"КАСТА" - "МУЗЫКА ИЗ АЛЬБОМОВ"
Социально озабоченный рэп "Касты" породил огромную волну подражателей — с их именами можно ознакомиться в каталоге лейбла Respect Production. Расплодившись, мрачноватые парни, уныло бубнящие о своих уличных проблемах, фактически свели на нет достижения самой "Касты" - в конце концов, Влади, Шыма и Хамиля стало слушать так же неинтересно, как и их коллег по лейблу. Продвинутые слушатели рэп-музыки меня поправят, но обычному меломану, который из неблизких жанров способен отметить лишь лучшие проявления, ловить стало решительно нечего. Даже как-то подзабылось, что честные тексты сопровождались у "Касты" времен расцвета весьма правильно подобранной музыкой, наглядно оттеняющей ударные моменты невеселого повествования. Подражатели же вообще мало заморачивались на мелодической составляющей — неяркий трагический речитатив, как правило, шел под столь же малозаметные сэмплы, в лучшем случае эксплуатирующие какой-то известный мотив. Сама "Каста" в последнее время тоже не особенно выделялась на общем фоне.
И вдруг она сделала ход конем. Аналогов этому так сразу и не припомнишь — рэп-группа выпускает почти полностью инструментальный альбом! 80-минутный диск вместил 40 треков, где нет наполненного горьким смыслом речитатива, а есть лишь музыка, которая в прошлом служила этому речитативу фоном. Композитор "Касты" Влади, он же Владислав Лешкевич, сам отобрал свои любимые мелодические треки, причем на компакт-диск максимальной длины поместились не все. В пластинку вошли композиции с пяти альбомов группы — "Трехмерные рифмы", "В полном действии", "Громче воды, тише травы", "Что нам делать в Греции" и "Феникс". Максимальное число сильных мелодий зафиксировано на "Громче воды…" и "Фениксе". Вообще же прослушивание бессловесного рэп-альбома способно приготовить много открытий чудных. Главное из них — что в "Касте" действительно сильное композиторское отделение: то, что иногда не было слышно за словами, здесь предстает во всей красе. Некоторые треки, кажется, только выигрывают от отсутствия слов: во всяком случае, потребности вспоминать текст, который сопровождали данные мелодии, не возникает почти ни разу за 80 минут. Отдельные номера вполне могут котироваться и в качестве самостоятельных произведений — например, "На порядок выше", "Горячее время", "Феникс", ориентальный "Пир" и "Сказка", единственный трек, сочиненный Шымом (правда, этот мрачноватый мотив вполне мог быть вдохновлен диско-хитом "Синий, синий иней"). Остальные дорожки тоже по-своему хороши - их можно довольно точно охарактеризовать термином "киномузыка". То, что Влади приберегал для пластинок своей родной группы, вполне могло составить счастье какого-нибудь кинорежиссера — эти тревожные, цепляющие интонации, эти аскетичные аранжировки так и просятся в саундтрек современного триллера, может быть, даже и не одного. Кстати, не исключено, что и допросятся: если нужны хорошие фоновые киномелодии, обратитесь к Влади — их есть у него. И только одно в этой работе смущает как слушателя, так и самого композитора: на обложке диска — между прочим, не забудьте оценить его точное и лаконичное название! - на переднем плане с магнитофоном сидит не он, а Хамиль. Сам же герой скромно блестит белоснежными кроссовками на заднем плане — среднего роста, плечистый и крепкий, а под кепкой лица не разобрать.
Марк Радель, InterMedia
«Серебро» - «Перепутала» ****
2015, «Монолит»
Группа «Серебро» как-то активизировалась и бомбардирует слушателей синглами – видать, не за горами большой релиз. Хотя полнометражные альбомы выпускать ни к чему, если каждая новая песня, сопровождаемая провокационным клипом, будет вызывать большой резонанс – а ведь «Серебро» и их продюсер Максим Фадеев хорошо знают, как его устроить.
Вышло так, что сначала я послушал сингл «Перепутала» - и он показался мне не более чем милой среднетемповой песней с относительно запоминающимся припевом и типичной девичьей любовной лирикой, в создании которой неплохо поднаторела солистка и соавтор Фадеева Ольга Серябкина. Ну а уже потом я ознакомился с клипом на эту песню.
Что тут сказать: вне видеоряда песня работает процентов на 30 и кажется вполне проходной. Но клип нужно посмотреть как можно быстрее – мало ли что взбредёт в голову коллективному Человеку Запрещающему; там, где здравомыслящий зритель увидит красивых девок с необычной тягой к чёрному юмору, охранитель непременно узреет пропаганду суицида и агрессивную сексуальность. Гармоничным фоном к видеоклипу, от которого невозможно оторвать глаз ни «разрешителю», ни «запретителю», служит песня «Перепутала». С этой картинкой она неумолимо оккупирует мозг, и, услышав её где-нибудь, вы, может, и не сразу вспомните, кто поёт, но обрадуетесь песне, как родной. Но только в таком порядке: без видео – необязательный трек, с видео – хит сезона.
