КАТЯ ЛЕЛЬ — "КРУЧУ-ВЕРЧУ"
До встречи с композитором Максимом Фадеевым Катя Лель была одной из трудноразличимых безголосых поп-певуний с совершенно невнятным репертуаром. Попробуйте-ка вспомнить какой-нибудь ее хит до "Джаги-джаги"! Что? Какие еще "Горошины"? Не смешите. Где-то за полгода до "Джаги-джаги" прошел слух о том, что Фадеев пишет за хорошие деньги по альбому для Кати Лель и Лены Зосимовой. Знали бы вы, какой хохот тогда вызывали эти предположения, впоследствии оказавшиеся чистой правдой (Зосимова, к сожалению, на полпути отказалась от карьеры гламурной поп-дивы и теперь домохозяит). Пусть как таковой встречи с композитором Фадеевым у Кати Лель и не было, а были нормальные товарно-денежные отношения, тем не менее ее ход вызывает уважение. Трудно вспомнить другую поп-певицу, способную столь резко поменять в лучшую сторону имидж и репертуар. Тут можно возразить, что за продюсерские деньги можно и не такие песни купить. Можно-то можно, но что ж никто не покупает?
Как отчетливо видно по новому альбому "Кручу-верчу", успех "Джаги-джаги", "Муси-пуси" и "Долетай" сильно повысил и самооценку Кати Лель. Произведений Максима Фадеева здесь нет — во-первых, потому, что Катя теперь сама взялась сочинять песни, а во-вторых, Катя поссорилась с инвестором, который не скупился при покупке фадеевских товаров. Теперь бывший продюсер требует у Лель возврата затраченных средств, и дело может дойти до суда, но это другая история. В новой пластинке певица, не щадя живота своего, доказывает, что может обойтись и без Волкова, и без Фадеева — и получится не хуже.
Что ж, обвального падения музыкального качества действительно не произошло, но альбом звучит ужасающе вторично. Многие уже высказывали мнение, что Максим Фадеев не в состоянии обеспечить достойным репертуаром всех своих подопы… подопечных артистов, и получается, что все они вынуждены петь почти одинаковые вещи. Теперь ситуация и вовсе складывается гротескно: вместе с Фадеевым песни, похожие на его песни, пишут и другие авторы — на этом диске в данном жанре выступили и сама Катя Лель, и даже Юрий Усачев. Если так пойдет дальше, то вся попса будет петь одно и то же. Интересно, почему Катя не замечает, что сочиняет она не свои песни, а повторяет уже имеющиеся фадеевские: "Кручу-верчу" практически неотличима от "Муси-пуси", а "Две капельки" в сущности является замедленной версией ее же. Автор "До свидания, милый" Юрий Усачев любезно предоставил певице повторение "Кораблей", которые Фадеев написал для Юли Савичевой. Вообще, поиск разнообразных заимствований может сделать прослушивание пластинки "Кручу-верчу" очень забавным занятием: чудятся то "Фотография 9х12" ("Я люблю тебя"), то "Плачет девочка в автомате" ("Париж"), то "Посмотри в глаза"… Короче говоря, с миру по нитке — Кате Лель первый самостоятельный альбом.
Нельзя сказать, что это плохо. В конце концов, нот всего… сколько их там? И образцы для подражания певица по большей части выбирала не самые плохие. Другое дело, что на альбом ее хватило, и потенциал "Джаги-джаги" еще не выработан полностью — но захочет ли публика слушать следующую пластинку, если она окажется такой же пародийной? Поневоле певице придется возвращаться к старому имиджу и положению. Даже если Катя найдет нового щедрого инвестора, который захочет оплатить новые стильные песни, покупать их особо не у кого. Не к Фадееву же снова обращаться. Замкнутый круг какой-то.
Рита Скитер, InterMedia
«Серебро» - «Перепутала» ****
2015, «Монолит»
Группа «Серебро» как-то активизировалась и бомбардирует слушателей синглами – видать, не за горами большой релиз. Хотя полнометражные альбомы выпускать ни к чему, если каждая новая песня, сопровождаемая провокационным клипом, будет вызывать большой резонанс – а ведь «Серебро» и их продюсер Максим Фадеев хорошо знают, как его устроить.
Вышло так, что сначала я послушал сингл «Перепутала» - и он показался мне не более чем милой среднетемповой песней с относительно запоминающимся припевом и типичной девичьей любовной лирикой, в создании которой неплохо поднаторела солистка и соавтор Фадеева Ольга Серябкина. Ну а уже потом я ознакомился с клипом на эту песню.
Что тут сказать: вне видеоряда песня работает процентов на 30 и кажется вполне проходной. Но клип нужно посмотреть как можно быстрее – мало ли что взбредёт в голову коллективному Человеку Запрещающему; там, где здравомыслящий зритель увидит красивых девок с необычной тягой к чёрному юмору, охранитель непременно узреет пропаганду суицида и агрессивную сексуальность. Гармоничным фоном к видеоклипу, от которого невозможно оторвать глаз ни «разрешителю», ни «запретителю», служит песня «Перепутала». С этой картинкой она неумолимо оккупирует мозг, и, услышав её где-нибудь, вы, может, и не сразу вспомните, кто поёт, но обрадуетесь песне, как родной. Но только в таком порядке: без видео – необязательный трек, с видео – хит сезона.
