"МАШИНА ВРЕМЕНИ" И КАМЕРНЫЙ ОРКЕСТР KREMLIN — "KREMLIN ROCKS!"
Начинать просмотр DVD лучше прямо сразу с бонусов, где записано, в частности, интервью лидера группы "Машина времени" Андрея Макаревича и художественного руководителя камерного оркестра Kremlin Миши Рахлевского. Тогда не надо будет тратить время на недоумение, почему это Макаревич с Маргулисом стоят на сцене во фраках в окружении пары десятков людей совершенно не рок-н-ролльной наружности. Не нужно будет также задаваться вопросом, когда это "Машина" успела сыграть с симфоническим оркестром и как это мы пропустили сие знаменательное действо. А вот тогда и успела: концерт проходил в Гостином дворе и предназначался, мягко говоря, не для всех. Хорошо хоть, что благодаря DVD можно узнать, как все было. А из интервью двух достойных руководителей предлагается узнать, почему все это было. "Наступает время, когда понимаешь: камерный оркестр, симфонический оркестр — это инструмент, близкий к совершенству", - со знакомой всей стране улыбкой говорит Андрей Вадимович Макаревич: слышал бы его лет 25 назад лохматый рокер Андрюша Макаревич. Лидер "Машины времени" рассыпается в комплиментах оркестру Рахлевского и с интимными интонациями сообщает, какой это все-таки особый кайф — когда сбоку от тебя на сцене играют виолончели. Миша Рахлевский рассказывает, что Kremlin любит иногда поэкспериментировать с неакадемическими формами, и музыка "Машины времени" дала оркестру очередную такую благодатную возможность. По словам худрука, работать с "МВ" оказалось проще, чем казалось: уж больно сыгранной и профессиональной оказалась группа. Кроме того, Макаревич и Ко полностью соответствуют кредо Рахлевского получать удовольствие от музицирования.
Судя по всему, посотрудничав с "Машиной", камерный оркестр Kremlin вообразил себя этакими матерыми рокерами. Об этом свидетельствуют хотя бы В.А.Моцарт, наряженный на обложке в черные очки (аналогичный портрет висел за спинами музыкантов и во время концерта), а также номер "Преслиана", исполненный на сцене без участия "Машины времени". Однако обе эти шутки получились какими-то вымученными — вместо Пресли оркестр неудержимо тянет сыграть привычного Моцарта, и эта раздвоенность не идет на пользу. Кстати, еще одним бонусом стала небольшая видеозапись, где Kremlin занимается привычным делом — играет попурри "Моцартиана" из произведений понятно кого. Вниманию интересующихся: именно здесь оркестр представлен в своем естественном виде.
Впрочем, песни "Машины времени" в симфонических аранжировках тоже выглядят большей частью очень хорошо. Группа не стала радикально отказываться от рок-прошлого и вышла на концерт в обычном составе: игра оркестра стала корректным дополнением к привычному звучанию "МВ", причем удачные треки явно преобладают. И это несмотря на то, что буквально перед самым началом, как явствует из того самого интервью, партнеры поняли, что электрические инструменты звучат громче акустических. Тем не менее эту проблему удалось преодолеть: только в рок-классике типа "Поворота" оркестра почти не слышно: "Машина", правда, специально делает паузы, чтоб дать зрителям попеть, а Kremlin’у — прозвучать, но в этом случае скрипки с виолончелями выглядят довольно комично. Зато в лирических произведениях "Музыка под снегом", "Свеча", "Снег", "Он был старше ее" камерная подложка звучит более чем уместно. Удачно вписались солисты оркестра и в блюзы Евгения Маргулиса в авторском исполнении.
Леопольд Покровский, InterMedia
«Серебро» - «Перепутала» ****
2015, «Монолит»
Группа «Серебро» как-то активизировалась и бомбардирует слушателей синглами – видать, не за горами большой релиз. Хотя полнометражные альбомы выпускать ни к чему, если каждая новая песня, сопровождаемая провокационным клипом, будет вызывать большой резонанс – а ведь «Серебро» и их продюсер Максим Фадеев хорошо знают, как его устроить.
Вышло так, что сначала я послушал сингл «Перепутала» - и он показался мне не более чем милой среднетемповой песней с относительно запоминающимся припевом и типичной девичьей любовной лирикой, в создании которой неплохо поднаторела солистка и соавтор Фадеева Ольга Серябкина. Ну а уже потом я ознакомился с клипом на эту песню.
Что тут сказать: вне видеоряда песня работает процентов на 30 и кажется вполне проходной. Но клип нужно посмотреть как можно быстрее – мало ли что взбредёт в голову коллективному Человеку Запрещающему; там, где здравомыслящий зритель увидит красивых девок с необычной тягой к чёрному юмору, охранитель непременно узреет пропаганду суицида и агрессивную сексуальность. Гармоничным фоном к видеоклипу, от которого невозможно оторвать глаз ни «разрешителю», ни «запретителю», служит песня «Перепутала». С этой картинкой она неумолимо оккупирует мозг, и, услышав её где-нибудь, вы, может, и не сразу вспомните, кто поёт, но обрадуетесь песне, как родной. Но только в таком порядке: без видео – необязательный трек, с видео – хит сезона.
