СБОРНИК "EUROVISION SONG CONTEST ATHENS 2006"
В традиционный "евровиденный" альбом вошли песни 37 участников 51-го конкурса в Афинах. Обычно вынести такое количество замшелой эстрады, иногда сдобренной балканскими мотивами, было делом почти невозможным. Однако последний конкурс оказался гораздо более удачным и вообще веселым — кроме победы финских хард-попперов Lordi, второго места Димы Билана и балерины в рояле, "Евровидение" принесло и несколько музыкальных удач. Не то чтобы готовых поп-хитов, но по крайней мере менее скучных песен, чем обычно. Целиком двойной альбом слушать, конечно, не следует, потому что скверные и устаревшие лет на двадцать композиции здесь все-таки преобладают. Но — редкий случай — афинское "Евровидение" оставило несколько песен, воспоминания о которых иногда хочется освежить в памяти: тут-то этот сборник и пригодится. На альбоме песни идут в относительно алфавитном порядке согласно названиям стран-участниц. Мы же, вооружившись итоговой таблицей, переслушаем их в соответствии с занятыми на конкурсе местами.
Выиграли, к радости и удивлению, Lordi (Финляндия) с песней "Hard Rock Hallelujah": карнавал монстров, обрядившихся в наряды любимых героев фильмов ужасов, не оставил еврозрителей равнодушными. В музыкальном отношении номер финнов тоже был из ряда вон выходящим (для "Евровидения"): мелодичный хард-рок, звучащий довольно "попсово" по меркам своего жанра, на фоне привычного "евростандарта" приятно удивлял бодростью духа и жесткостью аранжировок. Кстати говоря, если бы мистер Лорди пел свою "Аллилуйю" не гроулингом, а чистым высоким голосом — хит был бы почище, чем "Я свободен".
О песне серебряного призера Димы Билана "Never Let You Go" много говорить бессмысленно — она и сейчас звучит из каждого второго утюга. Надо сказать, что показавшийся поначалу весьма бесцветным трек по мере ротирования сильно прибавил в узнаваемости. Российский посланник на конкурсе не опозорился, но его номер все-таки будет ассоциироваться не с вокально-мелодическими достижениями, а с вылезающей из рояля балериной.
Билана долго преследовала Босния и Герцеговина (Hari Mata Hari с композицией "Leila"). На самом конкурсе боснийский солист не очень впечатлил, но расслышанный на диске трек оказался довольно приятной лирической балладой в духе Энгельберта Хампердинка, но с балканским колоритом (к счастью, не очень навязчиво подчеркиваемым). Почти то же самое можно сказать о занявшей четвертое место румынской песней "Tornero" в исполнении Михая Трайстариу — только там не баллада, а летний хит с налетом латино. Пятерку лучших замкнула шведка Карола с торжественной "аббаподобной" песней "Invincible".
Литовцы LT United покорили зрителей наглым заявлением "We Are The Winners (Of Eurovision)". Кроме этого самоуверенного, но привязчивого рефрена, в песне и нет ничего — жаль, что ухмылки, ужимки и прыжки литовских рок-звезд на компакт-диске не видны, с ними, конечно, гораздо веселее. Тина Кароль с очередной плясовой "Show Me Your Love" а-ля Руслана Лыжичко и не очень хорошим английским еще раз доказала, что танец является важнейшим из искусств на Конкурсе песни — но все-таки уже недостаточным для победы. Восьмерку замкнула дебютировавшая на "Евровидении" Армения — Андрэ тоже привез с собой в Афины дозированный национальный колорит.
Из тех номеров, которые зрители не оценили, хочется отметить традиционную ирландскую балладу Брайана Кеннеди (10-е место), немецкое кантри Texas Lightning (15-е место) и особенно оставшийся почему-то только 17-м хит "If We All Give A Little" посланцев Швейцарии "Six4one". Возможно, ко времени голосования публика забыла номер, который был первым в финале — но теперь в спокойной обстановке нужно оценить его, послушав диск конкурсантов.
Алексей Мажаев, InterMedia
«Серебро» - «Перепутала» ****
2015, «Монолит»
Группа «Серебро» как-то активизировалась и бомбардирует слушателей синглами – видать, не за горами большой релиз. Хотя полнометражные альбомы выпускать ни к чему, если каждая новая песня, сопровождаемая провокационным клипом, будет вызывать большой резонанс – а ведь «Серебро» и их продюсер Максим Фадеев хорошо знают, как его устроить.
Вышло так, что сначала я послушал сингл «Перепутала» - и он показался мне не более чем милой среднетемповой песней с относительно запоминающимся припевом и типичной девичьей любовной лирикой, в создании которой неплохо поднаторела солистка и соавтор Фадеева Ольга Серябкина. Ну а уже потом я ознакомился с клипом на эту песню.
