"ПРИКЛЮЧЕНИЯ ЭЛЕКТРОНИКОВ" - "А НУ-КА, ДЕВУШКИ!"
Поверьте, это гораздо лучший саундтрек к празднованию 8 марта, чем какой-нибудь телеконцерт, в котором милых дам будут поздравлять лоснящиеся басковы и киркоровы. Группе "Приключения Электроников", знаменитой прежде всего панковскими кавер-версиями песен пионерского детства, удался отличный альбом — он, во-первых, очень бодрит, а во-вторых, там почти ничего не осталось от неумех-панков. Группа продемонстрировала хороший вкус, выбрав для трек-листа сплошные хиты советских композиторов — от "Надежды" до "Луны-луны". Ни одной проходной песни — шаг коммерчески оправданный, но и рискованный: велика вероятность того, что кавера проиграют оригиналам, которые все помнят досконально. Не меньшего уважения заслуживает и политика группы в подборе солисток: будучи весьма посредственными вокалистами (в чем легко можно убедиться, прослушав в бонусах "мужские" версии песен), "Электроники" пригласили на запись голосистых девушек, в число которых попали даже "попсовые" Татьяна Буланова и Любаша. Большинство девушек спело с таким осязаемым удовольствием, что "Приключениям" оставалось только обеспечить им достойную инструментальную поддержку. С этим они справились: пусть аранжировки не блещут разнообразием, в бодрых рок-версиях (не панк!) песни Зацепина, Паулса, Крылатова, Дунаевского и прочих маэстро смотрятся великолепно. Лавры за это должны поровну разделить замечательные композиторы, хорошие певицы и скромные обработчики.
Теперь пройдемся по трек-листу. Песня "Звенит январская вьюга" была вполне себе рок-хитом еще в аутентичном исполнении Нины Бродской, поэтому от Тутты Ларсен потребовалась разве что звонкость, каковая и была получена несколько в ущерб точному попаданию в ноты; впрочем, песню это не портит. Юле Чичериной досталась "Песенка Пеппи Длинныйчулок" - сложно представить более органичное исполнение: единственное препятствие может возникнуть только у тех слушателей, которые недолюбливают чересчур легкомысленную и не очень эмоционально разнообразную чичеринскую манеру. Татьяна Буланова при помощи "Приключений Электроников" превратила "Колыбельную медведицы" в песню, под которую будет сложно заснуть — при этом сама певица узнаваема и проникновенна. "Луну-луну" поет новая вокалистка группы "Слот" - и, кажется, всю дорогу мучается от осознания того, что до голоса Софии Ротару ей как до Луны: благо "Электроники" сделали песню в эстетике "альтернативного хита", для которого этот вокал вполне сносен. Как нужно обходиться с классиками, в следующем треке демонстрирует Елена Никитаева: с одной стороны, она исполняет "Делу время" уважительно по отношению к Алле Пугачевой, с другой — дает понять, что она поет не хуже, и слушателю очень сложно с ней не согласиться. Малоизвестные "Rusалки" такой уверенностью в себе похвастаться не могут и обходятся в "Гадалке" тщательным подражанием оригиналу. Довольно неудачным номером оказалась "Надежда" в исполнении Татьяны Литвиненко: видимо, духоподъемные советские песни — не конек романтичной певицы. Главный же провал диска — "Нежность", спетая Бутч: тут все мимо — от голоса до эмоциональной окраски; даже "Блестящие" спели бы точнее. Просчетом стало и приглашение всеядной Любаши, которая умеет как автор органично писать и для Линды, и для Ветлицкой, а как исполнитель отличается какой-то неистребимой колхозностью: трогательную и сентиментальную "Песенку Мамонтенка", которую тяжело слушать без комка в горле в любой версии (даже когда сам поешь ее ребенку), Любаша умудрилась сделать абсолютно безлико. На этом фоне гораздо симпатичнее получилась "Песенка Царевны Забавы" (из мультфильма "Летучий корабль") в исполнении радиоведущей Кати Срывковой. Таня Конфета, которая успела уйти из музыки, пока "Электроники" готовили этот диск к выпуску, прекрасно вжилась в образ Мэри Поппинс, исполняя "Леди совершенство". Даша Давыдова удачно скрестила в кавер-версии "Моей душе покоя нет" панк-оторванность с нежностью, а Блондинка Ксю в "Песне о снежинке" обошлась только первым — поэтому всерьез сравнивать ее с Ларисой Долиной, поющей в оригинале девичьим голосом, было бы ошибкой. Диск не надоедает слушателю почти до самого финала — а в роли "почти" выступают те самые три бонуса с неверными мужскими голосами. Правда, среди них есть интересная версия "Нежности" с новым текстом от лица того самого летчика.
Алексей Мажаев, InterMedia
«Серебро» - «Перепутала» ****
2015, «Монолит»
Группа «Серебро» как-то активизировалась и бомбардирует слушателей синглами – видать, не за горами большой релиз. Хотя полнометражные альбомы выпускать ни к чему, если каждая новая песня, сопровождаемая провокационным клипом, будет вызывать большой резонанс – а ведь «Серебро» и их продюсер Максим Фадеев хорошо знают, как его устроить.
Вышло так, что сначала я послушал сингл «Перепутала» - и он показался мне не более чем милой среднетемповой песней с относительно запоминающимся припевом и типичной девичьей любовной лирикой, в создании которой неплохо поднаторела солистка и соавтор Фадеева Ольга Серябкина. Ну а уже потом я ознакомился с клипом на эту песню.