Алексей Мажаев,InterMedia
Витас доверил создание клипа на песню «Мне бы в небо» поклонникам
Витас запустил конкурс для поклонников на создание авторской версии видеоклипа «Мне бы в небо». Весной этого года артист снял клип на эту песню с певицей Ксеноной, с которой они ее исполняли дуэтом, и музыканты остались довольны результатом. Однако сейчас перед релизом нового альбома Витаса «Мне бы в небо» подготовлена соло-версия песни, и певец предложил всем творчески заинтересованным людям сделать свою версию клипа именно на ее сольный вариант.
Творения поклонников Витас будет отсматривать сам. В свой день рождения он выберет победителя из числа претендентов и возьмет его с собой на концерт в Пекине с новой программой «Скажи, что ты любишь», который состоится в будущем году.
«Иван Купала» - «Родина» ****
«Яндекс.Музыка». Релиз диска состоялся в июле.
«Получилось, что мы не появлялись с новыми песнями более семи лет, - объяснял «спикер» «Ивана Купалы» Алексей Румянцев, когда работа над «Родиной» вышла на финишную прямую. - Во многом это связано с тем, что в нашем случае работа над новыми песнями, работа над новыми альбомами, она достаточно трудна. Проводится очень тщательная реставрационная работа, которая позволяет нам получать фольклорные записи в том качестве, в котором они пригодны для использования в наших треках. Такой процесс, к сожалению, отнимает очень много времени и с каждым новым разом, с каждым новым альбомом количество затраченного времени, к сожалению, увеличивается в геометрической прогрессии. В таких трудах как-то очень быстро и незаметно пролетело семь лет, и наконец-то альбом готов». После этого оптимистичного разъяснения прошла еще пара лет, и «Родина» наконец-то вышла. В кропотливом творческом подходе «купальцев» со времен премьеры «Костромы» (1999) мало что изменилось – но как же поменялся ландшафт вокруг! Когда аутентичная этно-музыка в электронном обрамлении дебютировала в конце «лихих 90-х», это интересовало всех. «Наше радио» утянуло песни «Купалы» в свою норку, MTV с помощью группы облагораживало эфир на фоне киркоровых и рук вверх, новость о появлении концертного состава обошла едва ли не первые полосы газет, а уж о возрождении национальной культуры с помощью «Ивана Купалы» не кричал только ленивый… Музыканты, будь они чуть поразговорчивее, могли бы стать мега-звездами и не сходить с обложек, даже не слишком стараясь записывать новые альбомы. Но они предпочли на десяток лет уйти в себя и углубиться в творчество – чтобы выплыв с «Родиной», обнаружить, что теперь это искусство здесь мало кому интересно, а главной музыкальной новостью за полгода является 40-секундный танец на месте бывшего бассейна.
Не будем здесь вспоминать о «возрождении национальной культуры» - уж больно сильную зевоту вызывает это словосочетание. Не будем ругать 90-е: как минимум, по степени любопытства ко всему новому и необычному они дадут большую фору нынешнему и прошлому десятилетиям. «Иван Купала» стал жертвой двух крайностей: сначала их подняли даже на те щиты, на которые они и не думали взбираться. А сейчас на все их эксперименты взирают с пресыщенным равнодушием. И MTV давно не интересуется музыкой, и аутентичный фолк вернулся в культурные резервации. Туда же со своим новым альбомом отправился и «Иван Купала».
При нормальном состоянии умов, страны и шоу-бизнеса возвращение группы стало бы, может, и не триумфальным, но заметным, а кропотливость и перфекционизм только добавил бы к ним уважения. «Иван Купала» - крепкий проект, удачно нашедший свою нишу и с каждым альбомом звучащий все интереснее и профессиональнее. Великолепна обложка «Родины»: летящий в небе домик с клочком земли – прекрасная метафора здорового отношения к корням. Фольклорное пение бабок дополнено на пластинке фрагментами народных сказок в их же исполнении. Голоса вокалисток, кстати, весьма напоминают те, что произвели такой фурор во времена «Костромы»; даже если бабушки другие, это не отменяет гуманистического посыла: пусть старушки живут долго и записывают с «Иваном Купалой» еще десяток альбомов. Что касается аранжировочных приемов, то они стали гораздо разнообразнее: после радости узнавания быстро приходит понимание, на что, собственно, было «незаметно» потрачено десять лет. У «Купалы» появились и восточные мотивы (см. «Балабай» или «Гамелан»), и много музыки a la Enigma, и просто сами по себе сильные мелодии. А такие треки, как «Коток», «Жито», «Лося» и «Родина», были бы уместны и звучали бы свежо и красиво на волне практически любого формата.
Алексей Мажаев, InterMedia