Что тут сказать: вне видеоряда песня работает процентов на 30 и кажется вполне проходной. Но клип нужно посмотреть как можно быстрее – мало ли что взбредёт в голову коллективному Человеку Запрещающему; там, где здравомыслящий зритель увидит красивых девок с необычной тягой к чёрному юмору, охранитель непременно узреет пропаганду суицида и агрессивную сексуальность. Гармоничным фоном к видеоклипу, от которого невозможно оторвать глаз ни «разрешителю», ни «запретителю», служит песня «Перепутала». С этой картинкой она неумолимо оккупирует мозг, и, услышав её где-нибудь, вы, может, и не сразу вспомните, кто поёт, но обрадуетесь песне, как родной. Но только в таком порядке: без видео – необязательный трек, с видео – хит сезона.
Алексей Мажаев,InterMedia
Витас доверил создание клипа на песню «Мне бы в небо» поклонникам
Витас запустил конкурс для поклонников на создание авторской версии видеоклипа «Мне бы в небо». Весной этого года артист снял клип на эту песню с певицей Ксеноной, с которой они ее исполняли дуэтом, и музыканты остались довольны результатом. Однако сейчас перед релизом нового альбома Витаса «Мне бы в небо» подготовлена соло-версия песни, и певец предложил всем творчески заинтересованным людям сделать свою версию клипа именно на ее сольный вариант.
Творения поклонников Витас будет отсматривать сам. В свой день рождения он выберет победителя из числа претендентов и возьмет его с собой на концерт в Пекине с новой программой «Скажи, что ты любишь», который состоится в будущем году.
«Иван Купала» - «Родина» ****
«Яндекс.Музыка». Релиз диска состоялся в июле.
«Получилось, что мы не появлялись с новыми песнями более семи лет, - объяснял «спикер» «Ивана Купалы» Алексей Румянцев, когда работа над «Родиной» вышла на финишную прямую. - Во многом это связано с тем, что в нашем случае работа над новыми песнями, работа над новыми альбомами, она достаточно трудна. Проводится очень тщательная реставрационная работа, которая позволяет нам получать фольклорные записи в том качестве, в котором они пригодны для использования в наших треках. Такой процесс, к сожалению, отнимает очень много времени и с каждым новым разом, с каждым новым альбомом количество затраченного времени, к сожалению, увеличивается в геометрической прогрессии. В таких трудах как-то очень быстро и незаметно пролетело семь лет, и наконец-то альбом готов». После этого оптимистичного разъяснения прошла еще пара лет, и «Родина» наконец-то вышла. В кропотливом творческом подходе «купальцев» со времен премьеры «Костромы» (1999) мало что изменилось – но как же поменялся ландшафт вокруг! Когда аутентичная этно-музыка в электронном обрамлении дебютировала в конце «лихих 90-х», это интересовало всех. «Наше радио» утянуло песни «Купалы» в свою норку, MTV с помощью группы облагораживало эфир на фоне киркоровых и рук вверх, новость о появлении концертного состава обошла едва ли не первые полосы газет, а уж о возрождении национальной культуры с помощью «Ивана Купалы» не кричал только ленивый… Музыканты, будь они чуть поразговорчивее, могли бы стать мега-звездами и не сходить с обложек, даже не слишком стараясь записывать новые альбомы. Но они предпочли на десяток лет уйти в себя и углубиться в творчество – чтобы выплыв с «Родиной», обнаружить, что теперь это искусство здесь мало кому интересно, а главной музыкальной новостью за полгода является 40-секундный танец на месте бывшего бассейна.
Не будем здесь вспоминать о «возрождении национальной культуры» - уж больно сильную зевоту вызывает это словосочетание. Не будем ругать 90-е: как минимум, по степени любопытства ко всему новому и необычному они дадут большую фору нынешнему и прошлому десятилетиям. «Иван Купала» стал жертвой двух крайностей: сначала их подняли даже на те щиты, на которые они и не думали взбираться. А сейчас на все их эксперименты взирают с пресыщенным равнодушием. И MTV давно не интересуется музыкой, и аутентичный фолк вернулся в культурные резервации. Туда же со своим новым альбомом отправился и «Иван Купала».
При нормальном состоянии умов, страны и шоу-бизнеса возвращение группы стало бы, может, и не триумфальным, но заметным, а кропотливость и перфекционизм только добавил бы к ним уважения. «Иван Купала» - крепкий проект, удачно нашедший свою нишу и с каждым альбомом звучащий все интереснее и профессиональнее. Великолепна обложка «Родины»: летящий в небе домик с клочком земли – прекрасная метафора здорового отношения к корням. Фольклорное пение бабок дополнено на пластинке фрагментами народных сказок в их же исполнении. Голоса вокалисток, кстати, весьма напоминают те, что произвели такой фурор во времена «Костромы»; даже если бабушки другие, это не отменяет гуманистического посыла: пусть старушки живут долго и записывают с «Иваном Купалой» еще десяток альбомов. Что касается аранжировочных приемов, то они стали гораздо разнообразнее: после радости узнавания быстро приходит понимание, на что, собственно, было «незаметно» потрачено десять лет. У «Купалы» появились и восточные мотивы (см. «Балабай» или «Гамелан»), и много музыки a la Enigma, и просто сами по себе сильные мелодии. А такие треки, как «Коток», «Жито», «Лося» и «Родина», были бы уместны и звучали бы свежо и красиво на волне практически любого формата.
Алексей Мажаев, InterMedia