СБОРНИК "НЕВИДИМАЯ МУЗЫКА. ПРОЯВЛЕНИЕ ПЕРВОЕ"
В отличие от десятков подобных сборников, у "Невидимой музыки" имеется четко сформулированная идеология. Обычно составители предлагают слушателю самому догадаться, что они хотели сказать своим собранием электронных треков. Мессидж при этом закладывается самый несложный и весьма агрессивный: мол, пора прекратить жрать телепопсу и вместо этого вкусить изысканных космично-подводных произведений, наигранных дома на компьютере одним пальцем. Только электронная русская музыка конкурентоспособна на Западе и может там продасться тиражом экземпляров в 500. А наш шоу-бизнес, которому до компьютерных гениев нет дела, — просто … (далее следуют невысказанные, но подразумевающиеся ругательства в адрес шоу-бизнеса). "Невидимая музыка" куда более деликатна в описании своих задач и скромна в преследуемых целях: "серия сборников актуальной музыки… начинающих музыкантов и групп, которые по разным причинам до настоящего момента оставались без внимания… Хочется надеяться, что многие из представленных на сборнике групп получат свою долю известности и признания".
Щадит слушателя и трек-лист, снабженный комментариями к каждой представленной композиции. Здесь продюсеры "Невидимой музыки" тоже проявили больше человеколюбия, в том числе и к участникам сборника: если вам понравились на слух треки каких-то музыкантов, можно не отходя от кассы получить о них минимальную информацию. Обычно от электронных составителей этого не дождешься: не желая идти на поводу у ленивых потребителей, они по максимуму засекречивают все, что возможно. Чем они руководствуются, понятно: "продвинутый" слушатель, не дожидающийся, что прогрессивную музыку ему принесут на блюдечке с известной каемочкой, должен и информацию нарывать с таким же трудом, и непременно самостоятельно. С этой точки зрения нельзя не оценить "Невидимую музыку", не стесняющуюся брать на себя просветительские функции, пусть и в скромном объеме.
Музыкальное наполнение нового сборника оказалось при этом вполне предсказуемым. "Актуальные начинающие группы" играют, конечно же, трип-хоп, лаунж, булькающий эмбиент и т.д. "Люмены" делают музыку в духе "Весны на улице Карла Юхана", и тоже с женским вокалом, группа с антикоммерческим названием Antimateria играет вполне форматный поп-дэнс, еще менее внятно именующийся проект "Ясный - Svetly" тоже вполне реально представить звучащим по радио, а "Невидимки, смотрящие на ботинки" и Антон Лански производят самоуглубленный эмбиент. Немного выбиваются из общей стилистической картины брит-поповые "Кедры-выдры", представленные, правда, ремиксом на "Зиму". Группа Jermook тоже выходит из ряда вон, но не жанром, а качеством музыки: их трип-хоповый трек "Yars ur e" невозможно не выделить, даже если вы используете сборник исключительно в качестве фона (собственно, это самое верное ему применение).
Что же дальше? Сможет ли "первое проявление" обеспечить участникам долю "известности и признания"? Да нет, конечно. Ни о каких шоу-бизнесовых шагах навстречу подпольным электронщикам мечтать нельзя, да и бессмысленно. Но если после этого сборника больше народа узнает о существовании небезынтересных отечественных трип-хоп-проектов, а пара инди-поп-коллективов получит хотя бы культовую популярность, то миссию новой серии можно будет считать выполненной.
Алексей Мажаев, InterMedia
«Серебро» - «Перепутала» ****
2015, «Монолит»
Группа «Серебро» как-то активизировалась и бомбардирует слушателей синглами – видать, не за горами большой релиз. Хотя полнометражные альбомы выпускать ни к чему, если каждая новая песня, сопровождаемая провокационным клипом, будет вызывать большой резонанс – а ведь «Серебро» и их продюсер Максим Фадеев хорошо знают, как его устроить.
Вышло так, что сначала я послушал сингл «Перепутала» - и он показался мне не более чем милой среднетемповой песней с относительно запоминающимся припевом и типичной девичьей любовной лирикой, в создании которой неплохо поднаторела солистка и соавтор Фадеева Ольга Серябкина. Ну а уже потом я ознакомился с клипом на эту песню.
Что тут сказать: вне видеоряда песня работает процентов на 30 и кажется вполне проходной. Но клип нужно посмотреть как можно быстрее – мало ли что взбредёт в голову коллективному Человеку Запрещающему; там, где здравомыслящий зритель увидит красивых девок с необычной тягой к чёрному юмору, охранитель непременно узреет пропаганду суицида и агрессивную сексуальность. Гармоничным фоном к видеоклипу, от которого невозможно оторвать глаз ни «разрешителю», ни «запретителю», служит песня «Перепутала». С этой картинкой она неумолимо оккупирует мозг, и, услышав её где-нибудь, вы, может, и не сразу вспомните, кто поёт, но обрадуетесь песне, как родной. Но только в таком порядке: без видео – необязательный трек, с видео – хит сезона.
