ULYTAU — "JUMYR-KYLYSH"
Сейчас уже трудно в это поверить, но в советскую пору на телевидении не было рекламы. О новых фильмах население узнавало из передач "Кинопанорама" или "Спутник кинозрителя", о новых товарах - из программы "Больше хороших товаров". Причем те изделия легкой промышленности, о которых рассказывалось в передаче, в магазинах купить все равно было нельзя — дефицит. А для тех товаров, которые на прилавках были в изобилии, существовала специальная рекламная передача на каком-то самом малозначительном из четырех существовавших каналов. Вот там рекламировались поистине удивительные вещи, которые в здравом уме никто покупать не хотел. У старшего поколения с тех времен осталась глубокая убежденность в том, что в рекламе нуждается только всякая залежалая, не пользующаяся спросом дрянь. Кстати, в случае с биологически активными добавками, за которые как за панацею от любых болезней доверчивые старики готовы отдать всю пенсию, так оно и есть. Но в целом это утверждение не вполне корректно. Нормальным людям реклама всего лишь помогает ориентироваться в мире потребления, информируя о тех или иных товарах или предлагая какие-то виды проведения досуга, а всецело доверять рекламе способен только впечатлительный идиот.
Именно за них, похоже, и держат свою целевую аудиторию авторы рекламы музыкальных проектов. Я здесь не имею в виду анонсы концертов и ролики, информирующие о выходе альбомов известных исполнителей. Речь идет о методах продвижения новых проектов, каковые методы отличаются незавидной прямолинейностью. Заказные статьи о том, что "наконец-то на нашей эстраде появился настоящий мужчина", или заполонившая город наружка, в которой неизвестные физиономии снабжены подписью "Дебют года" - вот излюбленный арсенал криэйторов, работающих с околомузыкальными заказчиками. Да вы сначала музыку покажите, прежде чем писать про "дебют года"! Не показывают и этим только раздражают потенциальных потребителей рекламируемой продукции. Кроме того, информируя о новых именах, пиар-деятели обожают жонглировать фамилиями заслуженных продюсеров или, к примеру, режиссеров, якобы имевших отношение к дебюту героев; при этом новички как бы встают в один ряд с прежними клиентами именитых продюсеров. Понять из пресс-релизов-близнецов, действительно ли проект является стоящим, никогда невозможно: ориентироваться нужно только на собственный вкус или оценки людей, которым доверяешь. Если топорная реклама не вызывает желания познакомиться с творчеством рекламируемого — значит, она не работает. А если творчество оказывается фигней — значит, реклама врет.
Исключения редки. И об одном из них мы сейчас поговорим. Казахская группа с непроизносимым именем и еще менее выговариваемым названием альбома — уже хорошо. Этно-рок, час от часу не легче. Тим Палмер в качестве саунд-продюсера, куда же без веского американского имени. Слащавый пресс-релиз с упоминанием степного ветра, горделивого аллюра грациозных рысаков и медитативной мелодики. Абсолютно с вами согласен, друзья: перечисленного достаточно, чтобы бежать от "Jumyr-Kylysh" куда подальше. И все же не торопитесь; отнеситесь к ниженаписанному как к оценке человека, мнению которого можно доверять (на этом месте менее самонадеянный автор поставил бы стыдливый смайлик). Ulytau — исключительно достойный проект, вдохновенно мешающий разнокалиберную классику с, назовем это так, современным роком. Если вам нравилась Ванесса Мэй, можете задвинуть ее диск на заднюю полку после знакомства с "казахскими" версиями "Турецкого марша" В.А.Моцарта, "Токкаты и фуги" И.С.Баха и "Зимы" Антонио Вивальди. Скрипка Нургайши Садвакасовой в сочетании с хард-гитарой Максима Кичигина и домброй Ержана Алимбетова дает очень вкусный саунд. И не надо думать, что это еще одно просветительское кроссовер-образование, низводящее классику до состояния примитивной попсы. Если бы команда преследовала эту цель, она бы не включила в дебютный альбом семь малоизвестных мелодий казахских композиторов. Именно по этим трекам можно судить о мастерстве и глубине идей музыкантов и саунд-продюсера. Вместо ожидаемого ориентального колорита Ulytau предлагает абсолютно космополитичные инструментальные номера, которые будут поняты и приняты почти на любом потенциальном рынке — хоть российском, хоть европейском. Домбра и скрипка лишь придают рок-аранжировкам шарм, а неизвестные широкой публике мотивы оказались вполне достойным соседством Моцарту и Вивальди. Словом, если вы не нудный музыковед, который всегда найдет к чему придраться, то прослушивание "Jumyr-Kylysh" станет для вас гарантированным удовольствием. И какой бы специальный значок придумать для обозначения рекламы, которая не врет?
Алексей Мажаев, InterMedia
«Серебро» - «Перепутала» ****
2015, «Монолит»
Группа «Серебро» как-то активизировалась и бомбардирует слушателей синглами – видать, не за горами большой релиз. Хотя полнометражные альбомы выпускать ни к чему, если каждая новая песня, сопровождаемая провокационным клипом, будет вызывать большой резонанс – а ведь «Серебро» и их продюсер Максим Фадеев хорошо знают, как его устроить.
Вышло так, что сначала я послушал сингл «Перепутала» - и он показался мне не более чем милой среднетемповой песней с относительно запоминающимся припевом и типичной девичьей любовной лирикой, в создании которой неплохо поднаторела солистка и соавтор Фадеева Ольга Серябкина. Ну а уже потом я ознакомился с клипом на эту песню.
