"ЛЕНИНГРАД" - "ХЛЕБ"
Новый, можно даже написать, "долгожданный" альбом "Ленинграда" требует от рецензента каких-то глобальных выводов. Что-то типа: молчал Шнурик больше года, а потом всем дал просраться, выпустив диск, задвигающий на второй план всех уже признанных актуальных героев. Или так: имидж прирученного хулигана стал тесен Сергею Владимировичу, и он рвется обратно в подполье, при этом демонстрируя невероятную широту интересов, подворовывая у музыкантов разнообразных жанров и затрагивая в песнях едва ли не все главные темы выпусков новостей (о широте свидетельствуют и пертурбации рабочих названий альбома, который по пути к "Хлебу", по некоторым данным, именовался "Помой жопу" и "Цой мертв"). Еще один рецензент не нашел ничего лучшего, кроме как проследить влияние размера полового члена исполнителя Шнурова на его творческие успехи. Перед таким научным подходом мы как-то даже теряемся, потому что не в состоянии на основании прослушивания нового альбома группировки "Ленинград" предложить столь же мощную концепцию. В принципе, особых открытий на пластинке нет. Шнуров вновь демонстрирует пытливый ум и несомненный талант постмодерниста, не забывая и о тех, для кого музыка "Ленинграда" - всего лишь нецензурные песенки. Чего-чего, а мата на новом альбоме хватает. "Дикий мужчина" по-прежнему берет все, что плохо лежит, и нещадно обстебывает коллег, превращая их героические хиты в собственные ернические произведения. Иногда получается остроумно, иногда не очень, но главное — непонятно, в чем сверхзадача Шнура. Хочет показать, что он тут самый умный, разносторонний и неподкупный? Ну так никто же в это не поверит. Скорее можно говорить об одаренном человеке, который совершенно не представляет, что ему делать с ниспосланным талантом. Поэтому Сергей шагает наугад: иногда он наступает в лужи, а иногда и перепрыгивает. Главная тенденция заключается в том, что никогда не угадаешь — перепрыгнет или плюхнется.
Первая половинка "Хлеба", кстати, совсем не порадовала: хриплое хамство песен "Ленин/Град", "Суть" и "На не" напомнило о временах раннего "Ленинграда" - Шнур явно прогибается перед любителями альбомов "Пуля" и "Дачники", и все его постмодернистские намеки в таком антураже во многом теряют смысл. "Небесный теннис" - римейк "Тенниса" группы "Уматурман", написанный, в отличие от оригинала, с точки зрения пессимиста. Но и вариант Кристовских был не особенно искрометным, и шнуровская вариация тоже получилась бледной. Чуть повеселее композиция "Нефть": бодрый панк-рок сочинен, видимо, от лица самых низкооплачиваемых тружеников нефтяной отрасли и представляет собой набор экспрессивных междометий, которые вырываются у тружеников, когда из скважины начинает бить нефть. "Кто кого" - фирменная лирика от Шнурова наподобие "Мне бы в небо". "Кокаин" - еще один провальный трек, появившийся будто бы только для того, чтобы оправдать репутацию алкоголиков и наркоманов. "Свобода", в которой слышны аллюзии на судьбу Ходорковского и кипеловский припев "Я свободен", тоже совершенно малоубедительна по исполнению. Кстати, это обычная история для Шнурова: стоит ему заговорить о каких-то очень важных вещах, будьте уверены, что подача окажется максимально издевательской. В случае чего потом можно будет сказать, что он просто пошутил.
На фоне трека "Свобода" (разбег на рубль, удар на копейку) очень симпатично выглядит произведение "Флаг" - остроумнейшая пародия на "Настроение улучшилось" Евгения Гришковца. После нее и песня "Кредит" на стихи Стаса Барецкого воспринимается более позитивно — в конце концов проблемы невыплаты кредитов более актуальны для человека шнуровского возраста и статуса, чем проблемы похмелья или полученных пи…юлей. В "Багдаде" "Ленинград" проходится по победоносной военной операции Буша-младшего и делает это в меру тонко, используя древний слоган "В Багдаде все спокойно". В "Гитаре" Шнуров использует музыку Владимира Дашкевича из "Шерлока Холмса" - это единственный случай, когда в трек-листе указано, чем навеяно произведение. Не сумел обойтись Сергей и без своего излюбленного блатного жанра — "Песня старого фаната" написана от лица старого фаната, обращающегося с претензиями к лидеру группы "Ленинград". Впрочем, особой самоиронии здесь Шнур не демонстрирует, а поет с большой любовью к себе. Этой же любовью обусловлено и появление "Малой ленинградской симфонии" - попурри из песен "Ленинграда", сыгранных струнным квартетом.
В общем, только человек, для которого размер имеет значение, способен получить безоговорочное удовольствие от этой достаточно рваной, хотя и не без проблесков, работы.
Алексей Мажаев, InterMedia
«Серебро» - «Перепутала» ****
2015, «Монолит»
Группа «Серебро» как-то активизировалась и бомбардирует слушателей синглами – видать, не за горами большой релиз. Хотя полнометражные альбомы выпускать ни к чему, если каждая новая песня, сопровождаемая провокационным клипом, будет вызывать большой резонанс – а ведь «Серебро» и их продюсер Максим Фадеев хорошо знают, как его устроить.
Вышло так, что сначала я послушал сингл «Перепутала» - и он показался мне не более чем милой среднетемповой песней с относительно запоминающимся припевом и типичной девичьей любовной лирикой, в создании которой неплохо поднаторела солистка и соавтор Фадеева Ольга Серябкина. Ну а уже потом я ознакомился с клипом на эту песню.