Алексей Мажаев,InterMedia
Витас доверил создание клипа на песню «Мне бы в небо» поклонникам
Витас запустил конкурс для поклонников на создание авторской версии видеоклипа «Мне бы в небо». Весной этого года артист снял клип на эту песню с певицей Ксеноной, с которой они ее исполняли дуэтом, и музыканты остались довольны результатом. Однако сейчас перед релизом нового альбома Витаса «Мне бы в небо» подготовлена соло-версия песни, и певец предложил всем творчески заинтересованным людям сделать свою версию клипа именно на ее сольный вариант.
Творения поклонников Витас будет отсматривать сам. В свой день рождения он выберет победителя из числа претендентов и возьмет его с собой на концерт в Пекине с новой программой «Скажи, что ты любишь», который состоится в будущем году.
«Иван Купала» - «Родина» ****
«Яндекс.Музыка». Релиз диска состоялся в июле.
«Получилось, что мы не появлялись с новыми песнями более семи лет, - объяснял «спикер» «Ивана Купалы» Алексей Румянцев, когда работа над «Родиной» вышла на финишную прямую. - Во многом это связано с тем, что в нашем случае работа над новыми песнями, работа над новыми альбомами, она достаточно трудна. Проводится очень тщательная реставрационная работа, которая позволяет нам получать фольклорные записи в том качестве, в котором они пригодны для использования в наших треках. Такой процесс, к сожалению, отнимает очень много времени и с каждым новым разом, с каждым новым альбомом количество затраченного времени, к сожалению, увеличивается в геометрической прогрессии. В таких трудах как-то очень быстро и незаметно пролетело семь лет, и наконец-то альбом готов». После этого оптимистичного разъяснения прошла еще пара лет, и «Родина» наконец-то вышла. В кропотливом творческом подходе «купальцев» со времен премьеры «Костромы» (1999) мало что изменилось – но как же поменялся ландшафт вокруг! Когда аутентичная этно-музыка в электронном обрамлении дебютировала в конце «лихих 90-х», это интересовало всех. «Наше радио» утянуло песни «Купалы» в свою норку, MTV с помощью группы облагораживало эфир на фоне киркоровых и рук вверх, новость о появлении концертного состава обошла едва ли не первые полосы газет, а уж о возрождении национальной культуры с помощью «Ивана Купалы» не кричал только ленивый… Музыканты, будь они чуть поразговорчивее, могли бы стать мега-звездами и не сходить с обложек, даже не слишком стараясь записывать новые альбомы. Но они предпочли на десяток лет уйти в себя и углубиться в творчество – чтобы выплыв с «Родиной», обнаружить, что теперь это искусство здесь мало кому интересно, а главной музыкальной новостью за полгода является 40-секундный танец на месте бывшего бассейна.
Не будем здесь вспоминать о «возрождении национальной культуры» - уж больно сильную зевоту вызывает это словосочетание. Не будем ругать 90-е: как минимум, по степени любопытства ко всему новому и необычному они дадут большую фору нынешнему и прошлому десятилетиям. «Иван Купала» стал жертвой двух крайностей: сначала их подняли даже на те щиты, на которые они и не думали взбираться. А сейчас на все их эксперименты взирают с пресыщенным равнодушием. И MTV давно не интересуется музыкой, и аутентичный фолк вернулся в культурные резервации. Туда же со своим новым альбомом отправился и «Иван Купала».
При нормальном состоянии умов, страны и шоу-бизнеса возвращение группы стало бы, может, и не триумфальным, но заметным, а кропотливость и перфекционизм только добавил бы к ним уважения. «Иван Купала» - крепкий проект, удачно нашедший свою нишу и с каждым альбомом звучащий все интереснее и профессиональнее. Великолепна обложка «Родины»: летящий в небе домик с клочком земли – прекрасная метафора здорового отношения к корням. Фольклорное пение бабок дополнено на пластинке фрагментами народных сказок в их же исполнении. Голоса вокалисток, кстати, весьма напоминают те, что произвели такой фурор во времена «Костромы»; даже если бабушки другие, это не отменяет гуманистического посыла: пусть старушки живут долго и записывают с «Иваном Купалой» еще десяток альбомов. Что касается аранжировочных приемов, то они стали гораздо разнообразнее: после радости узнавания быстро приходит понимание, на что, собственно, было «незаметно» потрачено десять лет. У «Купалы» появились и восточные мотивы (см. «Балабай» или «Гамелан»), и много музыки a la Enigma, и просто сами по себе сильные мелодии. А такие треки, как «Коток», «Жито», «Лося» и «Родина», были бы уместны и звучали бы свежо и красиво на волне практически любого формата.
Алексей Мажаев, InterMedia