появлялись с новыми песнями более семи лет, - объяснял «спикер» «Ивана Купалы» Алексей Румянцев, когда работа над «Родиной» вышла на финишную прямую. - Во многом это связано с тем, что в нашем случае работа над новыми песнями, работа над новыми альбомами, она достаточно трудна. Проводится очень тщательная реставрационная работа, которая позволяет нам получать фольклорные записи в том качестве, в котором они пригодны для использования в наших треках. Такой процесс, к сожалению, отнимает очень много времени и с каждым новым разом, с каждым новым альбомом количество затраченного времени, к сожалению, увеличивается в геометрической прогрессии. В таких трудах как-то очень быстро и незаметно пролетело семь лет, и наконец-то альбом готов». После этого оптимистичного разъяснения прошла еще пара лет, и «Родина» наконец-то вышла. В кропотливом творческом подходе «купальцев» со времен премьеры «Костромы» (1999) мало что изменилось – но как же поменялся ландшафт вокруг! Когда аутентичная этно-музыка в электронном обрамлении дебютировала в конце «лихих 90-х», это интересовало всех. «Наше радио» утянуло песни «Купалы» в свою норку, MTV с помощью группы облагораживало эфир на фоне киркоровых и рук вверх, новость о появлении концертного состава обошла едва ли не первые полосы газет, а уж о возрождении национальной культуры с помощью «Ивана Купалы» не кричал только ленивый… Музыканты, будь они чуть поразговорчивее, могли бы стать мега-звездами и не сходить с обложек, даже не слишком стараясь записывать новые альбомы. Но они предпочли на десяток лет уйти в себя и углубиться в творчество – чтобы выплыв с «Родиной», обнаружить, что теперь это искусство здесь мало кому интересно, а главной музыкальной новостью за полгода является 40-секундный танец на месте бывшего бассейна.
Не будем здесь вспоминать о «возрождении национальной культуры» - уж больно сильную зевоту вызывает это словосочетание. Не будем ругать 90-е: как минимум, по степени любопытства ко всему новому и необычному они дадут большую фору нынешнему и прошлому десятилетиям. «Иван Купала» стал жертвой двух крайностей: сначала их подняли даже на те щиты, на которые они и не думали взбираться. А сейчас на все их эксперименты взирают с пресыщенным равнодушием. И MTV давно не интересуется музыкой, и аутентичный фолк вернулся в культурные резервации. Туда же со своим новым альбомом отправился и «Иван Купала».
При нормальном состоянии умов, страны и шоу-бизнеса возвращение группы стало бы, может, и не триумфальным, но заметным, а кропотливость и перфекционизм только добавил бы к ним уважения. «Иван Купала» - крепкий проект, удачно нашедший свою нишу и с каждым альбомом звучащий все интереснее и профессиональнее. Великолепна обложка «Родины»: летящий в небе домик с клочком земли – прекрасная метафора здорового отношения к корням. Фольклорное пение бабок дополнено на пластинке фрагментами народных сказок в их же исполнении. Голоса вокалисток, кстати, весьма напоминают те, что произвели такой фурор во времена «Костромы»; даже если бабушки другие, это не отменяет гуманистического посыла: пусть старушки живут долго и записывают с «Иваном Купалой» еще десяток альбомов. Что касается аранжировочных приемов, то они стали гораздо разнообразнее: после радости узнавания быстро приходит понимание, на что, собственно, было «незаметно» потрачено десять лет. У «Купалы» появились и восточные мотивы (см. «Балабай» или «Гамелан»), и много музыки a la Enigma, и просто сами по себе сильные мелодии. А такие треки, как «Коток», «Жито», «Лося» и «Родина», были бы уместны и звучали бы свежо и красиво на волне практически любого формата.
Алексей Мажаев, InterMedia