"КОНЕЦ ФИЛЬМА" - "ЮНОСТЬ В САПОГАХ"
"Конец фильма" - хорошая группа, о чем догадывается преступно мало народу. Популярные песни появляются у коллектива нечасто и, как правило, хитами становятся вовсе не те произведения, которые больше этого заслуживали. Первоначально "Конец фильма" ассоциировался у слушателей с русскоязычной кавер-версией песни "Элис", которую даже не он сочинил. (Справедливости ради надо заметить, что музыканты исполнили эту композицию лучше, чем автор Михаил Башаков.) Потом из россыпи блестящих треков первого альбома ("Джо", "Пуэрториканец", "Машина цвета Валентино", "Ночь Одиночество") худо-бедно прозвучали только "Желтые глаза". Теперь в представлении большинства "Конец фильма" - это та самая группа, которая поет в сериале "Солдаты" песню "Юность в сапогах". При этом кропотливая работа со звуком и вообще арт-устремления лидера команды Евгения Феклистова "солдатским" зрителям глубоко по барабану. Короче говоря, получается полный рассинхрон между тем, что представляет собой группа, и тем, что о ней думает публика, ну а уж критика на столь противоречивый объект неочевидных достоинств вообще предпочитает не обращать никакого внимания.
"Конец фильма" счел своим долгом добавить в эту ситуацию путаницы. Понимая, что ее воспринимают неправильно, группа строит свою издательскую политику еще более неправильно. Так, в текущем году рынок призван вынести три релиза "КФ" - саундтрек к телесериалу "Солдаты", номерной альбом с невыносимым названием "ZaVoЛоkLoM" и промежуточную работу "Юность в сапогах", представляющую собой странноватый синтез новых песен, треков из "Солдат", инструментальных вставок и "величайших", но не особо известных хитов. Будущие рок-архивариусы при составлении дискографии "Конца фильма" еще поломают голову над "Юностью в сапогах", ибо однозначной классификации эта пластинка не поддается. Мы бы тоже могли поразмышлять на тему, что хотела сказать группа, которую вечно понимают не так, но вместо этого… просто послушаем музыку. При всей своей неприкаянности пластинка оказалась очень сильной по качеству материала.
Название альбома и пять версий "Юности в сапогах" - неизбежная дань коммерческим интересам. Большинство покупателей, видимо, приобретут пластинку ради заглавного трека — он, конечно, неплох, но простоват и уже заезжен. Коротенькие инструментальные перебивки между песнями выглядят довольно симпатично, представляя собой взятые чуть ли не наугад цитаты из песен "Конца фильма" - от той же "Юности" до намеков на похоронный марш в "Пусть праздник пройдет". В начале альбома сгруппированы несколько новых песен, а во второй половине — те самые композиции, которые в большинстве своем не были услышанными на пластинке "Саундтреки. До свидания, невинность!". Из новинок стоит отметить "Автобус", выполненный в приятном жанре "советской новой волны", и лютую инструментальную вещь под брутальным названием "Вайнштейн". Что до старья, то попытки Евгения Феклистова таки донести до слушателя заслуживающие внимания композиции вызывают понимание. Имеет смысл обратить внимание на "Пуэрториканца", "Ночь Одиночество" и "Машину цвета Валентино". А вот злосчастный "Джо" опять не станет провокацией, о которой уже много лет мечтает Феклистов. Текст композиции представляет собой монолог ревнивого гомосексуалиста, капризно упрекающего своего любовника. Лидер "Конца фильма" хотел отдать песню на радио, а потом объяснять интервьюерам, что это была только шутка. Однако на радио столь неоднозначную композицию так и не взяли, а на этом диске она представлена… в инструментальном виде. Провокация откладывается или отменяется окончательно?
Алексей Мажаев, InterMedia
«Серебро» - «Перепутала» ****
2015, «Монолит»
Группа «Серебро» как-то активизировалась и бомбардирует слушателей синглами – видать, не за горами большой релиз. Хотя полнометражные альбомы выпускать ни к чему, если каждая новая песня, сопровождаемая провокационным клипом, будет вызывать большой резонанс – а ведь «Серебро» и их продюсер Максим Фадеев хорошо знают, как его устроить.
Вышло так, что сначала я послушал сингл «Перепутала» - и он показался мне не более чем милой среднетемповой песней с относительно запоминающимся припевом и типичной девичьей любовной лирикой, в создании которой неплохо поднаторела солистка и соавтор Фадеева Ольга Серябкина. Ну а уже потом я ознакомился с клипом на эту песню.
Что тут сказать: вне видеоряда песня работает процентов на 30 и кажется вполне проходной. Но клип нужно посмотреть как можно быстрее – мало ли что взбредёт в голову коллективному Человеку Запрещающему; там, где здравомыслящий зритель увидит красивых девок с необычной тягой к чёрному юмору, охранитель непременно узреет пропаганду суицида и агрессивную сексуальность. Гармоничным фоном к видеоклипу, от которого невозможно оторвать глаз ни «разрешителю», ни «запретителю», служит песня «Перепутала». С этой картинкой она неумолимо оккупирует мозг, и, услышав её где-нибудь, вы, может, и не сразу вспомните, кто поёт, но обрадуетесь песне, как родной. Но только в таком порядке: без видео – необязательный трек, с видео – хит сезона.
