"НОГУ СВЕЛО" - "ПЯТНАДЦАТИЛЕТИЕ"
Спустя полтора года после юбилейного концерта группа "Ногу свело" выпустила на DVD его запись. Празднование 15-летия "Ноги" состоялось 20 апреля прошлого года в Театре Эстрады, и за два с лишним часа Макс Покровский и Ко убедительно доказали, что жизнь удалась. Мало того, что за полтора десятка лет у коллектива накопилось немало хитов (больше, чем по одному в год), так участники группы отнюдь не потеряли вкуса к творчеству. Это позволило сделать юбилейное шоу запоминающимся зрелищем, несмотря на то, что зал Театра Эстрады, казалось бы, мало располагал к рок-н-ролльному хулиганству. Впрочем, к рок-хулиганству Покровский, за исключением припева песни "День рождения", прибегать и не стал, зато продумал атмосферу художественного перфоманса, которому было отдано все первое отделение концерта. На сцене были сооружены три белых полупрозрачных куба, внутри которых расположились Максим Покровский, Игорь Лапухин и Виктор Медведев. Иногда кубы играли роль экранов, куда проецировалась анимированная графика Покровского. Музыканты были облачены в специальные белые костюмы, представлявшие собой нечто среднее между общевойсковыми защитными комплектами (ОЗК) и смирительными рубашками. В таком антураже прозвучали песни "В темноте" (под ее аккомпанемент на диске демонстрировались кадры из фойе театра, где прогуливались Мария Бутырская и Елена Ищеева), "Клязьма", "Последнее танго", "День рождения" и др. К разочарованию публики и зрителей DVD, Наталья Ветлицкая не пришла спеть с Максом композицию "Реки". Ему пришлось самому исполнять обе партии, причем женскую — очень высоким и, прямо скажем, противным голосом. Вокальные недостатки группа попыталась компенсировать усилением шоу-составляющей: в течение всей песни по сцене кругами разъезжала велосипедистка, символизируя непонятно что. Кстати, диск позволяет пользователю выбирать, на кого из музыкантов смотреть — кликнув в меню на Лапухина или Медведева, можно, как минимум, получить небанальный взгляд на концертную съемку.
Во втором отделении игры в театрализованность закончились, и начался обычный концерт. В этой части Покровский с голым торсом много разговаривал с залом, не забывая объявлять и исполнять любимые народом песни. Лидер "Ногу свело", в частности, поведал, что последние дни перед юбилейным концертом группа посвятила вычеркиванию из плей-листа композиций, которые хочется исполнить: "Вы же не можете сидеть здесь вечно". Но и того, что осталось, с лихвой хватило на восторженную реакцию зала: "Наши юные смешные голоса", "Лилипутская любовь", "Сибирская любовь" ("где лилипутская, там и сибирская", откомментировал Максим), "Московский романс", "Из Алма-Аты", отдельный блок ранних песен во главе с "Лысой девочкой", "Весточка", "Четыре друга", "Я — не последний герой" и т.д. — причем процент проходных композиций был раза в три ниже, чем на любом номерном диске "Ноги". Хотелось бы также услышать и увидеть "Идем на Восток!", "Апрель" и "Мясо в зубах", но они, увы, были написаны уже после праздничного концерта (стало быть, в Театре Эстрады, несмотря на тщательность подготовки, "Нога" подвела лишь предварительные итоги). Всего прозвучала 31 песня, а завершился юбилей распеванием "Хару мамбуру" - чуть менее коллективным, чем хотелось бы группе. Видимо, после такого количества знакомо-подпевательных песен у зрителей на финал просто сил не осталось.
Леопольд Покровский, InterMedia
«Серебро» - «Перепутала» ****
2015, «Монолит»
Группа «Серебро» как-то активизировалась и бомбардирует слушателей синглами – видать, не за горами большой релиз. Хотя полнометражные альбомы выпускать ни к чему, если каждая новая песня, сопровождаемая провокационным клипом, будет вызывать большой резонанс – а ведь «Серебро» и их продюсер Максим Фадеев хорошо знают, как его устроить.
Вышло так, что сначала я послушал сингл «Перепутала» - и он показался мне не более чем милой среднетемповой песней с относительно запоминающимся припевом и типичной девичьей любовной лирикой, в создании которой неплохо поднаторела солистка и соавтор Фадеева Ольга Серябкина. Ну а уже потом я ознакомился с клипом на эту песню.
Что тут сказать: вне видеоряда песня работает процентов на 30 и кажется вполне проходной. Но клип нужно посмотреть как можно быстрее – мало ли что взбредёт в голову коллективному Человеку Запрещающему; там, где здравомыслящий зритель увидит красивых девок с необычной тягой к чёрному юмору, охранитель непременно узреет пропаганду суицида и агрессивную сексуальность. Гармоничным фоном к видеоклипу, от которого невозможно оторвать глаз ни «разрешителю», ни «запретителю», служит песня «Перепутала». С этой картинкой она неумолимо оккупирует мозг, и, услышав её где-нибудь, вы, может, и не сразу вспомните, кто поёт, но обрадуетесь песне, как родной. Но только в таком порядке: без видео – необязательный трек, с видео – хит сезона.
