"ЧУГУННЫЙ СКОРОХОД" - "РЕАЛИТИ-ШОУ"
Уж несколько лет прошло со времен прежних локальных успехов "Чугунного скорохода" - песен про "быструю походку и взгляд безумный" и "на ногах ускоренных продолжаю колбаситься, прячь таблетки, шухер, милиция". Композиция "Пидоры идут" стала не таким уж локальным успехом, но по неизвестным мне причинам не получила статуса гимна гетеросексуалов. После "Пидоров" "скороходы" ушли в тень — хочется надеяться, что не голубое лобби в шоу-бизнесе оказалось тому виной. Довольно удачное возвращение совпало с началом сотрудничества Антона Ньюмарка с Сергеем Пименовым и его лейблом Uplifto. Правда, вернулся "Скороход" в обновленном составе — куда-то пропал бывший подельник Ньюмарка Павлиг Кох: последнее упоминание этого достойного человека на ленте новостей InterMedia было связано с тем, что Павлиг заразился ящуром (см. МУЗЫКА от 28.03.01). Пожелаем же ему крепкого здоровья и переключимся на сегодняшний вид "Чугунного скорохода". В нем появилась вокалистка по имени Ксюша Раш. Если у вас возникли ассоциации с Юлей Джуси, ставшей голосом проекта Олега Кострова Supersonic Future, то вы попали в точку: Ксюша и Юля поют практически идентичными синтезированными голосами, развивая в рискованном направлении достижения Глюкозы. Питомица Максима Фадеева не имеет права далеко отходить от попсовых форматов и даже на псевдохулиганские песни снимает клипы, которые потом долго крутятся по ТВ. Ньюмарк и Костров на этом не заморачиваются, благодаря чему получают возможность сочинять остроумные треки без оглядки на политкорректность. Собственно, ради произносимых Ксюшей Раш фразочек во многом и стоит слушать этот альбом "Чугунного скорохода".
Впрочем, у этого диска есть и еще одно предназначение — расколбас на танцполе. Пименов, не забывающий вписать другую свою подопечную, Катю Чехову, в попсовую сборную солянку, от своих корней не отказывается — в поп-дэнсе его артистов приоритет всегда остается за "дэнсом". Г-н Ньюмарк и подавно не стремится в звезды эстрадной музыки, поэтому "Реалити-шоу" - это в первую голову часовой ди-джейский сет, а уж во вторую и третью — все остальное. Продолжительные треки, незаметно переходящие один в другой, четкий ритм и многократные повторения фраз — в принципе, все это предназначено для того, чтобы "на ногах ускоренных" и с освобожденной от мыслей головой дергаться в такт. Однако нас главным образом интересует "все остальное". "Чугунный скороход" довольно ловким образом совместил в одном релизе чистый продукт танцевальной субкультуры и произведение, интересное также людям с более широкими музыкальными взглядами. Проще говоря, ряд треков снабжен текстами, которые невозможно слушать без улыбки, даже если поэзия сводится к полубезумным рефренам "ди-джеи не пишут музыку сами, они покупают ее в универсаме", "сначала по одной, потом по половинке — вот все, что нужно для хорошей вечеринки" или зверскому количеству рифм к словосочетанию "after-party". Наибольшего же внимания заслуживают песни, где Антон Ньюмарк расщедрился на сочинение полноценных куплетов. Это "Инопланетянин", повествующий о потерявшемся на Земле представителе (то есть, учитывая пол исполнительницы, представительницы) иной цивилизации, и, конечно, заглавное произведение - убойная пародия на "народное" телешоу "Дом-2". Ньюмарком предложен гораздо более действенный метод борьбы с пошлостью, чем священное возмущение депутатов: остроумное, несколько абсурдное описание тех идиотских страстей, что кипят на реалити-шоу. Если вы "Дом-2" никогда не видели, прослушивания трека вам будет вполне достаточно, чтоб и в дальнейшем не включать эту передачу.
Алексей Мажаев, InterMedia
«Серебро» - «Перепутала» ****
2015, «Монолит»
Группа «Серебро» как-то активизировалась и бомбардирует слушателей синглами – видать, не за горами большой релиз. Хотя полнометражные альбомы выпускать ни к чему, если каждая новая песня, сопровождаемая провокационным клипом, будет вызывать большой резонанс – а ведь «Серебро» и их продюсер Максим Фадеев хорошо знают, как его устроить.
Вышло так, что сначала я послушал сингл «Перепутала» - и он показался мне не более чем милой среднетемповой песней с относительно запоминающимся припевом и типичной девичьей любовной лирикой, в создании которой неплохо поднаторела солистка и соавтор Фадеева Ольга Серябкина. Ну а уже потом я ознакомился с клипом на эту песню.