Что тут сказать: вне видеоряда песня работает процентов на 30 и кажется вполне проходной. Но клип нужно посмотреть как можно быстрее – мало ли что взбредёт в голову коллективному Человеку Запрещающему; там, где здравомыслящий зритель увидит красивых девок с необычной тягой к чёрному юмору, охранитель непременно узреет пропаганду суицида и агрессивную сексуальность. Гармоничным фоном к видеоклипу, от которого невозможно оторвать глаз ни «разрешителю», ни «запретителю», служит песня «Перепутала». С этой картинкой она неумолимо оккупирует мозг, и, услышав её где-нибудь, вы, может, и не сразу вспомните, кто поёт, но обрадуетесь песне, как родной. Но только в таком порядке: без видео – необязательный трек, с видео – хит сезона.
Алексей Мажаев,InterMedia
Витас доверил создание клипа на песню «Мне бы в небо» поклонникам
Витас запустил конкурс для поклонников на создание авторской версии видеоклипа «Мне бы в небо». Весной этого года артист снял клип на эту песню с певицей Ксеноной, с которой они ее исполняли дуэтом, и музыканты остались довольны результатом. Однако сейчас перед релизом нового альбома Витаса «Мне бы в небо» подготовлена соло-версия песни, и певец предложил всем творчески заинтересованным людям сделать свою версию клипа именно на ее сольный вариант.
Творения поклонников Витас будет отсматривать сам. В свой день рождения он выберет победителя из числа претендентов и возьмет его с собой на концерт в Пекине с новой программой «Скажи, что ты любишь», который состоится в будущем году.
«Иван Купала» - «Родина» ****
«Яндекс.Музыка». Релиз диска состоялся в июле.
«Получилось, что мы не появлялись с новыми песнями более семи лет, - объяснял «спикер» «Ивана Купалы» Алексей Румянцев, когда работа над «Родиной» вышла на финишную прямую. - Во многом это связано с тем, что в нашем случае работа над новыми песнями, работа над новыми альбомами, она достаточно трудна. Проводится очень тщательная реставрационная работа, которая позволяет нам получать фольклорные записи в том качестве, в котором они пригодны для использования в наших треках. Такой процесс, к сожалению, отнимает очень много времени и с каждым новым разом, с каждым новым альбомом количество затраченного времени, к сожалению, увеличивается в геометрической прогрессии. В таких трудах как-то очень быстро и незаметно пролетело семь лет, и наконец-то альбом готов». После этого оптимистичного разъяснения прошла еще пара лет, и «Родина» наконец-то вышла. В кропотливом творческом подходе «купальцев» со времен премьеры «Костромы» (1999) мало что изменилось – но как же поменялся ландшафт вокруг! Когда аутентичная этно-музыка в электронном обрамлении дебютировала в конце «лихих 90-х», это интересовало всех. «Наше радио» утянуло песни «Купалы» в свою норку, MTV с помощью группы облагораживало эфир на фоне киркоровых и рук вверх, новость о появлении концертного состава обошла едва ли не первые полосы газет, а уж о возрождении национальной культуры с помощью «Ивана Купалы» не кричал только ленивый… Музыканты, будь они чуть поразговорчивее, могли бы стать мега-звездами и не сходить с обложек, даже не слишком стараясь записывать новые альбомы. Но они предпочли на десяток лет уйти в себя и углубиться в творчество – чтобы выплыв с «Родиной», обнаружить, что теперь это искусство здесь мало кому интересно, а главной музыкальной новостью за полгода является 40-секундный танец на месте бывшего бассейна.
Не будем здесь вспоминать о «возрождении национальной культуры» - уж больно сильную зевоту вызывает это словосочетание. Не будем ругать 90-е: как минимум, по степени любопытства ко всему новому и необычному они дадут большую фору нынешнему и прошлому десятилетиям. «Иван Купала» стал жертвой двух крайностей: сначала их подняли даже на те щиты, на которые они и не думали взбираться. А сейчас на все их эксперименты взирают с пресыщенным равнодушием. И MTV давно не интересуется музыкой, и аутентичный фолк вернулся в культурные резервации. Туда же со своим новым альбомом отправился и «Иван Купала».
При нормальном состоянии умов, страны и шоу-бизнеса возвращение группы стало бы, может, и не триумфальным, но заметным, а кропотливость и перфекционизм только добавил бы к ним уважения. «Иван Купала» - крепкий проект, удачно нашедший свою нишу и с каждым альбомом звучащий все интереснее и профессиональнее. Великолепна обложка «Родины»: летящий в небе домик с клочком земли – прекрасная метафора здорового отношения к корням. Фольклорное пение бабок дополнено на пластинке фрагментами народных сказок в их же исполнении. Голоса вокалисток, кстати, весьма напоминают те, что произвели такой фурор во времена «Костромы»; даже если бабушки другие, это не отменяет гуманистического посыла: пусть старушки живут долго и записывают с «Иваном Купалой» еще десяток альбомов. Что касается аранжировочных приемов, то они стали гораздо разнообразнее: после радости узнавания быстро приходит понимание, на что, собственно, было «незаметно» потрачено десять лет. У «Купалы» появились и восточные мотивы (см. «Балабай» или «Гамелан»), и много музыки a la Enigma, и просто сами по себе сильные мелодии. А такие треки, как «Коток», «Жито», «Лося» и «Родина», были бы уместны и звучали бы свежо и красиво на волне практически любого формата.
Алексей Мажаев, InterMedia