Алексей Мажаев,InterMedia
Витас доверил создание клипа на песню «Мне бы в небо» поклонникам
Витас запустил конкурс для поклонников на создание авторской версии видеоклипа «Мне бы в небо». Весной этого года артист снял клип на эту песню с певицей Ксеноной, с которой они ее исполняли дуэтом, и музыканты остались довольны результатом. Однако сейчас перед релизом нового альбома Витаса «Мне бы в небо» подготовлена соло-версия песни, и певец предложил всем творчески заинтересованным людям сделать свою версию клипа именно на ее сольный вариант.
Творения поклонников Витас будет отсматривать сам. В свой день рождения он выберет победителя из числа претендентов и возьмет его с собой на концерт в Пекине с новой программой «Скажи, что ты любишь», который состоится в будущем году.
«Иван Купала» - «Родина» ****
«Яндекс.Музыка». Релиз диска состоялся в июле.
«Получилось, что мы не появлялись с новыми песнями более семи лет, - объяснял «спикер» «Ивана Купалы» Алексей Румянцев, когда работа над «Родиной» вышла на финишную прямую. - Во многом это связано с тем, что в нашем случае работа над новыми песнями, работа над новыми альбомами, она достаточно трудна. Проводится очень тщательная реставрационная работа, которая позволяет нам получать фольклорные записи в том качестве, в котором они пригодны для использования в наших треках. Такой процесс, к сожалению, отнимает очень много времени и с каждым новым разом, с каждым новым альбомом количество затраченного времени, к сожалению, увеличивается в геометрической прогрессии. В таких трудах как-то очень быстро и незаметно пролетело семь лет, и наконец-то альбом готов». После этого оптимистичного разъяснения прошла еще пара лет, и «Родина» наконец-то вышла. В кропотливом творческом подходе «купальцев» со времен премьеры «Костромы» (1999) мало что изменилось – но как же поменялся ландшафт вокруг! Когда аутентичная этно-музыка в электронном обрамлении дебютировала в конце «лихих 90-х», это интересовало всех. «Наше радио» утянуло песни «Купалы» в свою норку, MTV с помощью группы облагораживало эфир на фоне киркоровых и рук вверх, новость о появлении концертного состава обошла едва ли не первые полосы газет, а уж о возрождении национальной культуры с помощью «Ивана Купалы» не кричал только ленивый… Музыканты, будь они чуть поразговорчивее, могли бы стать мега-звездами и не сходить с обложек, даже не слишком стараясь записывать новые альбомы. Но они предпочли на десяток лет уйти в себя и углубиться в творчество – чтобы выплыв с «Родиной», обнаружить, что теперь это искусство здесь мало кому интересно, а главной музыкальной новостью за полгода является 40-секундный танец на месте бывшего бассейна.
Не будем здесь вспоминать о «возрождении национальной культуры» - уж больно сильную зевоту вызывает это словосочетание. Не будем ругать 90-е: как минимум, по степени любопытства ко всему новому и необычному они дадут большую фору нынешнему и прошлому десятилетиям. «Иван Купала» стал жертвой двух крайностей: сначала их подняли даже на те щиты, на которые они и не думали взбираться. А сейчас на все их эксперименты взирают с пресыщенным равнодушием. И MTV давно не интересуется музыкой, и аутентичный фолк вернулся в культурные резервации. Туда же со своим новым альбомом отправился и «Иван Купала».
При нормальном состоянии умов, страны и шоу-бизнеса возвращение группы стало бы, может, и не триумфальным, но заметным, а кропотливость и перфекционизм только добавил бы к ним уважения. «Иван Купала» - крепкий проект, удачно нашедший свою нишу и с каждым альбомом звучащий все интереснее и профессиональнее. Великолепна обложка «Родины»: летящий в небе домик с клочком земли – прекрасная метафора здорового отношения к корням. Фольклорное пение бабок дополнено на пластинке фрагментами народных сказок в их же исполнении. Голоса вокалисток, кстати, весьма напоминают те, что произвели такой фурор во времена «Костромы»; даже если бабушки другие, это не отменяет гуманистического посыла: пусть старушки живут долго и записывают с «Иваном Купалой» еще десяток альбомов. Что касается аранжировочных приемов, то они стали гораздо разнообразнее: после радости узнавания быстро приходит понимание, на что, собственно, было «незаметно» потрачено десять лет. У «Купалы» появились и восточные мотивы (см. «Балабай» или «Гамелан»), и много музыки a la Enigma, и просто сами по себе сильные мелодии. А такие треки, как «Коток», «Жито», «Лося» и «Родина», были бы уместны и звучали бы свежо и красиво на волне практически любого формата.
Алексей Мажаев, InterMedia