Что тут сказать: вне видеоряда песня работает процентов на 30 и кажется вполне проходной. Но клип нужно посмотреть как можно быстрее – мало ли что взбредёт в голову коллективному Человеку Запрещающему; там, где здравомыслящий зритель увидит красивых девок с необычной тягой к чёрному юмору, охранитель непременно узреет пропаганду суицида и агрессивную сексуальность. Гармоничным фоном к видеоклипу, от которого невозможно оторвать глаз ни «разрешителю», ни «запретителю», служит песня «Перепутала». С этой картинкой она неумолимо оккупирует мозг, и, услышав её где-нибудь, вы, может, и не сразу вспомните, кто поёт, но обрадуетесь песне, как родной. Но только в таком порядке: без видео – необязательный трек, с видео – хит сезона.
Алексей Мажаев,InterMedia
Витас доверил создание клипа на песню «Мне бы в небо» поклонникам
Витас запустил конкурс для поклонников на создание авторской версии видеоклипа «Мне бы в небо». Весной этого года артист снял клип на эту песню с певицей Ксеноной, с которой они ее исполняли дуэтом, и музыканты остались довольны результатом. Однако сейчас перед релизом нового альбома Витаса «Мне бы в небо» подготовлена соло-версия песни, и певец предложил всем творчески заинтересованным людям сделать свою версию клипа именно на ее сольный вариант.
Творения поклонников Витас будет отсматривать сам. В свой день рождения он выберет победителя из числа претендентов и возьмет его с собой на концерт в Пекине с новой программой «Скажи, что ты любишь», который состоится в будущем году.
«Иван Купала» - «Родина» ****
«Яндекс.Музыка». Релиз диска состоялся в июле.
«Получилось, что мы не появлялись с новыми песнями более семи лет, - объяснял «спикер» «Ивана Купалы» Алексей Румянцев, когда работа над «Родиной» вышла на финишную прямую. - Во многом это связано с тем, что в нашем случае работа над новыми песнями, работа над новыми альбомами, она достаточно трудна. Проводится очень тщательная реставрационная работа, которая позволяет нам получать фольклорные записи в том качестве, в котором они пригодны для использования в наших треках. Такой процесс, к сожалению, отнимает очень много времени и с каждым новым разом, с каждым новым альбомом количество затраченного времени, к сожалению, увеличивается в геометрической прогрессии. В таких трудах как-то очень быстро и незаметно пролетело семь лет, и наконец-то альбом готов». После этого оптимистичного разъяснения прошла еще пара лет, и «Родина» наконец-то вышла. В кропотливом творческом подходе «купальцев» со времен премьеры «Костромы» (1999) мало что изменилось – но как же поменялся ландшафт вокруг! Когда аутентичная этно-музыка в электронном обрамлении дебютировала в конце «лихих 90-х», это интересовало всех. «Наше радио» утянуло песни «Купалы» в свою норку, MTV с помощью группы облагораживало эфир на фоне киркоровых и рук вверх, новость о появлении концертного состава обошла едва ли не первые полосы газет, а уж о возрождении национальной культуры с помощью «Ивана Купалы» не кричал только ленивый… Музыканты, будь они чуть поразговорчивее, могли бы стать мега-звездами и не сходить с обложек, даже не слишком стараясь записывать новые альбомы. Но они предпочли на десяток лет уйти в себя и углубиться в творчество – чтобы выплыв с «Родиной», обнаружить, что теперь это искусство здесь мало кому интересно, а главной музыкальной новостью за полгода является 40-секундный танец на месте бывшего бассейна.
Не будем здесь вспоминать о «возрождении национальной культуры» - уж больно сильную зевоту вызывает это словосочетание. Не будем ругать 90-е: как минимум, по степени любопытства ко всему новому и необычному они дадут большую фору нынешнему и прошлому десятилетиям. «Иван Купала» стал жертвой двух крайностей: сначала их подняли даже на те щиты, на которые они и не думали взбираться. А сейчас на все их эксперименты взирают с пресыщенным равнодушием. И MTV давно не интересуется музыкой, и аутентичный фолк вернулся в культурные резервации. Туда же со своим новым альбомом отправился и «Иван Купала».
При нормальном состоянии умов, страны и шоу-бизнеса возвращение группы стало бы, может, и не триумфальным, но заметным, а кропотливость и перфекционизм только добавил бы к ним уважения. «Иван Купала» - крепкий проект, удачно нашедший свою нишу и с каждым альбомом звучащий все интереснее и профессиональнее. Великолепна обложка «Родины»: летящий в небе домик с клочком земли – прекрасная метафора здорового отношения к корням. Фольклорное пение бабок дополнено на пластинке фрагментами народных сказок в их же исполнении. Голоса вокалисток, кстати, весьма напоминают те, что произвели такой фурор во времена «Костромы»; даже если бабушки другие, это не отменяет гуманистического посыла: пусть старушки живут долго и записывают с «Иваном Купалой» еще десяток альбомов. Что касается аранжировочных приемов, то они стали гораздо разнообразнее: после радости узнавания быстро приходит понимание, на что, собственно, было «незаметно» потрачено десять лет. У «Купалы» появились и восточные мотивы (см. «Балабай» или «Гамелан»), и много музыки a la Enigma, и просто сами по себе сильные мелодии. А такие треки, как «Коток», «Жито», «Лося» и «Родина», были бы уместны и звучали бы свежо и красиво на волне практически любого формата.
Алексей Мажаев, InterMedia