Что тут сказать: вне видеоряда песня работает процентов на 30 и кажется вполне проходной. Но клип нужно посмотреть как можно быстрее – мало ли что взбредёт в голову коллективному Человеку Запрещающему; там, где здравомыслящий зритель увидит красивых девок с необычной тягой к чёрному юмору, охранитель непременно узреет пропаганду суицида и агрессивную сексуальность. Гармоничным фоном к видеоклипу, от которого невозможно оторвать глаз ни «разрешителю», ни «запретителю», служит песня «Перепутала». С этой картинкой она неумолимо оккупирует мозг, и, услышав её где-нибудь, вы, может, и не сразу вспомните, кто поёт, но обрадуетесь песне, как родной. Но только в таком порядке: без видео – необязательный трек, с видео – хит сезона.
Алексей Мажаев,InterMedia
Витас доверил создание клипа на песню «Мне бы в небо» поклонникам
Витас запустил конкурс для поклонников на создание авторской версии видеоклипа «Мне бы в небо». Весной этого года артист снял клип на эту песню с певицей Ксеноной, с которой они ее исполняли дуэтом, и музыканты остались довольны результатом. Однако сейчас перед релизом нового альбома Витаса «Мне бы в небо» подготовлена соло-версия песни, и певец предложил всем творчески заинтересованным людям сделать свою версию клипа именно на ее сольный вариант.
Творения поклонников Витас будет отсматривать сам. В свой день рождения он выберет победителя из числа претендентов и возьмет его с собой на концерт в Пекине с новой программой «Скажи, что ты любишь», который состоится в будущем году.
«Иван Купала» - «Родина» ****
«Яндекс.Музыка». Релиз диска состоялся в июле.
«Получилось, что мы не появлялись с новыми песнями более семи лет, - объяснял «спикер» «Ивана Купалы» Алексей Румянцев, когда работа над «Родиной» вышла на финишную прямую. - Во многом это связано с тем, что в нашем случае работа над новыми песнями, работа над новыми альбомами, она достаточно трудна. Проводится очень тщательная реставрационная работа, которая позволяет нам получать фольклорные записи в том качестве, в котором они пригодны для использования в наших треках. Такой процесс, к сожалению, отнимает очень много времени и с каждым новым разом, с каждым новым альбомом количество затраченного времени, к сожалению, увеличивается в геометрической прогрессии. В таких трудах как-то очень быстро и незаметно пролетело семь лет, и наконец-то альбом готов». После этого оптимистичного разъяснения прошла еще пара лет, и «Родина» наконец-то вышла. В кропотливом творческом подходе «купальцев» со времен премьеры «Костромы» (1999) мало что изменилось – но как же поменялся ландшафт вокруг! Когда аутентичная этно-музыка в электронном обрамлении дебютировала в конце «лихих 90-х», это интересовало всех. «Наше радио» утянуло песни «Купалы» в свою норку, MTV с помощью группы облагораживало эфир на фоне киркоровых и рук вверх, новость о появлении концертного состава обошла едва ли не первые полосы газет, а уж о возрождении национальной культуры с помощью «Ивана Купалы» не кричал только ленивый… Музыканты, будь они чуть поразговорчивее, могли бы стать мега-звездами и не сходить с обложек, даже не слишком стараясь записывать новые альбомы. Но они предпочли на десяток лет уйти в себя и углубиться в творчество – чтобы выплыв с «Родиной», обнаружить, что теперь это искусство здесь мало кому интересно, а главной музыкальной новостью за полгода является 40-секундный танец на месте бывшего бассейна.
Не будем здесь вспоминать о «возрождении национальной культуры» - уж больно сильную зевоту вызывает это словосочетание. Не будем ругать 90-е: как минимум, по степени любопытства ко всему новому и необычному они дадут большую фору нынешнему и прошлому десятилетиям. «Иван Купала» стал жертвой двух крайностей: сначала их подняли даже на те щиты, на которые они и не думали взбираться. А сейчас на все их эксперименты взирают с пресыщенным равнодушием. И MTV давно не интересуется музыкой, и аутентичный фолк вернулся в культурные резервации. Туда же со своим новым альбомом отправился и «Иван Купала».
При нормальном состоянии умов, страны и шоу-бизнеса возвращение группы стало бы, может, и не триумфальным, но заметным, а кропотливость и перфекционизм только добавил бы к ним уважения. «Иван Купала» - крепкий проект, удачно нашедший свою нишу и с каждым альбомом звучащий все интереснее и профессиональнее. Великолепна обложка «Родины»: летящий в небе домик с клочком земли – прекрасная метафора здорового отношения к корням. Фольклорное пение бабок дополнено на пластинке фрагментами народных сказок в их же исполнении. Голоса вокалисток, кстати, весьма напоминают те, что произвели такой фурор во времена «Костромы»; даже если бабушки другие, это не отменяет гуманистического посыла: пусть старушки живут долго и записывают с «Иваном Купалой» еще десяток альбомов. Что касается аранжировочных приемов, то они стали гораздо разнообразнее: после радости узнавания быстро приходит понимание, на что, собственно, было «незаметно» потрачено десять лет. У «Купалы» появились и восточные мотивы (см. «Балабай» или «Гамелан»), и много музыки a la Enigma, и просто сами по себе сильные мелодии. А такие треки, как «Коток», «Жито», «Лося» и «Родина», были бы уместны и звучали бы свежо и красиво на волне практически любого формата.
Алексей Мажаев, InterMedia