Алексей Мажаев,InterMedia
Витас доверил создание клипа на песню «Мне бы в небо» поклонникам
Витас запустил конкурс для поклонников на создание авторской версии видеоклипа «Мне бы в небо». Весной этого года артист снял клип на эту песню с певицей Ксеноной, с которой они ее исполняли дуэтом, и музыканты остались довольны результатом. Однако сейчас перед релизом нового альбома Витаса «Мне бы в небо» подготовлена соло-версия песни, и певец предложил всем творчески заинтересованным людям сделать свою версию клипа именно на ее сольный вариант.
Творения поклонников Витас будет отсматривать сам. В свой день рождения он выберет победителя из числа претендентов и возьмет его с собой на концерт в Пекине с новой программой «Скажи, что ты любишь», который состоится в будущем году.
«Иван Купала» - «Родина» ****
«Яндекс.Музыка». Релиз диска состоялся в июле.
«Получилось, что мы не появлялись с новыми песнями более семи лет, - объяснял «спикер» «Ивана Купалы» Алексей Румянцев, когда работа над «Родиной» вышла на финишную прямую. - Во многом это связано с тем, что в нашем случае работа над новыми песнями, работа над новыми альбомами, она достаточно трудна. Проводится очень тщательная реставрационная работа, которая позволяет нам получать фольклорные записи в том качестве, в котором они пригодны для использования в наших треках. Такой процесс, к сожалению, отнимает очень много времени и с каждым новым разом, с каждым новым альбомом количество затраченного времени, к сожалению, увеличивается в геометрической прогрессии. В таких трудах как-то очень быстро и незаметно пролетело семь лет, и наконец-то альбом готов». После этого оптимистичного разъяснения прошла еще пара лет, и «Родина» наконец-то вышла. В кропотливом творческом подходе «купальцев» со времен премьеры «Костромы» (1999) мало что изменилось – но как же поменялся ландшафт вокруг! Когда аутентичная этно-музыка в электронном обрамлении дебютировала в конце «лихих 90-х», это интересовало всех. «Наше радио» утянуло песни «Купалы» в свою норку, MTV с помощью группы облагораживало эфир на фоне киркоровых и рук вверх, новость о появлении концертного состава обошла едва ли не первые полосы газет, а уж о возрождении национальной культуры с помощью «Ивана Купалы» не кричал только ленивый… Музыканты, будь они чуть поразговорчивее, могли бы стать мега-звездами и не сходить с обложек, даже не слишком стараясь записывать новые альбомы. Но они предпочли на десяток лет уйти в себя и углубиться в творчество – чтобы выплыв с «Родиной», обнаружить, что теперь это искусство здесь мало кому интересно, а главной музыкальной новостью за полгода является 40-секундный танец на месте бывшего бассейна.
Не будем здесь вспоминать о «возрождении национальной культуры» - уж больно сильную зевоту вызывает это словосочетание. Не будем ругать 90-е: как минимум, по степени любопытства ко всему новому и необычному они дадут большую фору нынешнему и прошлому десятилетиям. «Иван Купала» стал жертвой двух крайностей: сначала их подняли даже на те щиты, на которые они и не думали взбираться. А сейчас на все их эксперименты взирают с пресыщенным равнодушием. И MTV давно не интересуется музыкой, и аутентичный фолк вернулся в культурные резервации. Туда же со своим новым альбомом отправился и «Иван Купала».
При нормальном состоянии умов, страны и шоу-бизнеса возвращение группы стало бы, может, и не триумфальным, но заметным, а кропотливость и перфекционизм только добавил бы к ним уважения. «Иван Купала» - крепкий проект, удачно нашедший свою нишу и с каждым альбомом звучащий все интереснее и профессиональнее. Великолепна обложка «Родины»: летящий в небе домик с клочком земли – прекрасная метафора здорового отношения к корням. Фольклорное пение бабок дополнено на пластинке фрагментами народных сказок в их же исполнении. Голоса вокалисток, кстати, весьма напоминают те, что произвели такой фурор во времена «Костромы»; даже если бабушки другие, это не отменяет гуманистического посыла: пусть старушки живут долго и записывают с «Иваном Купалой» еще десяток альбомов. Что касается аранжировочных приемов, то они стали гораздо разнообразнее: после радости узнавания быстро приходит понимание, на что, собственно, было «незаметно» потрачено десять лет. У «Купалы» появились и восточные мотивы (см. «Балабай» или «Гамелан»), и много музыки a la Enigma, и просто сами по себе сильные мелодии. А такие треки, как «Коток», «Жито», «Лося» и «Родина», были бы уместны и звучали бы свежо и красиво на волне практически любого формата.
Алексей Мажаев, InterMedia