Алексей Мажаев,InterMedia
Витас доверил создание клипа на песню «Мне бы в небо» поклонникам
Витас запустил конкурс для поклонников на создание авторской версии видеоклипа «Мне бы в небо». Весной этого года артист снял клип на эту песню с певицей Ксеноной, с которой они ее исполняли дуэтом, и музыканты остались довольны результатом. Однако сейчас перед релизом нового альбома Витаса «Мне бы в небо» подготовлена соло-версия песни, и певец предложил всем творчески заинтересованным людям сделать свою версию клипа именно на ее сольный вариант.
Творения поклонников Витас будет отсматривать сам. В свой день рождения он выберет победителя из числа претендентов и возьмет его с собой на концерт в Пекине с новой программой «Скажи, что ты любишь», который состоится в будущем году.
«Иван Купала» - «Родина» ****
«Яндекс.Музыка». Релиз диска состоялся в июле.
«Получилось, что мы не появлялись с новыми песнями более семи лет, - объяснял «спикер» «Ивана Купалы» Алексей Румянцев, когда работа над «Родиной» вышла на финишную прямую. - Во многом это связано с тем, что в нашем случае работа над новыми песнями, работа над новыми альбомами, она достаточно трудна. Проводится очень тщательная реставрационная работа, которая позволяет нам получать фольклорные записи в том качестве, в котором они пригодны для использования в наших треках. Такой процесс, к сожалению, отнимает очень много времени и с каждым новым разом, с каждым новым альбомом количество затраченного времени, к сожалению, увеличивается в геометрической прогрессии. В таких трудах как-то очень быстро и незаметно пролетело семь лет, и наконец-то альбом готов». После этого оптимистичного разъяснения прошла еще пара лет, и «Родина» наконец-то вышла. В кропотливом творческом подходе «купальцев» со времен премьеры «Костромы» (1999) мало что изменилось – но как же поменялся ландшафт вокруг! Когда аутентичная этно-музыка в электронном обрамлении дебютировала в конце «лихих 90-х», это интересовало всех. «Наше радио» утянуло песни «Купалы» в свою норку, MTV с помощью группы облагораживало эфир на фоне киркоровых и рук вверх, новость о появлении концертного состава обошла едва ли не первые полосы газет, а уж о возрождении национальной культуры с помощью «Ивана Купалы» не кричал только ленивый… Музыканты, будь они чуть поразговорчивее, могли бы стать мега-звездами и не сходить с обложек, даже не слишком стараясь записывать новые альбомы. Но они предпочли на десяток лет уйти в себя и углубиться в творчество – чтобы выплыв с «Родиной», обнаружить, что теперь это искусство здесь мало кому интересно, а главной музыкальной новостью за полгода является 40-секундный танец на месте бывшего бассейна.
Не будем здесь вспоминать о «возрождении национальной культуры» - уж больно сильную зевоту вызывает это словосочетание. Не будем ругать 90-е: как минимум, по степени любопытства ко всему новому и необычному они дадут большую фору нынешнему и прошлому десятилетиям. «Иван Купала» стал жертвой двух крайностей: сначала их подняли даже на те щиты, на которые они и не думали взбираться. А сейчас на все их эксперименты взирают с пресыщенным равнодушием. И MTV давно не интересуется музыкой, и аутентичный фолк вернулся в культурные резервации. Туда же со своим новым альбомом отправился и «Иван Купала».
При нормальном состоянии умов, страны и шоу-бизнеса возвращение группы стало бы, может, и не триумфальным, но заметным, а кропотливость и перфекционизм только добавил бы к ним уважения. «Иван Купала» - крепкий проект, удачно нашедший свою нишу и с каждым альбомом звучащий все интереснее и профессиональнее. Великолепна обложка «Родины»: летящий в небе домик с клочком земли – прекрасная метафора здорового отношения к корням. Фольклорное пение бабок дополнено на пластинке фрагментами народных сказок в их же исполнении. Голоса вокалисток, кстати, весьма напоминают те, что произвели такой фурор во времена «Костромы»; даже если бабушки другие, это не отменяет гуманистического посыла: пусть старушки живут долго и записывают с «Иваном Купалой» еще десяток альбомов. Что касается аранжировочных приемов, то они стали гораздо разнообразнее: после радости узнавания быстро приходит понимание, на что, собственно, было «незаметно» потрачено десять лет. У «Купалы» появились и восточные мотивы (см. «Балабай» или «Гамелан»), и много музыки a la Enigma, и просто сами по себе сильные мелодии. А такие треки, как «Коток», «Жито», «Лося» и «Родина», были бы уместны и звучали бы свежо и красиво на волне практически любого формата.
Алексей Мажаев, InterMedia