"ФАКТОР СТРАХА" - "ТЕАТР ВОЕННЫХ ДЕЙСТВИЙ, АКТ 1"
"Фактор страха" - сайд-проект Кирилла Немоляева и музыкантов группы "Тризна". Проект не без скрытых амбиций: если восторженных оценок не будет, они не выдадут своего расстройства. А ежели случится успех, музыканты уже подвели под него теоретическую базу: "Фактор страха" задуман как первая отечественная группа, исполняющая модерн-метал на русском языке. Сплав мелодики и угара, высоких рулад и гроулинга должен свидетельствовать о том, что и у нас находятся люди, для которых мировые хеви-тенденции не остаются незамеченными. "Фактор страха" в принципе не прочь стать и коммерчески успешным актом — если на модерн-метальную наживку клюнут потребители, группа вполне может отложить остальные дела и сосредоточиться на этом, которое пока имеет окраску необязательного хобби.
Русский модерн-метал, признаться, пока изрядно смахивает на русский авось. Слушая пластинку, трудно отделаться от мысли, что все участники записи занимались вдохновенной сменой собственных привычных масок. Так, Кириллу Немоляеву надоело брутальным образом перепевать нежные попсовые шлягеры, и он не без удовольствия прорычал музыкальный материал совсем иного свойства. Автор всей музыки и почти всех текстов Константин Селезнев разобрался с внутренними проблемами и проявил себя отличным мелодистом. Остальные "тризновцы" лихо взялись за не совсем свойственное им дело - и тоже, в общем-то, преуспели. Маски сорваны, и миру явился столь неоднозначный результат, что положительная реакция абсолютно не гарантирована. К столь смелому смешению жанров окажутся готовы далеко не все уши. Например, в альбоме есть много красивых мотивов, неизбежно вызывающих ассоциации с гуру здешнего мелодического харда "Арией" и "Кипеловым". Однако любителям вышеназванных коллективов ловить на пластинке особенно нечего: во-первых, вокалист Илья Александров — это все-таки не Валерий Кипелов, в лучшем случае, хи-хи, Артур Беркут; фрагментами он выдает отменные партии, но много петь ему не позволяют. Во-вторых, вслушиваться в тексты "Фактора страха" лучше всего, держа в руках буклет, где они отпечатаны, - аранжировки и солисты не позволяют понять их без полиграфического посредника. В-третьих, у "Арии" и "Кипелова" никогда не было и не будет ничего похожего на Кирилла Немоляева — для любителей прозрачных высоких "метальных" голосов шоком станут даже те моменты, где гроулинг лидера "Бони НеМ" грубо перебивает ясное пение Александрова. С моей точки зрения, над распределением голосовых партий проекту следовало подумать более тщательно. Рев Кирилла тяжело воспринимать вне контекста его вокально-юмористических упражнений. Поэтому "факторстраховское" сочетание мелодизма с брутальностью, каким бы модным оно ни было на Западе, благодаря немоляевским зверствам кажется несколько пародийным. Если любителям "Арии" записанная здесь музыка покажется не по делу перегруженной, то у почитателей более жесткого звучания, напротив, возникнут вопросы к балладным кускам.
Вывод: "Фактор страха" станет видным явлениям отечественного хеви-метал только в том случае, если найдется много меломанов, которых не покоробит вышеописанное смешение жанров. Или если его перепутают с группой "Фактор-2" и отправят на гастроли по Пырловкам.
Алексей Мажаев, InterMedia
«Серебро» - «Перепутала» ****
2015, «Монолит»
Группа «Серебро» как-то активизировалась и бомбардирует слушателей синглами – видать, не за горами большой релиз. Хотя полнометражные альбомы выпускать ни к чему, если каждая новая песня, сопровождаемая провокационным клипом, будет вызывать большой резонанс – а ведь «Серебро» и их продюсер Максим Фадеев хорошо знают, как его устроить.
Вышло так, что сначала я послушал сингл «Перепутала» - и он показался мне не более чем милой среднетемповой песней с относительно запоминающимся припевом и типичной девичьей любовной лирикой, в создании которой неплохо поднаторела солистка и соавтор Фадеева Ольга Серябкина. Ну а уже потом я ознакомился с клипом на эту песню.
Что тут сказать: вне видеоряда песня работает процентов на 30 и кажется вполне проходной. Но клип нужно посмотреть как можно быстрее – мало ли что взбредёт в голову коллективному Человеку Запрещающему; там, где здравомыслящий зритель увидит красивых девок с необычной тягой к чёрному юмору, охранитель непременно узреет пропаганду суицида и агрессивную сексуальность. Гармоничным фоном к видеоклипу, от которого невозможно оторвать глаз ни «разрешителю», ни «запретителю», служит песня «Перепутала». С этой картинкой она неумолимо оккупирует мозг, и, услышав её где-нибудь, вы, может, и не сразу вспомните, кто поёт, но обрадуетесь песне, как родной. Но только в таком порядке: без видео – необязательный трек, с видео – хит сезона.