Алексей Мажаев,InterMedia
Витас доверил создание клипа на песню «Мне бы в небо» поклонникам
Витас запустил конкурс для поклонников на создание авторской версии видеоклипа «Мне бы в небо». Весной этого года артист снял клип на эту песню с певицей Ксеноной, с которой они ее исполняли дуэтом, и музыканты остались довольны результатом. Однако сейчас перед релизом нового альбома Витаса «Мне бы в небо» подготовлена соло-версия песни, и певец предложил всем творчески заинтересованным людям сделать свою версию клипа именно на ее сольный вариант.
Творения поклонников Витас будет отсматривать сам. В свой день рождения он выберет победителя из числа претендентов и возьмет его с собой на концерт в Пекине с новой программой «Скажи, что ты любишь», который состоится в будущем году.
«Иван Купала» - «Родина» ****
«Яндекс.Музыка». Релиз диска состоялся в июле.
«Получилось, что мы не появлялись с новыми песнями более семи лет, - объяснял «спикер» «Ивана Купалы» Алексей Румянцев, когда работа над «Родиной» вышла на финишную прямую. - Во многом это связано с тем, что в нашем случае работа над новыми песнями, работа над новыми альбомами, она достаточно трудна. Проводится очень тщательная реставрационная работа, которая позволяет нам получать фольклорные записи в том качестве, в котором они пригодны для использования в наших треках. Такой процесс, к сожалению, отнимает очень много времени и с каждым новым разом, с каждым новым альбомом количество затраченного времени, к сожалению, увеличивается в геометрической прогрессии. В таких трудах как-то очень быстро и незаметно пролетело семь лет, и наконец-то альбом готов». После этого оптимистичного разъяснения прошла еще пара лет, и «Родина» наконец-то вышла. В кропотливом творческом подходе «купальцев» со времен премьеры «Костромы» (1999) мало что изменилось – но как же поменялся ландшафт вокруг! Когда аутентичная этно-музыка в электронном обрамлении дебютировала в конце «лихих 90-х», это интересовало всех. «Наше радио» утянуло песни «Купалы» в свою норку, MTV с помощью группы облагораживало эфир на фоне киркоровых и рук вверх, новость о появлении концертного состава обошла едва ли не первые полосы газет, а уж о возрождении национальной культуры с помощью «Ивана Купалы» не кричал только ленивый… Музыканты, будь они чуть поразговорчивее, могли бы стать мега-звездами и не сходить с обложек, даже не слишком стараясь записывать новые альбомы. Но они предпочли на десяток лет уйти в себя и углубиться в творчество – чтобы выплыв с «Родиной», обнаружить, что теперь это искусство здесь мало кому интересно, а главной музыкальной новостью за полгода является 40-секундный танец на месте бывшего бассейна.
Не будем здесь вспоминать о «возрождении национальной культуры» - уж больно сильную зевоту вызывает это словосочетание. Не будем ругать 90-е: как минимум, по степени любопытства ко всему новому и необычному они дадут большую фору нынешнему и прошлому десятилетиям. «Иван Купала» стал жертвой двух крайностей: сначала их подняли даже на те щиты, на которые они и не думали взбираться. А сейчас на все их эксперименты взирают с пресыщенным равнодушием. И MTV давно не интересуется музыкой, и аутентичный фолк вернулся в культурные резервации. Туда же со своим новым альбомом отправился и «Иван Купала».
При нормальном состоянии умов, страны и шоу-бизнеса возвращение группы стало бы, может, и не триумфальным, но заметным, а кропотливость и перфекционизм только добавил бы к ним уважения. «Иван Купала» - крепкий проект, удачно нашедший свою нишу и с каждым альбомом звучащий все интереснее и профессиональнее. Великолепна обложка «Родины»: летящий в небе домик с клочком земли – прекрасная метафора здорового отношения к корням. Фольклорное пение бабок дополнено на пластинке фрагментами народных сказок в их же исполнении. Голоса вокалисток, кстати, весьма напоминают те, что произвели такой фурор во времена «Костромы»; даже если бабушки другие, это не отменяет гуманистического посыла: пусть старушки живут долго и записывают с «Иваном Купалой» еще десяток альбомов. Что касается аранжировочных приемов, то они стали гораздо разнообразнее: после радости узнавания быстро приходит понимание, на что, собственно, было «незаметно» потрачено десять лет. У «Купалы» появились и восточные мотивы (см. «Балабай» или «Гамелан»), и много музыки a la Enigma, и просто сами по себе сильные мелодии. А такие треки, как «Коток», «Жито», «Лося» и «Родина», были бы уместны и звучали бы свежо и красиво на волне практически любого формата.
Алексей Мажаев, InterMedia