Что тут сказать: вне видеоряда песня работает процентов на 30 и кажется вполне проходной. Но клип нужно посмотреть как можно быстрее – мало ли что взбредёт в голову коллективному Человеку Запрещающему; там, где здравомыслящий зритель увидит красивых девок с необычной тягой к чёрному юмору, охранитель непременно узреет пропаганду суицида и агрессивную сексуальность. Гармоничным фоном к видеоклипу, от которого невозможно оторвать глаз ни «разрешителю», ни «запретителю», служит песня «Перепутала». С этой картинкой она неумолимо оккупирует мозг, и, услышав её где-нибудь, вы, может, и не сразу вспомните, кто поёт, но обрадуетесь песне, как родной. Но только в таком порядке: без видео – необязательный трек, с видео – хит сезона.
Алексей Мажаев,InterMedia
Витас доверил создание клипа на песню «Мне бы в небо» поклонникам
Витас запустил конкурс для поклонников на создание авторской версии видеоклипа «Мне бы в небо». Весной этого года артист снял клип на эту песню с певицей Ксеноной, с которой они ее исполняли дуэтом, и музыканты остались довольны результатом. Однако сейчас перед релизом нового альбома Витаса «Мне бы в небо» подготовлена соло-версия песни, и певец предложил всем творчески заинтересованным людям сделать свою версию клипа именно на ее сольный вариант.
Творения поклонников Витас будет отсматривать сам. В свой день рождения он выберет победителя из числа претендентов и возьмет его с собой на концерт в Пекине с новой программой «Скажи, что ты любишь», который состоится в будущем году.
«Иван Купала» - «Родина» ****
«Яндекс.Музыка». Релиз диска состоялся в июле.
«Получилось, что мы не появлялись с новыми песнями более семи лет, - объяснял «спикер» «Ивана Купалы» Алексей Румянцев, когда работа над «Родиной» вышла на финишную прямую. - Во многом это связано с тем, что в нашем случае работа над новыми песнями, работа над новыми альбомами, она достаточно трудна. Проводится очень тщательная реставрационная работа, которая позволяет нам получать фольклорные записи в том качестве, в котором они пригодны для использования в наших треках. Такой процесс, к сожалению, отнимает очень много времени и с каждым новым разом, с каждым новым альбомом количество затраченного времени, к сожалению, увеличивается в геометрической прогрессии. В таких трудах как-то очень быстро и незаметно пролетело семь лет, и наконец-то альбом готов». После этого оптимистичного разъяснения прошла еще пара лет, и «Родина» наконец-то вышла. В кропотливом творческом подходе «купальцев» со времен премьеры «Костромы» (1999) мало что изменилось – но как же поменялся ландшафт вокруг! Когда аутентичная этно-музыка в электронном обрамлении дебютировала в конце «лихих 90-х», это интересовало всех. «Наше радио» утянуло песни «Купалы» в свою норку, MTV с помощью группы облагораживало эфир на фоне киркоровых и рук вверх, новость о появлении концертного состава обошла едва ли не первые полосы газет, а уж о возрождении национальной культуры с помощью «Ивана Купалы» не кричал только ленивый… Музыканты, будь они чуть поразговорчивее, могли бы стать мега-звездами и не сходить с обложек, даже не слишком стараясь записывать новые альбомы. Но они предпочли на десяток лет уйти в себя и углубиться в творчество – чтобы выплыв с «Родиной», обнаружить, что теперь это искусство здесь мало кому интересно, а главной музыкальной новостью за полгода является 40-секундный танец на месте бывшего бассейна.
Не будем здесь вспоминать о «возрождении национальной культуры» - уж больно сильную зевоту вызывает это словосочетание. Не будем ругать 90-е: как минимум, по степени любопытства ко всему новому и необычному они дадут большую фору нынешнему и прошлому десятилетиям. «Иван Купала» стал жертвой двух крайностей: сначала их подняли даже на те щиты, на которые они и не думали взбираться. А сейчас на все их эксперименты взирают с пресыщенным равнодушием. И MTV давно не интересуется музыкой, и аутентичный фолк вернулся в культурные резервации. Туда же со своим новым альбомом отправился и «Иван Купала».
При нормальном состоянии умов, страны и шоу-бизнеса возвращение группы стало бы, может, и не триумфальным, но заметным, а кропотливость и перфекционизм только добавил бы к ним уважения. «Иван Купала» - крепкий проект, удачно нашедший свою нишу и с каждым альбомом звучащий все интереснее и профессиональнее. Великолепна обложка «Родины»: летящий в небе домик с клочком земли – прекрасная метафора здорового отношения к корням. Фольклорное пение бабок дополнено на пластинке фрагментами народных сказок в их же исполнении. Голоса вокалисток, кстати, весьма напоминают те, что произвели такой фурор во времена «Костромы»; даже если бабушки другие, это не отменяет гуманистического посыла: пусть старушки живут долго и записывают с «Иваном Купалой» еще десяток альбомов. Что касается аранжировочных приемов, то они стали гораздо разнообразнее: после радости узнавания быстро приходит понимание, на что, собственно, было «незаметно» потрачено десять лет. У «Купалы» появились и восточные мотивы (см. «Балабай» или «Гамелан»), и много музыки a la Enigma, и просто сами по себе сильные мелодии. А такие треки, как «Коток», «Жито», «Лося» и «Родина», были бы уместны и звучали бы свежо и красиво на волне практически любого формата.
Алексей Мажаев, InterMedia