Алексей Мажаев,InterMedia
Витас доверил создание клипа на песню «Мне бы в небо» поклонникам
Витас запустил конкурс для поклонников на создание авторской версии видеоклипа «Мне бы в небо». Весной этого года артист снял клип на эту песню с певицей Ксеноной, с которой они ее исполняли дуэтом, и музыканты остались довольны результатом. Однако сейчас перед релизом нового альбома Витаса «Мне бы в небо» подготовлена соло-версия песни, и певец предложил всем творчески заинтересованным людям сделать свою версию клипа именно на ее сольный вариант.
Творения поклонников Витас будет отсматривать сам. В свой день рождения он выберет победителя из числа претендентов и возьмет его с собой на концерт в Пекине с новой программой «Скажи, что ты любишь», который состоится в будущем году.
«Иван Купала» - «Родина» ****
«Яндекс.Музыка». Релиз диска состоялся в июле.
«Получилось, что мы не появлялись с новыми песнями более семи лет, - объяснял «спикер» «Ивана Купалы» Алексей Румянцев, когда работа над «Родиной» вышла на финишную прямую. - Во многом это связано с тем, что в нашем случае работа над новыми песнями, работа над новыми альбомами, она достаточно трудна. Проводится очень тщательная реставрационная работа, которая позволяет нам получать фольклорные записи в том качестве, в котором они пригодны для использования в наших треках. Такой процесс, к сожалению, отнимает очень много времени и с каждым новым разом, с каждым новым альбомом количество затраченного времени, к сожалению, увеличивается в геометрической прогрессии. В таких трудах как-то очень быстро и незаметно пролетело семь лет, и наконец-то альбом готов». После этого оптимистичного разъяснения прошла еще пара лет, и «Родина» наконец-то вышла. В кропотливом творческом подходе «купальцев» со времен премьеры «Костромы» (1999) мало что изменилось – но как же поменялся ландшафт вокруг! Когда аутентичная этно-музыка в электронном обрамлении дебютировала в конце «лихих 90-х», это интересовало всех. «Наше радио» утянуло песни «Купалы» в свою норку, MTV с помощью группы облагораживало эфир на фоне киркоровых и рук вверх, новость о появлении концертного состава обошла едва ли не первые полосы газет, а уж о возрождении национальной культуры с помощью «Ивана Купалы» не кричал только ленивый… Музыканты, будь они чуть поразговорчивее, могли бы стать мега-звездами и не сходить с обложек, даже не слишком стараясь записывать новые альбомы. Но они предпочли на десяток лет уйти в себя и углубиться в творчество – чтобы выплыв с «Родиной», обнаружить, что теперь это искусство здесь мало кому интересно, а главной музыкальной новостью за полгода является 40-секундный танец на месте бывшего бассейна.
Не будем здесь вспоминать о «возрождении национальной культуры» - уж больно сильную зевоту вызывает это словосочетание. Не будем ругать 90-е: как минимум, по степени любопытства ко всему новому и необычному они дадут большую фору нынешнему и прошлому десятилетиям. «Иван Купала» стал жертвой двух крайностей: сначала их подняли даже на те щиты, на которые они и не думали взбираться. А сейчас на все их эксперименты взирают с пресыщенным равнодушием. И MTV давно не интересуется музыкой, и аутентичный фолк вернулся в культурные резервации. Туда же со своим новым альбомом отправился и «Иван Купала».
При нормальном состоянии умов, страны и шоу-бизнеса возвращение группы стало бы, может, и не триумфальным, но заметным, а кропотливость и перфекционизм только добавил бы к ним уважения. «Иван Купала» - крепкий проект, удачно нашедший свою нишу и с каждым альбомом звучащий все интереснее и профессиональнее. Великолепна обложка «Родины»: летящий в небе домик с клочком земли – прекрасная метафора здорового отношения к корням. Фольклорное пение бабок дополнено на пластинке фрагментами народных сказок в их же исполнении. Голоса вокалисток, кстати, весьма напоминают те, что произвели такой фурор во времена «Костромы»; даже если бабушки другие, это не отменяет гуманистического посыла: пусть старушки живут долго и записывают с «Иваном Купалой» еще десяток альбомов. Что касается аранжировочных приемов, то они стали гораздо разнообразнее: после радости узнавания быстро приходит понимание, на что, собственно, было «незаметно» потрачено десять лет. У «Купалы» появились и восточные мотивы (см. «Балабай» или «Гамелан»), и много музыки a la Enigma, и просто сами по себе сильные мелодии. А такие треки, как «Коток», «Жито», «Лося» и «Родина», были бы уместны и звучали бы свежо и красиво на волне практически любого формата.
Алексей Мажаев, InterMedia